о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения санитарного законодательства



Дело № 2-410/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2012 года                   г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

В составе председательствующего судьи Фатюшиной Т.А.

при секретаре Бритько М.Н.,

с участием представителя истца Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> Остренко Н.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» Кулешовой Е.И., действующей по доверенности

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница», Администрации <данные изъяты> о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения санитарного законодательства, суд

                                                          УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по <данные изъяты> обратилось в суд с данным иском. Требования мотивированы тем, что МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» осуществляет свою деятельность на основании Устава ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствии с Уставом основными функциями МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» являются: оздоровление населения <данные изъяты>, снижение его общей заболеваемости и смертности, а также снижение младенческой и материнской смертности; проведение профилактической работы и санитарного просвещения. Основными видами деятельности МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» являются: медицинская деятельность; фармацевтическая деятельность; деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; деятельность, связанная с транспортировкой и хранением донорской крови, её компонентов и препаратов; предпринимательская деятельность. Медицинская деятельность МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» осуществляется в соответствии с лицензией № от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия до ДД.ММ.ГГГГ). Согласно Устава МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» и постановления Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» переименовано в МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ». Таким образом, МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» является правопреемником МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» в части исполнения предписания территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и должно нести ответственность за совершение административного правонарушения. ДД.ММ.ГГГГ Главным государственным санитарным врачом по городам <данные изъяты> вынесено постановление по делу об административном правонарушении , в соответствии с которым МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» привлечено к административной ответственности по ст. 6.4. КоАП Российской Федерации. Как указано в вышеназванном постановлении: ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов в прачечной МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», по адресу: <адрес> выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства, с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> выдано предписание об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Ответственность за выполнение данного предписания возложена на МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ». В соответствии с указанным предписанием, МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» предписывалось устранить выявленные нарушения: пункт 1 - п.п. 11.15, 11.17 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в части обеспечения помещения для разборки грязного белья в прачечной специальными промаркированными бельевыми тележками или другими аналогичными приспособлениями; пункт 2 - п.2.2., п.2.9., п.4.2., п.4.5. СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных», п.п. 4.2, 11.14 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в части устранения нарушений целостности покрытий поверхностей в помещениях прачечной (холле -весовой, сушилке белья для инфекционного отделения, бытовой, гардеробной для персонала, стиральном зале для инфекционных отделений, стиральном зале для неинфекционных отделений, сушилке белья для неинфекционных отделений, помещении для хранения чистого белья, комнате для хранения уборочного инвентаря); пункта 3 - п. 6.4 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в части устранения неисправности и обеспечения работы приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением в прачечной. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» проведена внеплановая выездная проверка (на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ ), предметом которого являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ . В ходе проведения проверки, обнаружено невыполнение в установленный срок пунктов 1, 3 предписания. По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. До настоящего времени указанные пункты предписания не исполнены, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено. В соответствии с п. 1.4. Устава функции и полномочия Учредителя осуществляет орган местного самоуправления - Администрация <данные изъяты> (далее по тексту Учредитель). Как следует из п. 1.8. МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, имеет печать со своим наименованием, бланки, утвержденные в установленном порядке. Пункт 4.3. гласит, что источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» являются: федеральный, краевой, местный бюджеты; средства обязательного медицинского страхования; средства, выделяемые целевым назначением из бюджета <данные изъяты> в виде субсидий на выполнение муниципального задания; средства, выделяемые целевым назначением в соответствии с целевыми программами; и пр. Поскольку устранение вышеуказанных нарушений требований санитарного законодательства потребует денежных средств, обязанность по устранению указанных нарушений должна быть возложена на МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», Администрацию <данные изъяты> совместно. Несоблюдение указанных правил может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний у пациентов больницы, персонала больницы, также иных лиц, которые посещают здание и помещения больницы. Ссылаясь на ст. ст. 12, 150 ГК РФ, ст. 24, пп.1 ч.2 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ, просят признать незаконным бездействие МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» и Администрации <данные изъяты>, выраженное в неисполнении предписания от ДД.ММ.ГГГГ специалиста-эксперта территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты>. Обязать МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» и Администрацию <данные изъяты> исполнить предписание от ДД.ММ.ГГГГ в прачечной МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», расположенной по адресу: <адрес>, а именно: пункт 1 - устранить нарушения п.п. 11.15, 11.17 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: обеспечить помещения разборки грязного белья в прачечной специальными промаркированными бельевыми тележками или другими аналогичными приспособлениями; пункт 3 - устранить нарушения п. 6.4 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: устранить неисправность и обеспечить работу приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением в прачечной в срок до 01 сентября 2013 года.

