о признании незаконным бездействие, выраженное в неисполнении предписания



Дело № 2- 450/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 апреля 2012 года                          г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

в составе: председательствующего судьи Сазоновой О.В.,

при секретаре Савиной Т.В.,

с участием представителя истца Остренко Н.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика МБУЗ «....... больница» Кулешовой Е.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «....... больница», администрации <данные изъяты> о признании незаконным бездействие, выраженное в неисполнении предписания от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства, суд

УСТАНОВИЛ :

Управление Роспотребнадзора по <данные изъяты> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «....... больница», администрации <данные изъяты> о признании незаконным бездействие, выраженное в неисполнении предписания от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Главным государственным санитарным врачом по городам <данные изъяты> А..... вынесено постановление по делу об административном правонарушении , в соответствии с которым Муниципальное учреждение здравоохранения «....... больница» привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП Российской Федерации.

Как указано в вышеуказанном постановлении: ДД.ММ.ГГГГ в 15:00 часов, в фельдшерско-акушерском пункте МБУЗ «....... больница», расположенном по адресу: <адрес>, согласно протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Выявленные нарушения образовали объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства, с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> Е.... было выдано предписание об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Ответственность за выполнение данного предписания была возложена на МУЗ «....... больница».

МУЗ «....... больница» переименовано в муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «....... больница» (МБУЗ «....... больница») на основании Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МБУЗ «....... больница» проведена внеплановая выездная проверка (на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ ), предметом которого являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проведения проверки обнаружено, что мероприятия, указанные в предписании не выполнены.

По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Имущество Учреждения находится в собственности <данные изъяты> и закрепляется за ним на праве оперативного управления собственником имущества (п. 4.1. Устава).

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются (п. 4.3. устава): федеральный, краевой, местный бюджеты; средства обязательного медицинского страхования; средства, выделяемые целевым назначением из бюджета <данные изъяты> района в виде субсидий на выполнение муниципального задания; средства, выделяемые целевым назначением в соответствии с целевыми программами; доходы, от приносящей доходы деятельности; дары и пожертвования российских и иностранных юридических и физических лиц; имущество, переданное Учредителем или уполномоченным им органом; иные источники в соответствии с действующим законодательством. Поскольку устранение вышеуказанных нарушений требований санитарного законодательства потребует денежных средств, обязанность по устранению указанных нарушений должна быть возложена на МБУЗ «....... больница», Администрацию <данные изъяты> совместно.

Несоблюдение ответчиком санитарных требований может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний у пациентов и персонала фельдшерско-акушерского пункта, также иных лиц, которые посещают фельдшерско-акушерский пункт.

Невыполнение дезинсекционных, дератизационных мероприятий способствует проникновению синантропных грызунов и членистоногих в помещения фельдшерско-акушерского пункта <адрес>, способствует их расселению и благоприятствующие их обитанию. Синантропные грызуны и членистоногие являются переносчиками опасных инфекционных заболеваний, следовательно, могут привести к биологическому загрязнению поверхностей в помещениях ФАП, медицинского оборудования и мебели, личных предметов пациентов, что может вызвать инфекционные заболеваний у пациентов и персонала.

Отсутствие производственного контроля за качеством дезинфекционных и стерилизационных мероприятий, за параметрами микроклимата, показателями микробной обсемененности воздушной среды и загрязненностью химическими веществами воздушной среды, в целях защиты пациентов и персонала от внутрибольничной инфекции может способствовать возникновению неблагоприятного микроклимата, а также микробному и химическому загрязнению воздушной среды в помещениях ФАП, что может отрицательно повлиять на качество проводимых лечебно- диагностических процедур, а следовательно на здоровье пациентов. Кроме того отсутствие лабораторно-инструментального контроля не обеспечивает оптимальные условия труда медицинского персонала и может способствовать несвоевременному принятию мер по предупреждению возникновения внутрибольничной инфекции среди персонала и пациентов.

Отсутствие ремонта в помещениях ФАП, внутренняя отделка невлагостойкими материалами, являются препятствием для проведения качественной уборки и дезинфекции. Некачественная уборка и дезинфекция помещений приводит к накоплению в щелях, трещинах, выбоинах стен, пола болезнетворных микроорганизмов, устойчивых к воздействию дезинфицирующих средств и лекарственных препаратов, что может привести к возникновению у пациентов и персонала внутрибольничных инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи в ФАП.

