о признании бездействия незаконным и обязании исполнить требования санитарного законодательства



Дело № 2-354/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 апреля 2012 года                   г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Фатюшиной Т.А.

при секретаре Бритько М.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску УРпоКр к МКО и Администрации У... о признании бездействия незаконным и обязании исполнить требования санитарного законодательства, суд

УСТАНОВИЛ:

УРпоКр обратилось в суд с данным иском. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ главным государственным санитарным врачом по городам Ш, У, У Аккерт М.Р. вынесены постановления по делам об административных правонарушениях в соответствии с МКО привлечено к административной ответственности по статьям 6.6, 6.7 КоАП РФза нарушения СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации», СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих»; СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиямобучения в общеобразовательных учреждениях» в МКО расположенного по адресу: <адрес>. В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства в МКО с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных и инфекционных заболеваний (отравлений) людей, ДД.ММ.ГГГГ специалистом- экспертом территориального отдела УРпоКр Гнеденко Е.Ю. выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Ответственность за выполнение данного предписания возложена на руководителя МКО В соответствии с указанным предписанием ответчику предписывалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения п.п. 14.9, 6.5, 4.14., 4.11, 5.8, 5.13, 3.4, 5.10, 5.11, 5.12, 5.13, 14.12, 14.2, 6.17, 8.3, 13.3 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», п.п. 6.16, 6.18, 4.5, 6.16, 5.6, 5.7, 6.11, 6.14, 6.18 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п.п. 2.3.5., 2.1.2., 2.2.5., 2.2.6., 2.2.8, 2.3.22, 2.7.5, 2.4.8., 2.4.5, 2.5.1., 2.4.9., 2.3.24., 2.7.5., 2.3.23 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ . МКО переименовано в МКО на основании постановления администрации У... от ДД.ММ.ГГГГ . В связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ введен в действие СанПиН 2.4.2.2821- 10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" действие СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» утратило силу, следовательно, проверка выполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, проведена на соответствие СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

В ходе проведения данного мероприятия, обнаружено частичное не выполнение предписания от ДД.ММ.ГГГГ , а именно: п. 2. - не обеспечена работа пищеблока по согласованному с органами Роспотребнадзора цикличному 10-ти дневному меню, что является нарушением требований п. 6.5. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»; п. 22. - не обеспечено оборудование раковины с подводкой горячей и холодной воды в медицинском пункте, что является нарушением требований п. 8.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"; п. 28. - не обеспечено оборудование санитарных приборов из расчета 1 умывальник на 30 девочек и 1 умывальник на 30 мальчиков, что является нарушением требований п. 4.25. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. До настоящего времени указанные пункты предписания не исполнены, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено. Несоблюдение вышеуказанных требований санитарного законодательства может способствовать возникновению алиментарных заболеваний учащихся, так как отсутствуют условия для обеспечения достаточной биологической ценности и разнообразия рациона питания, а также эпидемиологически безопасных условий для реализации продукции; пребывание учащихся в данном учреждении способствует возникновению массовых инфекционных заболеваний (включая иерсиниозы, острые кишечные инфекции), так как отсутствуют условия для соблюдения правил личной гигиены учащимися. Таким образом, несоблюдение МКО вышеуказанных требований санитарного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

В соответствии с п. 1.2. Устава Учредителем учреждения является моУ..., функции и полномочия Учредителя выполняет УО У.... Согласно раздела 5 Устава МКО имущество учреждения находится в муниципальной собственности Красноярского края, отражается на самостоятельном балансе учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления. В отношении этого имущества школа осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Как следует из п. 5.2. источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются: имущество, переданное школе его собственником или учредителем; средства, выделяемые целевым назначением из муниципального бюджета согласно утвержденной Учредителем бюджетной смете или в соответствии с краевыми целевыми программами; дары и пожертвования российских и иностранных юридических и физических лиц; иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации. Поскольку устранение вышеуказанных нарушений требований санитарного законодательства потребует денежных средств, обязанность по устранению указанных нарушений должна быть возложена на МКО Администрацию У... совместно. Нарушения, допущенные ответчиками, создают реальную угрозу развития алиментарных и инфекционных заболеваний. Деятельность ответчика связана с оказанием образовательных услуг населению по образовательным программам: начального общего, основного общего, среднего общего. В этой связи, исполнение обязанностей по соблюдению указанных требований санитарного законодательства направлены на недопущение возникновения очага массового инфекционного заболевания и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье учащихся является первоочередной обязанностью ответчика. Ссылаясь на ст. 42 Конституции РФ, ст. ст. 8, 11, 39, 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», ст. 12, ст. 150 ГК РФ истец просит признать незаконным бездействие МКО Администрации У... по принятию совместных мер для устранения нарушений требований санитарного законодательства, выраженное в неисполнении пунктов п.п. 6.5. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», п.п. 8.1., 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в установленный срок предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать МКО Администрацию У... совместно исполнить требования: п. 2. - п. 6.5. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» организовать работу пищеблока по согласованному с органами Роспотребнадзора цикличному 10-ти дневному меню. Срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ; п. 22. - п. 8.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» обеспечить оборудование раковины с подводкой горячей и холодной воды в медицинском пункте. Срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ; п. 28 - п. 4.25. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» обеспечить оборудование санитарных приборов из расчета 1 умывальник на 30 девочек и 1 умывальник на 30 мальчиков. Срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание представитель УРпоКр не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. От представителя истца Остренко Н.Н., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика директор МКО» Шабалина О.А., действующая на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, иск признала. Дополнительно пояснила, что в связи с недостаточным финансированием образовательного учреждения требования санитарного законодательства устранены в неполном объеме. В настоящее время совместно с администрацией района и управлением образования вносятся изменения в перспективный план по устранению нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Исполнение предписания и устранение нарушений санитарного законодательства по пунктам, обозначенным в исковом заявлении, будут выполнены в установленные сроки.