В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> Остренко Н.Н. настаивает на удовлетворении заявленных исковых требований, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» Кулешова Е.И. не возражает против удовлетворения требований Управления Роспотребнадзора по <адрес>.

Представитель Администрации <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. От ответчика поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя, против удовлетворения исковых требований не возражают.

Заслушав представителей истца и ответчика МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», исследовав материалы и обстоятельства дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.

В силу ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

Судом установлено, что Муниципальное бюджетное учреждение зравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» (далее МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ») создано с целью оздоровления населения <данные изъяты>, снижения его общей заболеваемости и смертности, а также снижения младенческой и материнской смертности, проведения профилактической работы и санитарного оповещения. Основными видами деятельности МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» в соответствии с Уставом являются: медицинская деятельность; фармацевтическая деятельность; деятельность, связанная с транспортировкой и хранением донорской крови, её компонентов и препаратов; предпринимательская деятельность.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> проведена проверка соблюдения МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

По результатам проведенной проверки начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление по делу об административном правонарушении , которым МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей (л.д. 13-17).

Согласно выданному по результатам проверки ответчику предписанию от ДД.ММ.ГГГГ МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» предписано устранить выявленные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12).

В соответствии со ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> проведена проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени указанные в предписании нарушения санитарного законодательства в полном объеме не устранены. Материалы дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» направлены для рассмотрения мировому судье.

В прачечной МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», расположенном по адресу: <адрес>, не устранены выявленные нарушения, а именно: пункт 1 - устранить нарушения п.п. 11.15, 11.17 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: обеспечить помещения разборки грязного белья в прачечной специальными промаркированными бельевыми тележками или другими аналогичными приспособлениями; пункт 3 - устранить нарушения п. 6.4 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: устранить неисправность и обеспечить работу приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением в прачечной.

Согласно ч. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Неисполнение требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний у пациентов больницы, персонала, а также иных лиц, которые посещают здание и помещения больницы.

В нарушение требований вышеприведенных норм и правил выявленные нарушения санитарного законодательства МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» не устранены.

Согласно п. 12 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

В силу ст. 13 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» к муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере здравоохранения, несут ответственность в пределах своей компетенции.

Из Устава МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» усматривается, что данное учреждение здравоохранения учреждено Администрацией <данные изъяты>. Источниками формирования имущества МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» являются в том числе бюджетные ассигнования.

Таким образом, Администрация <данные изъяты> является надлежащим ответчиком по данному делу.

Учитывая, что допущенные МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» нарушения создают реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, угрозу жизни и здоровью лиц, работающих в больнице, а также населения, бездействие МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» и Администрации <данные изъяты> в части неисполнения требований вышеуказанного предписания специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> - незаконно.

При таких обстоятельствах заявление Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» и Администрации <данные изъяты>, выразившееся в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» и Администрацию <данные изъяты>: в прачечной Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» по адресу: <адрес>, обеспечить помещения для разборки грязного белья в прачечной специальными промаркированными бельевыми тележками или другими аналогичными приспособлениями; устранить неисправность и обеспечить работу приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением в прачечной в срок до 01 сентября 2013 года.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в месячный срок.

Председательствующий:     Фатюшина Т.А.