Отсутствие в помещениях ФАП горячего водоснабжения, резервного источника горячего водоснабжения может привести к тому, что, персонал, из-за отсутствия возможности качественно обработать руки, может загрязнить, в том числе и болезнетворными бактериями, санитарную одежду и другие поверхности в помещении, что способствует возникновению и распространению у пациентов и персонала внутрибольничных инфекций при оказании медицинской помощи в ФАП.

Отсутствие в процедурном кабинете умывальника для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, оборудованного смесителем, дозатором с жидким мылом и раствором антисептика, может привести к тому, что, персонал, из-за отсутствия возможности качественно обработать руки, на руках остается загрязнения, в том числе и микробные, выполняя загрязненными руками процедуры (особенно внутривенные и внутримышечные инъекции) медицинский работник может занести микробное загрязнение пациенту, что способствует возникновению и распространению внутрибольничных инфекций при оказании медицинской помощи в ФАП.

При проведении стирки специальной одежды в домашних условиях способствует загрязнению домашней одежды болезнетворными микроорганизмами, недостаточное количество спец. одежды приводит к несвоевременной её смене, то есть процедуры оказываются в загрязненных спец. одежде (халате), что способствует при оказании медицинской помощи занесению болезнетворных микроорганизмов пациентам, возникновению и распространению инфекционных заболеваний, а также может ухудшить течение заболевания у пациента.

Таким образом, понуждение к исполнению предписания и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.

Ссылаясь на ст. 12, 150 ГК РФ, ст. 24 и п.п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ истец просит суд: признать незаконным бездействие ответчиков, выраженное в неисполнении предписания специалиста-эксперта территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> Е.... от ДД.ММ.ГГГГ, а также обязать ответчиков исполнить предписание от ДД.ММ.ГГГГ в фельдшерско-акушерском пункте <адрес> МБУЗ «....... больница», по адресу: <адрес>, а именно: 1) п. 1 - устранить нарушения требований п. 11.23 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», организовать дезинсекционные, дератизационные мероприятия, срок до ДД.ММ.ГГГГ; 2) п. 2 - устранить нарушения требований ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.1, 2.7 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 1.7 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», проводить производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений, срок до ДД.ММ.ГГГГ; 3) п. 3 - устранить нарушения требований п. 5.5. СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п.п. 4.1, 4.2, 9.5. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», выполнить ремонт в помещениях ФАП материалами, позволяющими проводить качественную влажную уборку и дезинфекцию, срок до ДД.ММ.ГГГГ; 4) п. 4 - устранить нарушения требований п. 5.2. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», обеспечить в помещения ФАП горячим водоснабжением, срок до ДД.ММ.ГГГГ; 5) п. 5 - устранить нарушения требований п. 5.3. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» установить в процедурном кабинете умывальник для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, оборудованный смесителем, дозатором с жидким мылом и раствором антисептика, срок до ДД.ММ.ГГГГ; 6) п. 6 - устранить нарушения п. 15.16 главы I, п. 9.9, 10.4 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», организовать централизованную стирку специальной одежды, обеспечить медицинский персонал фельдшерско-акушерского пункта спец. одеждой в количестве достаточном для проведения своевременной её замене на чистую, а также для обеспечения возможности сменить спец. одежду по мере необходимости (в экстренных случаях), срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца Остренко Н.Н. исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам.

Представитель ответчика МБУЗ «....... больница» Кулешова Е.И. исковые требования признала. Пояснила, что нарушения, указанные в исковых требованиях, возможно устранить до указанного в иске срока при наличии денежных средств.

Представитель ответчика администрации <данные изъяты> М....., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно, надлежащим образом. От представителя ответчика М..... в суд поступило заявление о рассмотрении данного дела в её отсутствие, по существу иска придерживается позиции МБУЗ «....... больница».

Заслушав участников процесса, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. При этом, в соответствии ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека. Указанное право реализуется, в том числе, через соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Согласно п. 1.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» указанные санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации.

Несоблюдение ответчиком санитарных требований может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний у пациентов и персонала фельдшерско-акушерского пункта, также иных лиц, которые посещают фельдшерско-акушерский пункт.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со ст. 11 Закона юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также пищевых продуктов при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных оредпринимателей и юридических лиц.

На основании ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Главным государственным санитарным врачом по городам <данные изъяты> А..... вынесено постановление по делу об административном правонарушении , в соответствии с которым Муниципальное учреждение здравоохранения «....... больница» привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП Российской Федерации.

Как следует из указанного постановления, ДД.ММ.ГГГГ в 15:00 часов, в фельдшерско-акушерском пункте МБУЗ «....... больница», расположенном по адресу: <адрес>, согласно протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «....... больница» выдано предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений с указанием срока устранения до ДД.ММ.ГГГГ. Ответственность за выполнение данного предписания была возложена на МУЗ «....... больница».

