о признание незаконным бездействие МКОУ



Дело № 2-315/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2012 года                   г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

В составе председательствующего судьи Фатюшиной Т.А.

при секретаре Бритько М.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> к Муниципальному казенному образовательному учреждению «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа » и Администрации <данные изъяты>, Управлению образования Администрации <данные изъяты> о признании бездействия незаконным и обязании исполнить санитарно-эпидемиологические требования, суд

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по <данные изъяты> обратилось в суд с данным иском. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> вынесены постановления по делу об административном правонарушении , , в соответствии с которыми муниципальное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа » привлечена к административной ответственности по статье 6.6 КоАП РФ и статье 6.7 КоАП РФ за нарушения СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; Санитарных правил СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»; СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях». Кроме того установлено, что муниципальное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа » переименовано в муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа » (далее - МКОУ «<данные изъяты> СОШ » на основании постановления администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ . В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства в МКОУ «<данные изъяты> СОШ », с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Ответственность за выполнение данного предписания возложена на МКОУ «<данные изъяты> СОШ ». В соответствии с указанным предписанием ответчику предписывалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения п. 5, п. 7, п. 11 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях»; п. 19, п. 29 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». В связи с тем, что 01.09.2011 г. введены в действие санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» утратило силу. Следовательно, проверка выполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ проведена на соответствие СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика проведена внеплановая проверка, предметом которой являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ . В ходе проведения данной проверки, обнаружено невыполнение в установленный срок пунктов 5, 7, 11, 19, 29 выданного предписания, а именно: п. 5. Нарушения п. 4.25. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в части оборудования в санитарных узлах унитазов из расчета: 1 унитаз на 20 девочек и 1 унитаз и 1 писсуар на 30 мальчиков; п. 7. Нарушения п. 5.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в части приобретения в учебные помещения начальных классов школьной мебели соответствующей ростовым особенностям обучающихся; П. 11. Нарушения п. 12.3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в части проведения ремонта фрамуг в помещениях учреждения; П. 19. Нарушения п. 2.6. Санитарных правил СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части недопущения питания обучающихся в отдельно стоящем здании не соединенном с основным зданием образовательного учреждения, отапливаемым переходом; П. 29. Нарушения п. 6.5. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части обеспечения работы пищеблока по согласованному с органами Роспотребнадзора цикличному 10-ти дневному меню.

По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. До настоящего времени предписание не исполнено. Несоблюдение вышеуказанных требований санитарного законодательства может привести к возникновению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний среди обучающихся учреждения, иных лиц, которые посещают здание и помещения школы. Таким образом, несоблюдение МКОУ «<данные изъяты> СОШ » вышеуказанных требований санитарного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

Как следует из п. 1.2. Устава Учредителем Учреждения является муниципальное образование У....... район. Функции полномочия учредителя в отношении МКОУ «<данные изъяты> СОШ » выполняет Управление образования администрации <данные изъяты>. Согласно п. 1.3. Устава Учреждение находится в ведении Управления образования администрации <данные изъяты>, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Как следует из п. 1.5. Устава МКОУ «<данные изъяты> СОШ » является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевые счета, бланки, штампы, круглую печать со своим наименованием и наименованием Учредителя на русском языке. Как следует из п. 1.7. Устава МКОУ «<данные изъяты> СОШ », Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник. Как следует из п. 1.11. Устава МКОУ «<данные изъяты> СОШ », финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств муниципального бюджета по утвержденной Учредителем бюджетной смете при казначейской системе исполнения бюджета.

Поскольку устранение вышеуказанных нарушений требований санитарного законодательства потребует значительных денежных средств, обязанность по устранению указанного нарушения должна быть возложена на МКОУ «<данные изъяты> СОШ », Управление образования администрации <данные изъяты> и Администрацию <данные изъяты> совместно.

