Дело № 2- 322/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 апреля 2012 года г. Ужур Ужурский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Сазоновой О.В., при секретаре Савиной Т.В., с участием представителя истца Остренко Н.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика директора <данные изъяты> Николаевой Н.В., представителя ответчика администрации <данные изъяты> Мержоевой М.Г.. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <данные изъяты> к <данные изъяты> администрации <данные изъяты> о признании незаконным бездействие, возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства по предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ, суд УСТАНОВИЛ : <данные изъяты> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к <данные изъяты> администрации <данные изъяты>, <данные изъяты> о признании незаконным бездействие, возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства по предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ главным государственным санитарным врачом по городам <данные изъяты> Аккерт М.Р. вынесены постановления по делам об административных правонарушениях №, в соответствии с которыми <данные изъяты> привлечено к административной ответственности по статьям 6.6., 6.5., 8.42. КоАП за нарушения СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1110-02«Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства в <данные изъяты> с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом <данные изъяты> Гнеденко Е.Ю. выдано предписание № об устранении выявленных нарушений. Ответственность за выполнение данного предписания возложена на <данные изъяты> В соответствии с указанным предписанием ответчику предписывалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения п. 6.5. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»; п. 6.17. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»; п. 3., п. 4., ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; п. 1. ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.4., 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». <данные изъяты> переименована в <данные изъяты> постановлением администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что с 01 сентября 2011 года введены в действие санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» по нарушениям требований которого было выдано предписание, утратили силу. Следовательно, проверка выполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ проведена на соответствие требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика проведена внеплановая проверка, предметом которой являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ №. В ходе проведения данной проверки, обнаружено невыполнение в установленный срок пунктов 7, 8, 13, 14 выданного предписания. Несоблюдение требований санитарного законодательства может привести к возникновению массовых инфекционных заболеваний, пищевых отравлений среди детей, персонала школы, иных лиц, которые посещают здание и помещения школы. Таким образом, несоблюдение <данные изъяты> требований санитарного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания. Как следует из п. 1.2. Устава <данные изъяты> учредителем Учреждения является <данные изъяты>. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет <данные изъяты>. Как следует из п. 1.4. Устава <данные изъяты> является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, печать, штампы, бланки со своим наименованием. Как следует из п. 1.7. <данные изъяты> Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник. Поскольку устранение нарушений требований санитарного законодательства потребует значительных денежных средств, обязанность по устранению указанных нарушений должна быть возложена на <данные изъяты> администрацию <данные изъяты>, <данные изъяты> совместно. Нарушения, допущенные ответчиками, создают реальную угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний. В частности работа пищеблока не по согласованному с органами <данные изъяты> цикличному 10-ти дневному меню, может проводить к недостаточному получению учащимися основным пищевых веществ, микроэлементов и витаминов в соответствии с возрастными физиологическими потребностями, возникновению инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания. Ежедневное отсутствие в рационе питания учащихся таких продуктов как: яйца, творог, кисломолочных продуктов приводит к недостаточному потреблению белка учащимися. Недостаток белка в организме имеет негативные последствия практически для всего организма. Недостаточное поступление белка с пищей приводит к замедлению роста и развития у детей, к изменениям в печени, изменениям гормонального фона, нарушениям выработки ферментов, вследствие чего, ухудшению усвоения питательных веществ, микроэлементов, полезных жиров, витаминов. Кроме того дефицит белка способствует ухудшению памяти, снижению работоспособности, ослаблению иммунитета, а также сопровождается авитаминозом. Недостаточное потребление белка приводит к ослаблению сердечной и дыхательной системы, потере мышечной массы. Отсутствие зоны санитарной охраны для источника водоснабжения не обеспечивает защиту места водозабора от случайного или умышленного загрязнения и повреждения (повреждение водозаборных сооружений приводит к остановке работы скважины и, как следствие, к прекращению снабжения учащихся школы доброкачественной питьевой водой, а это в свою очередь приводит к повышенному риску возникновения отравлений и острых кишечных заболеваний среди детей и персонала учреждения, в случае употребления недоброкачественной воды. Повреждение места водозабора понижает степень защиты водоносного горизонта (подземных вод), и делает его более уязвимым для проникновения различного рода загрязнений. Загрязнение мест водозабора приводит к проникновению в водоносный горизонт (подземные воды) химического и микробного загрязнения, и делает данный источник непригодным и опасным для использования в питьевых целях). Отсутствие проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения свидетельствует о невозможности точно определить размер и протяженность зон санитарной охраны источника водоснабжения, а значит невозможно соблюдать режим зон санитарной охраны. Несоблюдение режима зон санитарной охраны приводит к микробному и химическому загрязнению почвы в зонах санитарной охраны, и, как следствие, к загрязнению воды водоносного горизонта (подземных вод), являющейся источником питьевой воды. <данные изъяты> осуществляет образовательную деятельность, связанную с обучением детей по основным программам начального общего, основного общего образования. При наличии лицензии школа может осуществлять реализацию дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной, научно-технической, социально-педагогической, физкультурно-спортивной, социально-педагогической, военно-патриотической, эколого-биологической, художественно-эстетической направленностей. Таким образом, понуждение к исполнению предписания и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья. Ссылаясь на ст.