Дело № 2-355/2012 Именем Российской Федерации 09 апреля 2012 года г. Ужур Ужурский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Фатюшиной Т.А. при секретаре Бритько М.Н. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску УРпоКр к МКОУ и Администрации У... о признании бездействия незаконным и обязании исполнить требования санитарного законодательства, суд УСТАНОВИЛ: УРпоКр обратилось в суд с данным иском. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ главным государственным санитарным врачом по городам <данные изъяты> Аккерт М.Р. вынесены постановления по делам об административных правонарушениях № в соответствии с которымидиректор МКОУ привлечен к административной ответственности по статьям 6.6, 6.7 КоАП РФза нарушения СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых общественных зданий» в МКОУ расположенном по адресу: <адрес>. В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства в МКОУ с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных и инфекционных заболеваний (отравлений) людей, ДД.ММ.ГГГГ специалистом- экспертом территориального отдела УРпоКр Гнеденко Е.Ю. выдано предписание № об устранении выявленных нарушений. Ответственность за выполнение данного предписания возложена на руководителя МКОУ В соответствии с указанным предписанием ответчику предписывалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения п. 2.6.2. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», таблицы 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых общественных зданий». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ №. МКОУ переименовано в МКОУ на основании постановления администрации У... от ДД.ММ.ГГГГ №. В связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ введен в действие СанПиН 2.4.2.2821- 10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" действие СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» утратило силу, следовательно, проверка выполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, проведена на соответствие СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". В ходе проведения данного мероприятия, обнаружено частичное не выполнение предписания от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: п. 1. - не обеспечены нормируемые показатели искусственной освещенности в учебных помещениях учреждения, что является нарушением требований п. 7.2.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", таблицы 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых общественных зданий»; п. 2 - не обеспечены нормируемые показатели искусственной освещенности в производственных помещениях пищеблока учреждения, что является нарушением требований таблицы 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых общественных зданий». По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. До настоящего времени указанные пункты предписания не исполнены, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено. Несоблюдение вышеуказанных требований санитарного законодательства может способствовать быстрому утомлению зрительного аппарата учащихся и приводить к снижению остроты зрения; низкая искусственная освещенность в помещениях пищеблока не обеспечивает безопасные для персонала условия труда, затрудняет работу персонала, снижает производительность, может приводить к заболеваниям органов зрения, несчастным случаям. Таким образом, несоблюдение МКОУ вышеуказанных требований санитарного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания. В соответствии с п. 1.2. Устава Учредителем учреждения является муниципальное образование У..., функции и полномочия Учредителя выполняет Управление образования администрации У.... Согласно раздела 5 Устава МКОУ имущество учреждения находится в муниципальной собственности Красноярского края, отражается на самостоятельном балансе учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления. В отношении этого имущества школа осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Как следует из п. 5.2. источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются: имущество, переданное школе его собственником или учредителем; средства, выделяемые целевым назначением из муниципального бюджета согласно утвержденной Учредителем бюджетной смете или в соответствии с краевыми целевыми программами; дары и пожертвования российских и иностранных юридических и физических лиц; иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации. Поскольку устранение вышеуказанных нарушений требований санитарного законодательства потребует денежных средств, обязанность по устранению указанных нарушений должна быть возложена на МКОУ Администрацию У... совместно. Нарушения, допущенные ответчиками, создают реальную угрозу развития алиментарных заболеваний. Деятельность ответчика связана с оказанием образовательных услуг населению по образовательным программам: начального общего, основного общего, среднего общего. В этой связи, исполнение обязанностей по соблюдению указанных требований санитарного законодательства направлены на недопущение возникновения очага массового инфекционного заболевания и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье учащихся является первоочередной обязанностью ответчика. Ссылаясь на ст. 42 Конституции РФ, ст. ст. 8, 11, 39, 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», ст. 12, ст. 150 ГК РФ истец просит признать незаконным бездействие МКОУ Администрации У... по принятию совместных мер для устранения нарушений требований санитарного законодательства, выраженное в неисполнении пунктов п. 7.2.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", таблицы 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых общественных зданий» в установленный срок предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать МКОУ Администрацию У... совместно исполнить требования: п. 1. - п. 7.2.