МУЗ «....... больница» переименовано в муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «....... больница» (МБУЗ «....... больница») на основании Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МБУЗ «....... больница» проведена внеплановая выездная проверка (на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ ), предметом которого являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проведения проверки, обнаружено невыполнение в установленный срок п.п. 1,2,3,4,5,6 указанного предписания, а именно:

- п. 1 не выполнен, дезинсекционные, дератизационные мероприятия не проводятся, что является нарушением п. 11.23 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;

- п. 2 не выполнен, не проводится производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений, что является нарушением ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.1, 2.7 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 1.7 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;

- п. 3 не выполнен, ремонт в помещениях ФАП не проводился, внутренняя отделка в помещениях выполнена материалами, не позволяющих проводить качественную влажную уборку и дезинфекцию, что является нарушением п. 5.5. СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п.п. 4.1, 4.2, 9.5. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;

- п. 4 не выполнен, помещения ФАП не обеспечены горячим водоснабжением, резервного источника горячего водоснабжения нет, что является нарушением п. 5.2. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;

- п. 5 не выполнен, в процедурном кабинете отсутствует умывальник для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, оборудованный смесителем, что является нарушением требований п. 5.3. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;

- п. 6 не выполнен, не организована централизованной стирка специальной одежды, количество спец. одежды не достаточно, в наличии всего 2 халата, головных уборов нет, что является нарушения п. 15.16 главы I, п. 9.9, 10.4 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Ответчиками не представлено суду достоверных доказательств, подтверждающих устранение выше перечисленных нарушений.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению. Предложенный истцом срок устранения нарушений ответчиками не оспорен.

Как следует из п. 1.4. Устава функции и полномочия Учредителя осуществляет орган местного самоуправления - администрация <данные изъяты>.

В соответствии с п. 1.8. МБУЗ «....... больница» имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, имеет печать со своим наименованием, бланки, утвержденные в установленном порядке.

Пункт 4.3. Устава гласит, что источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МБУЗ «....... больница» являются: федеральный, краевой, местный бюджеты; средства обязательного медицинского страхования; средства, выделяемые целевым назначением из бюджета <данные изъяты> района в виде субсидий на выполнение муниципального задания; средства, выделяемые целевым назначением в соответствии с целевыми программами; доходы, от приносящей доходы деятельности; дары и пожертвования российских и иностранных юридических и физических лиц; имущество, переданное Учредителем или уполномоченным им органом; иные источники в соответствии с действующим законодательством.

Поскольку устранение вышеуказанных нарушений требований санитарного законодательства потребует значительных денежных средств, обязанность по устранению указанных нарушений должна быть возложена на МБУЗ ....... больница» и администрацию <данные изъяты> совместно.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> удовлетворить.

Признать незаконными бездействия муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «....... больница», администрации <данные изъяты>, выраженные в неисполнении пунктов 1,2,3,4,5,6 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «....... больница» и администрацию <данные изъяты> совместно устранить нарушения, указанные в пунктах 1,2,3,4,5,6 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ в фельдшерско-акушерском пункте д. Ушканка муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Ужурская центральная районная больница», по адресу: <адрес>, а именно:

1) организовать дезинсекционные, дератизационные мероприятия (п. 11.23 СанПиН 2.1.3.2630-10), в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

2) проводить производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений (ст. 32 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарном эпидемиологическом благополучии населения», п. п. 2.1 и 2.7 СП 1.1.1058-01, п. 1.7 СанПиН 2.1.3.2630-10), в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

3) выполнить ремонт в помещениях фельдшерско-акушерского пункта материалами, позволяющими проводить качественную влажную уборку и дезинфекцию (п. 5.5 СП 3.1./3.2.1379-03, п.п. 4.1, 4.2 и 9.5 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10), в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

4) обеспечить помещения фельдшерско-акушерского пункта горячим водоснабжением ( п. 5.2 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10), в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

5) установить в процедурном кабинете умывальник для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, оборудованный смесителем, дозатором с жидким мылом и раствором антисептика (п. 5.3 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10), в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

6) организовать централизованную стирку специальной одежды, обеспечить медицинский персонал фельдшерско-акушерского пункта специальной одеждой в количестве достаточном для проведения своевременной её замене на чистую, а также для обеспечения возможности сменить спец. одежду по мере необходимости (в экстренных случаях) ( п. 15.16 главы 1, п.п. 9.9, 10.4 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10), в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 02.05.2012 года.

Председательствующий        О.В. Сазонова