Нарушения, допущенные ответчиками, создают реальную угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний. В частности, отсутствие необходимого количества унитазов из расчета: 1 унитаз на 20 девочек и 1 унитаз и 1 писсуар на 30 мальчиков приводит к несоблюдению правил личной гигиены детьми и может стать причиной возникновения инфекционных и паразитарных заболеваний среди детей. Отсутствие в учебных помещениях начальных классов школьной мебели в соответствии с ростовыми особенностями обучающихся, может стать причиной нарушения осанки у детей. Не проведение ремонта фрамуг в помещениях учреждения является причиной некачественного проветривания помещений, в результате чего могут возникнуть массовые инфекционные заболевания среди детей учреждения. Питание обучающихся организовано в отдельно стоящем здании не соединенном с основным зданием образовательного учреждения, отапливаемым переходом, в связи, с чем существует вероятность посещения пищеблока учащимися без верхней одежды, что может стать причиной переохлаждения и возникновения массовых инфекционных заболеваний. Не обеспечение работы пищеблока по согласованному с органами Роспотребнадзора цикличному 10-ти дневному меню приводит к несбалансированному пищевому рациону учащихся, следовательно, не организовано полноценное питание. МКОУ «<данные изъяты> СОШ » осуществляет деятельность, связанную с обучением и воспитанием детей школьного возраста. Требования данных санитарных правил направлены на недопущение возникновения очага массового инфекционного заболевания и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения. Ссылаясь на ст. 42 Конституции РФ, ст. ст. 8, 11, 39, 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», ст. 12, ст. 150 ГК РФ истец просит признать незаконным бездействие МКОУ «<данные изъяты> СОШ », Администрации <данные изъяты> и Управления образования администрации <данные изъяты> по принятию совместных мер для устранения нарушений требований санитарного законодательства, выраженное в неисполнении пунктов 5, 7, 11, 19, 29 предписания должного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ . Обязать МКОУ «<данные изъяты> СОШ », Администрацию <данные изъяты>, Управление образования администрации <данные изъяты> совместно исполнить требования: п. 4.25. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: оборудовать в санитарных узлах унитазы из расчета: 1 унитаз на 20 девочек и 1 унитаз и 1 писсуар на 30 мальчиков в срок до 01 сентября 2014 года; исполнить требование п. 5.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», приобрести школьную мебель соответствующей ростовым особенностям обучающихся в учебные помещения начальных классов в срок до 01 сентября 2014 года; исполнить требование п. 12.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: провести ремонт или замену фрамуг в помещениях учреждения в срок до 01 сентября 2015 года; исполнить требование п. 2.6. Санитарных правил СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»: обеспечить питание обучающихся в здании соединенном с основным зданием образовательного учреждения, отапливаемым переходом в срок до 01 сентября 2015 года; исполнить требование п. 6.5 Санитарных правил СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»: обеспечить работу пищеблока по согласованному с органами Роспотребнадзора цикличному 10-ти дневному меню в срок до 01 сентября 2014 года.

В судебное заседание представитель Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. От представителя истца О.., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика директор МКОУ «<данные изъяты> СОШ » Шабалина О.А., действующая на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, иск признала. Дополнительно пояснила, что в связи с недостаточным финансированием образовательного учреждения требования санитарного законодательства устранены в неполном объеме. В настоящее время совместно с администрацией района и управлением образования вносятся изменения в перспективный план по устранению нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Исполнение предписания и устранение нарушений санитарного законодательства по пунктам, обозначенным в исковом заявлении, будут выполнены в установленные сроки.

Представитель ответчика Администрации <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. От представителя ответчика М., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования признают.

Представитель ответчика Управления образования Администрации <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания от ответчика не поступало.

Заслушав представителя ответчика МКОУ «<данные изъяты> СОШ », исследовав материалы и обстоятельства дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.

В силу ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников (ст. 51 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании»).

Судом установлено, что Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа » (далее МКОУ «<данные изъяты> СОШ ») осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ. Является некоммерческой организацией (п. 1.1, п. 2.3 Устава).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> проведена проверка соблюдения МКОУ «<данные изъяты> СОШ » законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

По результатам проведенной проверки начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ вынесены постановления по делу об административном правонарушении , , которыми МКОУ «<данные изъяты> СОШ » привлечено к административной ответственности по ст. 6.6, ст. 6.7 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафов (л.д. 10-25).