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", таблицы 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых общественных зданий», обеспечить нормируемые показатели искусственной освещенности в учебных помещениях учреждения; п. 2 - таблицы 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых общественных зданий», обеспечить нормируемые показатели искусственной освещенности в производственных помещениях пищеблока учреждения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В судебное заседание представитель УРпоКр не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. От представителя истца Остренко Н.Н., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме. Представитель ответчика директор МКОУ Шабалина О.А., действующая на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, иск признала. Дополнительно пояснила, что в связи с недостаточным финансированием образовательного учреждения требования санитарного законодательства устранены в неполном объеме. В настоящее время совместно с администрацией района и управлением образования вносятся изменения в перспективный план по устранению нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Исполнение предписания и устранение нарушений санитарного законодательства по пунктам, обозначенным в исковом заявлении, будут выполнены в установленные сроки. Представитель ответчика Администрации У... Мержоева М.Г.. действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, против удовлетворения иска не возражает. Дополнительно пояснила, что Администрация У... является учредителем МКОУ Устранить в полном объеме выявленные нарушения санитарного законодательства своевременно не представилось возможным, ввиду отсутствия в бюджете денежных средств на данные цели. Заслушав представителей ответчиков, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. В силу ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников (ст. 51 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании»). Судом установлено, что МКОУ осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ. Является некоммерческой организацией (п. 1.1, п. 2.3 Устава). ДД.ММ.ГГГГ УРпоКр проведена проверка соблюдения МКОУ законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. По результатам проведенной проверки начальником территориального отдела УРпоКр ДД.ММ.ГГГГ вынесены постановления по делу об административном правонарушении №, №, которыми директор МКОУ Новиков С.И. привлечен к административной ответственности по ст. 6.6, ст. 6.7 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафов (л.д. 11-13, 15-17). Согласно выданному ответчику предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предписано МКОУ устранить выявленные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9). В соответствии со ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ УРпоКр проведена проверка исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленного акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ нарушения, указанные в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени в полном объеме не устранены (л.д. 22-23), а именно: нарушения п. 7.2.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", таблицы 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых общественных зданий» не обеспечены нормируемые показатели искусственной освещенности в учебных помещениях учреждения; нарушения таблицы 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых общественных зданий» не обеспечены нормируемые показатели искусственной освещенности в производственных помещениях пищеблока учреждения. Согласно ч. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Неисполнение требований СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", таблицы 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых общественных зданий» может способствовать быстрому утомлению зрительного аппарата учащихся и приводить к снижению остроты зрения. Низкая искусственная освещенность в помещениях пищеблока не обеспечивает безопасные для персонала условия труда, затрудняет работу персонала, снижает производительность, может приводить к заболеваниям органов зрения. В нарушение требований вышеприведенных норм и правил выявленные нарушения санитарного законодательства МКОУ не устранены. Согласно ст. ст. 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии с п. 1.2 Устава учредителем МКОУ является муниципальное образование У... в лице Администрации У... Красноярского края. Имущество Учреждения находится в собственности Красноярского края, отражается на самостоятельном балансе Учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ (раздел 5 Устава). Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: имущество, переданное школе его собственником или учредителем; средства, выделяемые целевым назначением из муниципального бюджета на основании утвержденной Учредителем бюджетной сметы или в соответствии с краевыми целевыми программами (п. 5.2. Устава). Таким образом, Администрация У... Красноярского края является надлежащим ответчиком по данному делу. Учитывая, что непринятие мер МКОУ и Администрацией У... Красноярского края, в нарушение ст. 32 Федерального закона «Об образовании», по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, может повлиять на безопасность здоровья воспитанников образовательного учреждения, суд приходит к выводу о том, что бездействие ответчиков в данном случае является незаконным. При таких обстоятельствах заявление УРпоКр подлежит удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать бездействие МКОУ и Администрации У... Красноярского края, выразившееся в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным. Обязать МКОУ и Администрацию У... Красноярского края в МКОУ расположенном по адресу: <адрес>: обеспечить нормируемые показатели искусственной освещенности в учебных помещениях учреждения; обеспечить нормируемые показатели искусственной освещенности в производственных помещениях пищеблока учреждения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в месячный срок. Председательствующий: Фатюшина Т.А.