Дело № 2- 527/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 мая 2012 года г. Ужур Ужурский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Сазоновой О.В., при секретаре Савиной Т.В., представителя ответчика МБУЗ «У...» Кулешовой Е.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <данные изъяты> к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «У...», администрации У... района Красноярского края о признании незаконным бездействие, выраженное в неисполнении предписания № от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства, суд УСТАНОВИЛ: <данные изъяты> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «У...», администрации У... района Красноярского края о признании незаконным бездействие, выраженное в неисполнении предписания № от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства. Требования мотивированы тем, что согласно Устава МБУЗ «У...» и постановления Администрации У... района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №, МУЗ «У...» переименовано в МБУЗ «У...». Таким образом, МБУЗ «У...» является правопреемником МУЗ «У...» в части исполнения предписания территориального отдела <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ и должно нести ответственность за совершение административного правонарушения. ДД.ММ.ГГГГ Главным государственным санитарным врачом по городам <данные изъяты> Аккерт М.Р. вынесено постановление по делу об административном правонарушении №, в соответствии с которым МУЗ «У...» привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП Российской Федерации. Как указано в вышеуказанном постановлении: ДД.ММ.ГГГГ в 16-00 часов в фельдшерско-акушерском пункте МУЗ «У...», по адресу: <адрес> выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Выявленные нарушения образовали объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях. В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства, с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом <данные изъяты> Кондратьевым В.А. было выдано предписание об устранении выявленных нарушений № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Ответственность за выполнение данного предписания была возложена на МУЗ «У...». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МБУЗ «У...» проведена внеплановая выездная проверка (на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №), предметом которого являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ №. В ходе проведения проверки, обнаружено невыполнение в установленный срок п.п. 2,3 указанного предписания. По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В соответствии с п. 1.4. Устава функции и полномочия Учредителя осуществляет орган местного самоуправления - администрация У... района. Как следует из п. 1.8. МБУЗ «У...» имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, имеет печать со своим наименованием, бланки, утвержденные в установленном порядке. Пункт 4.3. Устава гласит, что источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МБУЗ «У...» являются: федеральный, краевой, местный бюджеты; средства обязательного медицинского страхования; средства, выделяемые целевым назначением из бюджета У... района в виде субсидий на выполнение муниципального задания; средства, выделяемые целевым назначением в соответствии с целевыми программами; доходы, от приносящей доходы деятельности; дары и пожертвования российских и иностранных юридических и физических лиц; имущество, переданное Учредителем или уполномоченным им органом; иные источники в соответствии с действующим законодательством. Поскольку устранение вышеуказанных нарушений требований санитарного законодательства потребует значительных денежных средств, обязанность по устранению указанных нарушений должна быть возложена на МБУЗ У...» и администрацию У... района совместно. Несоблюдение указанных правил может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний у пациентов больницы, персонала больницы, также иных лиц, которые посещают здание и помещения больницы. Отсутствие горячего водоснабжения (в том числе резервного источника водоснабжения) приводит к невозможности качественного проведения уборки и дезинфекции в помещениях фельдшерско-акушерского пункта. Отсутствие шкафов для раздельного хранения личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды приводит к постоянному контакту личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды и обсеменению патогенной и условно патогенной флорой (микроорганизмами) рабочей (санитарной) одежды. Санитарная одежда, контактирующая с личной одеждой, является потенциальной средой для накопления и развития на них патогенной микрофлоры, способной вызвать инфекционные заболевания среди пациентов МБУЗ «У...». Данная микрофлора, попадая во внутреннюю среду организма пациента, минуя кожные покровы и слизистые оболочки (при непосредственном контакте с кровью при проведении манипуляций врача), является причиной развития всевозможных осложнений и хронических инфекционных заболеваний у пациентов после проведенных медицинских процедур. Таким образом, понуждение к исполнению предписания и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья. Ссылаясь на ст. 12, 150 ГК РФ, ст. 24 и п.п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ истец просит суд: признать бездействие ответчиков, выраженное в неисполнении предписания специалиста-эксперта <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ противоправным, а также обязать ответчиков исполнить п.п. 2,3 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ в фельдшерско-акушерском пункте МБУЗ «У...», расположенной по адресу: <адрес>, а именно: 1) п. 2 - устранить нарушения п. 5.2. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: оборудовать процедурный кабинет резервным источником горячего водоснабжения (электроводонагреватель), срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ: 2) п. 3 - устранить нарушения п. 10.4. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: обеспечить персонал ФАП индивидуальными шкафчиками, обеспечивающими раздельное хранение личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды, обуви и головных уборов, срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ. Представитель истца <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно, надлежащим образом. От представителя истца Остренко Н.