Представитель ответчика Администрации У... Мержоева М.Г.. действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, против удовлетворения иска не возражает. Дополнительно пояснила, что Администрация У... является учредителем МКО Устранить в полном объеме выявленные нарушения санитарного законодательства своевременно не представилось возможным, ввиду отсутствия в бюджете денежных средств на данные цели.

Заслушав представителей ответчиков, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.

В силу ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников (ст. 51 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании»).

Судом установлено, что МКО осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ. Является некоммерческой организацией (п. 1.1, п. 2.3 Устава).

ДД.ММ.ГГГГ УРпоКр проведена проверка соблюдения МКО законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

По результатам проведенной проверки начальником территориального отдела УРпоКр ДД.ММ.ГГГГ вынесены постановления по делу об административном правонарушении , , которыми МКО привлечено к административной ответственности по ст. 6.6, ст. 6.7 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафов (л.д. 15-23).

Согласно выданному ответчику предписанию от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предписано МКО устранить выявленные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-14).

В соответствии со ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

ДД.ММ.ГГГГ УРпоКр проведена проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленного акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ нарушения, указанные в предписании от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени в полном объеме не устранены (л.д. 27-30), а именно: нарушения п. 6.5. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» не организована работа пищеблока по согласованному с органами Роспотребнадзора цикличному 10-ти дневному меню; нарушения п. 8.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» не обеспечено оборудование раковины с подводко горячей и холодной воды в медицинском пункте; нарушения п. 4.25. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» не обеспечено оборудование санитарных приборов из расчета 1 умывальник на 30 девочек и 1 умывальник на 30 мальчиков.

Согласно ч. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Неисполнение требований СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» может привести к возникновению алиментарных заболеваний учащихся школы, так как отсутствуют условия для обеспечения достаточной биологической ценности и разнообразия рациона питания, а также эпидемиологически безопасных условий для реализации продукции. Пребывание учащихся в данном учреждении способствует возникновению массовых инфекционных заболеваний (включая иерсиниозы, острые кишечные инфекции), так как отсутствуют условия для соблюдения правил личной гигиены учащимися.

В нарушение требований вышеприведенных норм и правил выявленные нарушения санитарного законодательства МКО не устранены.

Согласно ст. ст. 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 1.2 Устава учредителем МКО является муниципальное образование У... в лице Администрации У....

Имущество Учреждения находится в собственности Красноярского края, отражается на самостоятельном балансе Учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ (раздел 5 Устава).

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: имущество, переданное школе его собственником или учредителем; средства, выделяемые целевым назначением из муниципального бюджета на основании утвержденной Учредителем бюджетной сметы или в соответствии с краевыми целевыми программами (п. 5.2. Устава).

Таким образом, Администрация У... является надлежащим ответчиком по данному делу.

Учитывая, что непринятие мер МКО и Администрацией У..., в нарушение ст. 32 Федерального закона «Об образовании», по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, может повлиять на безопасность здоровья воспитанников образовательного учреждения, суд приходит к выводу о том, что бездействие ответчиков в данном случае является незаконным.

При таких обстоятельствах заявление УРпоКр подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие МКО и Администрации У..., выразившееся в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать МКО и Администрацию У... в МКО расположенном по адресу: <адрес>: организовать работу пищеблока по согласованному с органами УРпоКр цикличному десятидневному меню в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обеспечить включение в рацион питания всех учащихся молока в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обеспечить оборудование раковины с подводкой горячей и холодной воды в медицинском пункте в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обеспечить оборудование санитарных приборов из расчета один умывальник на тридцать девочек и один умывальник на тридцать мальчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в месячный срок.

Председательствующий: Фатюшина Т.А.