о признании незаконным бездействие, выраженное в неисполнении предписания



Дело № 2- 419/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 апреля 2012 года                          г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

в составе: председательствующего судьи Сазоновой О.В.,

при секретаре Савиной Т.В.,

с участием представителя истца Остренко Н.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика МБУЗ «....... больница» Кулешовой Е.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «....... больница», администрации <данные изъяты> о признании незаконным бездействие, выраженное в неисполнении предписания от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства, суд

УСТАНОВИЛ :

Управление Роспотребнадзора по <данные изъяты> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «....... больница», администрации <данные изъяты> о признании незаконным бездействие, выраженное в неисполнении предписания от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Главным государственным санитарным врачом по городам <данные изъяты> А..... вынесено постановление по делу об административном правонарушении , в соответствии с которым МУЗ «....... больница» привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП Российской Федерации.

Как указано в вышеуказанном постановлении: ДД.ММ.ГГГГ в 16-30 часов в фельдшерско-акушерском пункте МУЗ «....... больница», по адресу: <адрес> выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Выявленные нарушения образовали объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства, с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> К..... было выдано предписание об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Ответственность за выполнение данного предписания была возложена на МУЗ «....... больница».

МУЗ «....... больница» переименовано в муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «....... больница» (МБУЗ «....... больница») на основании Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МБУЗ «....... больница» проведена внеплановая выездная проверка (на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ ), предметом которого являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ .

В ходе проведения проверки, обнаружено невыполнение в установленный срок п.п. 1,2,3,4,5,6 предписания.

По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 1.4. Устава функции и полномочия Учредителя осуществляет орган местного самоуправления - администрация <адрес>.

Как следует из п. 1.8. МБУЗ «....... больница» имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, имеет печать со своим наименованием, бланки, утвержденные в установленном порядке.

Пункт 4.3. Устава гласит, что источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МБУЗ «....... больница» являются: федеральный, краевой, местный бюджеты; средства обязательного медицинского страхования; средства, выделяемые целевым назначением из бюджета <данные изъяты> района в виде субсидий на выполнение муниципального задания; средства, выделяемые целевым назначением в соответствии с целевыми программами; доходы, от приносящей доходы деятельности; дары и пожертвования российских и иностранных юридических и физических лиц; имущество, переданное Учредителем или уполномоченным им органом; иные источники в соответствии с действующим законодательством. Поскольку устранение вышеуказанных нарушений требований санитарного законодательства потребует значительных денежных средств, обязанность по устранению указанных нарушений должна быть возложена на МБУЗ ....... больница» и администрацию <данные изъяты> совместно.

Несоблюдение указанных правил может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний у пациентов больницы, персонала больницы, также иных лиц, которые посещают здание и помещения больницы.

Отсутствие косметического ремонта, нарушения внутренней отделки помещений, не устраненные незамедлительно с момента их выявления, являются препятствием для проведения качественной уборки и дезинфекции помещений. Некачественная уборка и дезинфекция помещений непременно приводит к накоплению в щелях, трещинах, выбоинах стен, пола, потолка помещений болезнетворных микроорганизмов, устойчивых к воздействию дезинфицирующих средств и лекарственных препаратов (в связи с постоянным воздействием этих веществ на микроорганизмы, их неполным уничтожением и выведением новых, более сильных в плане болезнетворности, микроорганизмов) и способных вызвать инфекционные заболевания среди персонала и пациентов МБУЗ «....... больница».

Отсутствие в процедурном кабинете умывальника для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, оборудованный смесителем, дозатором с жидким мылом и раствором антисептика, приводит к невозможности соблюдения персоналом необходимых гигиенических процедур перед проведением медицинских манипуляций (в том числе проведение внутримышечных и внутривенных инъекций), и, как следствие, приводит к возможности заражения пациентов инфекционными заболеваниями.

Отсутствие шкафов для раздельного хранения личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды приводит к постоянному контакту личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды и обсеменению патогенной и условно патогенной флорой (микроорганизмами) рабочей (санитарной) одежды. Санитарная одежда, контактирующая с личной одеждой, является потенциальной средой для накопления и развития на них патогенной микрофлоры, способной вызвать инфекционные заболевания среди пациентов МБУЗ «....... больница». Данная микрофлора, попадая во внутреннюю среду организма пациента, минуя кожные покровы и слизистые оболочки (при непосредственном контакте с кровью при проведении манипуляций врача), является причиной развития всевозможных осложнений и хронических инфекционных заболеваний у пациентов после проведенных медицинских процедур.