Н. в суд поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, на удовлетворении требований настаивает. Представитель ответчика МБУЗ «У...» Кулешова Е.И. исковые требования признала. Пояснила, что нарушения, указанные в исковых требованиях, возможно устранить до указанного в иске срока при наличии денежных средств. Представитель ответчика администрации У... района Мержоева М.Г., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно, надлежащим образом. От представителя Мержоевой М.Г. в суд поступило заявление о рассмотрении данного дела в её отсутствие, по существу иска придерживается позиции МБУЗ «У...». Заслушав представителя ответчика, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В силу ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. При этом, в соответствии ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека. Указанное право реализуется, в том числе, через соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Согласно п. 1.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» указанные санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Несоблюдение указанных правил может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний у пациентов больницы, персонала больницы, также иных лиц, которые посещают здание и помещения больницы. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со ст. 11 Закона юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также пищевых продуктов при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. В соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. На основании ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Главным государственным санитарным врачом по городам <данные изъяты> Аккерт М.Р. вынесено постановление по делу об административном правонарушении №, в соответствии с которым МУЗ «У...» привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП Российской Федерации. Как следует из указанного постановления, ДД.ММ.ГГГГ в 16-00 часов в фельдшерско-акушерском пункте МУЗ «У...», по адресу: <адрес> выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «У...» выдано предписание № об устранении выявленных в ходе проверки нарушений с указанием срока устранения до ДД.ММ.ГГГГ. Ответственность за выполнение данного предписания была возложена на МУЗ «У...». МУЗ «У...» переименовано в муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «У...» (МБУЗ «У...») на основании Постановления Администрации У... района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МБУЗ «У...» проведена внеплановая выездная проверка (на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №), предметом которого являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ №. В ходе проведения проверки, обнаружено невыполнение в установленный срок п.п. 2,3 указанного предписания, а именно: - п. 2. МБУЗ «У...» не оборудовало процедурный кабинет резервным источником горячего водоснабжения (электроводонагреватель), что является нарушением требований п. 5.2. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; - п. 3. МБУЗ «У...» не обеспечило персонал ФАП индивидуальными шкафчиками, обеспечивающими раздельное хранение личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды, обуви и головных уборов, что является нарушением требований п. 10.4. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Ответчиками не представлено суду достоверных доказательств, подтверждающих устранение выше перечисленных нарушений. Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению. Предложенный истцом срок устранения нарушений ответчиками не оспорен. Как следует из п. 1.4. Устава функции и полномочия Учредителя осуществляет орган местного самоуправления - администрация У... района. В соответствии с п. 1.8. МБУЗ «У...» имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, имеет печать со своим наименованием, бланки, утвержденные в установленном порядке. Пункт 4.3. Устава гласит, что источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МБУЗ «У...» являются: федеральный, краевой, местный бюджеты; средства обязательного медицинского страхования; средства, выделяемые целевым назначением из бюджета У... района в виде субсидий на выполнение муниципального задания; средства, выделяемые целевым назначением в соответствии с целевыми программами; доходы, от приносящей доходы деятельности; дары и пожертвования российских и иностранных юридических и физических лиц; имущество, переданное Учредителем или уполномоченным им органом; иные источники в соответствии с действующим законодательством. Поскольку устранение вышеуказанных нарушений требований санитарного законодательства потребует значительных денежных средств, обязанность по устранению указанных нарушений должна быть возложена на МБУЗ У...» и администрацию У... района Красноярского края совместно. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования <данные изъяты> удовлетворить. Признать незаконными бездействия муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «У...», администрации У... района Красноярского края, выраженные в неисполнении пунктов 2,3 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ №. Обязать муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «У...» и администрацию У... района Красноярского края совместно устранить нарушения, указанные в пунктах 2,3 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ № в фельдшерско-акушерском пункте МБУЗ «У...», расположенном по адресу: <адрес>, а именно: 1) оборудовать процедурный кабинет резервным источником горячего водоснабжения (электроводонагреватель) (п. 5.2. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»), в срок до ДД.ММ.ГГГГ; 2) обеспечить персонал ФАП индивидуальными шкафчиками, обеспечивающими раздельное хранение личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды, обуви и головных уборов (п. 10.4. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»), в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия. Председательствующий О.В. Сазонова