Согласно выданному ответчику предписанию от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предписано МКОУ «<данные изъяты> СОШ » устранить выявленные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-31).

В соответствии со ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> проведена проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленного протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ нарушения, указанные в предписании от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени в полном объеме не устранены (л.д. 32-35), а именно: п. 4.25. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в части оборудования в санитарных узлах унитазов из расчета: 1 унитаз на 20 девочек и 1 унитаз и 1 писсуар на 30 мальчиков; нарушения п. 5.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в части приобретения в учебные помещения начальных классов школьной мебели соответствующей ростовым особенностям обучающихся; нарушения п. 12.3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в части проведения ремонта фрамуг в помещениях учреждения; нарушения п. 2.6. Санитарных правил СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части недопущения питания обучающихся в отдельно стоящем здании не соединенном с основным зданием образовательного учреждения, отапливаемым переходом; нарушения п. 6.5. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части обеспечения работы пищеблока по согласованному с органами Роспотребнадзора цикличному 10-ти дневному меню.

Согласно ч. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Неисполнение требований СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» может привести к возникновению алиментарных заболеваний учащихся школы, так как отсутствуют условия для обеспечения достаточной биологической ценности и разнообразия рациона питания, а также эпидемиологически безопасных условий для реализации продукции. Пребывание учащихся в данном учреждении способствует возникновению массовых инфекционных заболеваний (включая иерсиниозы, острые кишечные инфекции), так как отсутствуют условия для соблюдения правил личной гигиены учащимися.

В нарушение требований вышеприведенных норм и правил выявленные нарушения санитарного законодательства МКОУ «<данные изъяты> СОШ » не устранены.

Согласно ст. ст. 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 1.2 Устава учредителем МКОУ «<данные изъяты> СОШ » является муниципальное образование У..... район в лице Администрации <данные изъяты>.

Имущество Учреждения находится в собственности Красноярского края, отражается на самостоятельном балансе Учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ (раздел 5 Устава).

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: имущество, переданное школе его собственником или учредителем; средства, выделяемые целевым назначением из муниципального бюджета на основании утвержденной Учредителем бюджетной сметы или в соответствии с краевыми целевыми программами (п. 5.2. Устава).

Таким образом, Администрация <данные изъяты> и Управление образования Администрации <данные изъяты> являются надлежащими ответчиками по данному делу.

Учитывая, что непринятие мер МКОУ «<данные изъяты> СОШ », Управлением образования Администрации <данные изъяты> и Администрацией <данные изъяты>, в нарушение ст. 32 Федерального закона «Об образовании», по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, может повлиять на безопасность здоровья воспитанников образовательного учреждения, суд приходит к выводу о том, что бездействие ответчиков в данном случае является незаконным.

При таких обстоятельствах заявление Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа », Администрации <данные изъяты>, Управления образования Администрации <данные изъяты>, выразившееся в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа », Управление образования Администрации <данные изъяты> и Администрацию <данные изъяты> в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа », расположенном по адресу: <адрес>: оборудовать в санитарных узлах унитазы из расчета: 1 унитаз на 20 девочек и 1 унитаз и 1 писсуар на 30 мальчиков в срок до 01 сентября 2014 года; приобрести в учебные помещения начальных классов школьную мебель соответствующую ростовым особенностям обучающихся в срок до 01 сентября 2014 года; провести ремонт или замену фрамуг в помещениях учреждения в срок до 01 сентября 2015 года; обеспечить питание обучающихся в здании соединенном с основным зданием образовательного учреждения отапливаемым переходом в срок до 01 сентября 2015 года; обеспечить работу пищеблока по согласованному с органами Роспотребнадзова цикличному 10-ти дневному меню в срок до 01 сентября 2014 года.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в месячный срок.

Председательствующий: Фатюшина Т.А.