Отсутствие горячего водоснабжения (в том числе резервного источника водоснабжения) приводит к невозможности качественного проведения уборки и дезинфекции в помещениях фельдшерско-акушерского пункта.

При несоблюдении нормативных площадей кабинетов невозможно соблюсти необходимые условия работы персонала, соблюдать нужные параметры микроклимата помещений, кратность воздухообмена помещения. В таких помещениях быстрее накапливаются болезнетворные микроорганизмы, способные вызвать инфекционные заболевания среди персонала и пациентов МБУЗ «....... больница».

Таким образом, понуждение к исполнению предписания и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.

Ссылаясь на ст. 12, 150 ГК РФ, ст. 24 и п.п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ истец просит суд: признать бездействие ответчиков, выраженное в неисполнении предписания специалиста-эксперта территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ противоправным, а также обязать ответчиков исполнить п.п. 1,2,3,4,5,6 предписания от ДД.ММ.ГГГГ в фельдшерско-акушерском пункте МБУЗ «....... больница», расположенном по адресу: <адрес>, а именно: 1) п. 1. - устранить нарушения п. 5.5. СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п.9.5. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: провести ремонт и восстановить целостность покрытия пола (в коридоре, комнате ожидания, кабинете приема, процедурном кабинете), потолка (в коридоре, бытовом помещении, комнате ожидания, кабинете приема и процедурном кабинете), стен (в коридоре, комнате ожидания, кабинете приема и процедурном кабинете) помещений ФАП, срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ; 2) п. 2. - устранить нарушения п. 5.3. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: оборудовать процедурный кабинет умывальником для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, оборудованного смесителем, дозатором с жидким мылом и раствором антисептика срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ; 3) п. 3 - устранить нарушения п. 10.4. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: обеспечить персонал ФАП индивидуальными шкафчиками, обеспечивающими раздельное хранение личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды, обуви и головных уборов, срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ; 4) п. 4. - устранить нарушения п. 5.2. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: обеспечить горячим водоснабжением помещения ФАП (в том числе резервным источником водоснабжения), срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ; 5) п. 5 - устранить нарушения п. 3.1. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: обеспечить площадь прививочного кабинета не менее 10 м2, срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ; 6) п. 6 - устранить нарушения п. 4.5. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: не допускать в процедурном кабинете и кабинете приема побелку стен и потолка, срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца Остренко Н.Н. исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам.

Представитель ответчика МБУЗ «....... больница» Кулешова Е.И. исковые требования признала. Пояснила, что нарушения, указанные в исковых требованиях, возможно устранить до указанного в иске срока при наличии денежных средств.

Представитель ответчика администрации <данные изъяты> М......., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно, надлежащим образом. От представителя ответчика М....... в суд поступило заявление о рассмотрении данного дела в её отсутствие, по существу иска придерживается позиции МБУЗ «....... больница».

Заслушав участников процесса, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. При этом, в соответствии ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека. Указанное право реализуется, в том числе, через соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Согласно п. 1.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» указанные санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации.

Несоблюдение ответчиком санитарных требований может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний у пациентов и персонала фельдшерско-акушерского пункта, также иных лиц, которые посещают фельдшерско-акушерский пункт.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со ст. 11 Закона юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также пищевых продуктов при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных оредпринимателей и юридических лиц.

На основании ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Главным государственным санитарным врачом по городам <данные изъяты> А..... вынесено постановление по делу об административном правонарушении , в соответствии с которым МУЗ «....... больница» привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП Российской Федерации.

Как следует из указанного постановления, ДД.ММ.ГГГГ в 16-30 часов в фельдшерско-акушерском пункте МУЗ «....... больница», по адресу: <адрес> выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «....... больница» выдано предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений с указанием срока устранения до ДД.ММ.ГГГГ. Ответственность за выполнение данного предписания была возложена на МУЗ «....... больница».

МУЗ «....... больница» переименовано в муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «....... больница» (МБУЗ «....... больница») на основании Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МБУЗ «....... больница» проведена внеплановая выездная проверка (на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ ), предметом которого являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ .

В ходе проведения проверки, обнаружено невыполнение в установленный срок п.п. 1,2,3,4,5,6 указанного предписания, а именно:

- п. 1. МБУЗ «....... больница» не провело ремонт и не восстановило целостность покрытия пола (в коридоре, комнате ожидания, кабинете приема, процедурном кабинете), потолка (в коридоре, бытовом помещении, комнате ожидания, кабинете приема и процедурном кабинете), стен (в коридоре, комнате ожидания, кабинете приема и процедурном кабинете) помещений ФАП, что является нарушением требований п. 5.5. СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 9.5. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;

- п. 2. МБУЗ «....... больница» не оборудовало процедурный кабинет умывальником для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, оборудованный смесителем, дозатором с жидким мылом и раствором антисептика, что является нарушением требований п. 5.3. главы 6 СанПиН 2..1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;

- п. 3. МБУЗ «....... больница» не обеспечило персонал ФАП индивидуальными шкафчиками, обеспечивающими раздельное хранение личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды, обуви и головных уборов, что является нарушением требований п. 10.4. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;

- п. 4. МБУЗ «....... больница» не обеспечило горячим водоснабжением помещения ФАП (в том числе резервным источником водоснабжения), что является нарушением требований п. 5.2. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;

- п. 5. МБУЗ «....... больница» не обеспечило площади прививочного кабинета не менее 10 м2 (площадь процедурного кабинета составляет 3 м2), что является нарушением требований п. 3.1. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;

- п. 6. В процедурном кабинете и кабинете приема стены покрашены (на высоту 1,2 м) и побелены, потолок побелен, что является нарушением требований п. 4.5. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Ответчиками не представлено суду достоверных доказательств, подтверждающих устранение выше перечисленных нарушений.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению. Предложенный истцом срок устранения нарушений ответчиками не оспорен.

Как следует из п. 1.4. Устава функции и полномочия Учредителя осуществляет орган местного самоуправления - администрация <данные изъяты>.

В соответствии с п. 1.8. МБУЗ «....... больница» имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, имеет печать со своим наименованием, бланки, утвержденные в установленном порядке.

Пункт 4.3. Устава гласит, что источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МБУЗ «....... больница» являются: федеральный, краевой, местный бюджеты; средства обязательного медицинского страхования; средства, выделяемые целевым назначением из бюджета <данные изъяты> района в виде субсидий на выполнение муниципального задания; средства, выделяемые целевым назначением в соответствии с целевыми программами; доходы, от приносящей доходы деятельности; дары и пожертвования российских и иностранных юридических и физических лиц; имущество, переданное Учредителем или уполномоченным им органом; иные источники в соответствии с действующим законодательством.

Поскольку устранение вышеуказанных нарушений требований санитарного законодательства потребует значительных денежных средств, обязанность по устранению указанных нарушений должна быть возложена на МБУЗ ....... больница» и администрацию <данные изъяты> совместно.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> удовлетворить.

Признать незаконными бездействия муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «....... больница», администрации <данные изъяты>, выраженные в неисполнении пунктов 1,2,3,4,5,6 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «....... больница» и администрацию <данные изъяты> совместно устранить нарушения, указанные в пунктах 1,2,3,4,5,6 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ в фельдшерско-акушерском пункте посёлка Кулун муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Ужурская центральная районная больница», по адресу: <адрес>, а именно:

1) провести ремонт и восстановить целостность покрытия пола (в коридоре, комнате ожидания, кабинете приема, процедурном кабинете), потолка (в коридоре, бытовом помещении, комнате ожидания, кабинете приема и процедурном кабинете), стен (в коридоре, комнате ожидания, кабинете приема и процедурном кабинете) помещений фельдшерско-акушерского пункта (п. 5.5 СП 3.1/3.2.1379-03, п. 9.5 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10), в срок доДД.ММ.ГГГГ;

2) оборудовать процедурный кабинет умывальником для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, оборудованного смесителем, дозатором с жидким мылом и раствором антисептика (п. 5.3 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10), в срок доДД.ММ.ГГГГ;

3) обеспечить персонал фельдшерско-акушерского пункта индивидуальными шкафчиками, обеспечивающими раздельное хранение личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды, обуви и головных уборов (п. 10.4 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10), в срок доДД.ММ.ГГГГ;

4) обеспечить горячим водоснабжением помещения фельдшерско-акушерского пункта (в том числе резервным источником водоснабжения) (п. 5.2 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10), в срок доДД.ММ.ГГГГ;

5) обеспечить площадь прививочного кабинета не менее 10 кв.м. ( п. 3.1 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10), в срок доДД.ММ.ГГГГ;

6) не допускать в процедурном кабинете и кабинете приема побелку стен и потолка (п. 4.5 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10), в срок доДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 02.05.2012 года

Председательствующий        О.В. Сазонова