ст. 12, 150 ГК РФ, ст. 24 и п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года истец просит суд: признать незаконным бездействие <данные изъяты> администрации <данные изъяты> <данные изъяты> по принятию мер для устранения, названных в настоящем исковом заявлении нарушений требований санитарного законодательства, выраженных в неисполнении пунктов 7, 8, 13, 14 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ №, а также обязать <данные изъяты> администрацию <данные изъяты>, <данные изъяты> совместно исполнить требование: 1) п. 6.5. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального. и среднего профессионального образования»: обеспечить работу пищеблока по согласованному с органами <данные изъяты> цикличному 10-ти дневному меню, срок исполнения: ДД.ММ.ГГГГ; 2) п. 6.17. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»: обеспечить ежедневное включение в рацион питания учащихся таких продуктов как: яйца, творог, кисломолочные продукты, срок исполнения: ДД.ММ.ГГГГ; 3) п. 1. ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.4., 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»: организовать ЗСО для источника водоснабжения, срок исполнения: ДД.ММ.ГГГГ; 4) п. 3., п. 4., ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02«Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»: выполнить проект ЗСО с планом мероприятий на источник водоснабжения <данные изъяты> провести согласование проекта с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, срок исполнения: ДД.ММ.ГГГГ. Определением Ужурского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части исковых требований, заявленных <данные изъяты> к ответчику <данные изъяты>, прекращено, в связи с отказом истца от исковых требований в данной части. В судебном заседании представитель истца Остренко Н.Н. исковые требования к <данные изъяты> и администрации <данные изъяты> поддержала, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства. Представитель ответчика директор <данные изъяты> Николаева Н.В. исковые требования признала. Пояснила, что нарушения, указанные в исковых требованиях, возможно устранить до указанного в иске срока при наличии денежных средств. Представитель ответчика администрации <данные изъяты> Мержоева М.Г. не возражает против удовлетворения заявленных требований, согласна с определенными истцом сроками исполнения. Финансирование образовательных учреждений, в том числе <данные изъяты> производится из средств местного бюджета. Заслушав участников процесса, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Данные положения Конституции развиваются в ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», где указано, что граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. В соответствии со ст. 11 названного федерального закона, юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. В соответствии с ч. 3 ст. 39 указанного закона, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. На основании ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Судом установлено, что в ходе проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> юридический адрес: <адрес>, выявлены нарушения санитарного законодательства. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в отношении <данные изъяты> вынесены постановления по делам об административных правонарушениях № в соответствии с которыми ответчик привлечен к административной ответственности по статьям 6.6., 6.5., 8.42. КоАП за нарушения СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1110-02«Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> выдано предписание № об устранении выявленных в ходе проверки нарушений с указанием срока устранения до ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> переименована в <данные изъяты> постановлением администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика проведена внеплановая проверка, предметом которой являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ №. В связи с тем, что с 01 сентября 2011 года введены в действие санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» по нарушениям требований которого было выдано предписание, утратили силу, внеплановая проверка проведена на соответствие требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10. В ходе проведения данной проверки, обнаружено невыполнение в установленный срок пунктов 7, 8, 13, 14 выданного предписания, а именно: - п. 7. - не организована работа пищеблока по согласованному с органами <данные изъяты> цикличному 10-ти дневному меню, что является нарушением требований п. 6.5. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»; - п. 8. - не обеспечено ежедневное включение в рацион питания учащихся таких продуктов как: яйца, творог, кисломолочные продукты, что является нарушением требований п. 6.17. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»; - п. 13. - не обеспечена организация ЗСО для источника водоснабжения, что является нарушением требований п. 1. ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.4., 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; - п. 14. - не выполнен проект ЗСО с планом мероприятий на источник водоснабжения <данные изъяты>, не проведено согласование проекта с органами, осуществляющими государственный санитарно- эпидемиологический надзор, что является нарушением требований п. 3., п. 4., ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110- 02«Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Ответчиками не представлено суду достоверных доказательств, подтверждающих устранение выше перечисленных нарушений. Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению. Предложенный истцом срок устранения нарушений ответчиками не оспорен. Как следует из п. 1.2. Устава <данные изъяты> учредителем Учреждения является <данные изъяты> В соответствии с п. 1.7. Устава, Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник. Поскольку устранение вышеуказанных нарушений требований санитарного законодательства потребует значительных денежных средств, обязанность по устранению указанных нарушений должна быть возложена на <данные изъяты> и, администрацию <данные изъяты> совместно. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования <данные изъяты> удовлетворить. Признать незаконными бездействия <данные изъяты> администрации <данные изъяты> выраженные в неисполнении пунктов 7, 8, 13, 14 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ №. Обязать <данные изъяты> и администрацию <данные изъяты> совместно устранить нарушения, указанные в пунктах 7, 8, 13, 14 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: 1) обеспечить работу пищеблока по согласованному с органами <данные изъяты> цикличному 10-ти дневному меню (п. 6.5 СанПиН 2.4.5.2409-08), в срок до ДД.ММ.ГГГГ; 2) обеспечить ежедневное включение в рацион питания учащихся таких продуктов как: яйца, творог, кисломолочные продукты (п. 6.17 СанПиН 2.4.5.2409-08), в срок до ДД.ММ.ГГГГ; 3) организовать зоны санитарной охраны для источника водоснабжения (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.4, 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02), в срок до ДД.ММ.ГГГГ; 4) выполнить проект зон санитарной охраны с планом мероприятий на источник водоснабжения <данные изъяты> провести согласование проекта с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор ( п. 3 и п. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02), в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня вынесения. Председательствующий О.В. Сазонова