Дело № 2-438/2012 Именем Российской Федерации 29 мая 2012 года г. Ужур Ужурский районный суд Красноярского края В составе председательствующего судьи Фатюшиной Т.А. при секретаре Бритько М.Н., с участием представителя истца Остренко Н.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа №» и Администрации <данные изъяты> о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, суд УСТАНОВИЛ: Управление Роспотребнадзора по <данные изъяты> обратилось в суд с данным иском. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ главным государственным санитарным врачом по <данные изъяты> вынесены постановления по делам об административных правонарушениях № №, №, в соответствии с которыми муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа №» (далее - МАОУ «<данные изъяты> СОШ №) привлечено к административной ответственности по статьям 6.6 за нарушения СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», СанПиН2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов». В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> выдано предписание № об устранении выявленных нарушений. Ответственность за выполнение данного предписания возложена на муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа №». В соответствии с указанным предписанием ответчику предписывалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения п.п. 2.3.5. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; п.п. 4.11, 4.12., 6.17. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»; п. 6.10. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья». В связи с тем, что с 01.09.2011 г. введены в действие санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» по нарушениям требований которого было выдано предписание, утратили силу. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика проведена внеплановая проверка, предметом которой являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ №. В ходе проведения данной проверки, обнаружено невыполнение в установленный срок пунктов 3, 11, 14, 18 выданного предписания, а именно: п. 3. нарушения п. 4.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в части оборудования в гардеробном помещении ячеек для обуви для каждого класса; п. 11. нарушения п. 4.11. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части приобретения мерного инвентаря для порционирования блюд; п. 14. нарушения п. 6.17. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части включения в рацион реже 1 раза в 2-3 дня творога; п. 18. нарушения п. 4.12. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»; п. 6.10. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» в части приобретения эмалированной посуды. По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. До настоящего времени выявленные нарушения санитарного законодательства не устранены. Несоблюдение вышеуказанных требований санитарного законодательства может привести к возникновению массовых инфекционных заболеваний, пищевых отравлений среди детей, персонала школы, иных лиц, которые посещают здание и помещения школы.Как следует из п. 1.3. Устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа №» Учредителем Учреждения является Администрация <данные изъяты>. Как следует из п. 1.5. Устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа №» является юридическим лицом, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, бланки, штампы. Как следует из п. 1.8. Устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа №», Учреждение отвечает по своим обязательствам, закрепленным за ней имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ней Учредителем или приобретенных школой за счет средств, выделенных ей Учредителем на приобретение этого имущества. Как следует из п. 1.10. Устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа №», доходы школы поступают в её самостоятельное распоряжение и используются ей для достижения целей, ради которых она создана. Поскольку устранение вышеуказанных нарушений требований санитарного законодательства потребует значительных денежных средств, обязанность по устранению указанных нарушений должна быть возложена на муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа №», и Администрацию <данные изъяты> совместно. Ссылаясь на ст. 42 Конституции РФ, ст. 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», ст. 12, ст. 150 ГК РФ истец просит признать незаконным бездействие МАОУ «<данные изъяты> СОШ №», Администрации <данные изъяты> по принятию совместных мер для устранения нарушений требований санитарного законодательства, выраженное в неисполнении пунктов п.п. 3, 11, 14, 18 предписания должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ №. Обязать МАОУ «<данные изъяты> СОШ №», Администрацию <данные изъяты> совместно исполнить требования: п. 4.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: оборудовать гардеробное помещение ячейками для обуви для каждогокласса в срок до ДД.ММ.ГГГГ; п. 4.11. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»: приобрести мерный инвентарь для порционирования блюд в срок до ДД.ММ.ГГГГ; п. 6.17. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»: включить в рацион питания детей блюда из творога в срок до ДД.ММ.ГГГГ; п. 4.12. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»; п. 6.10. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» приобрести достаточное количество эмалированной посуды в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> Остренко Н.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что ответчиком не предоставлены документы, подтверждающие частичное исполнение предписания, поэтому настаивает на удовлетворении иска в полном объеме. Представитель ответчика МАОУ «<данные изъяты> СОШ №» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. От них поступило отношение, в котором указывают, что предписание Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № исполнено в части, а именно: приобретено достаточное количество эмалированной посуды; в меню включен творог; приобретен мерный инвентарь. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель ответчика Администрации <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. От ответчика поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражают. Заслушав представителя истца, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. В силу ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников (ст. 51 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании»). Судом установлено, что Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа №» (далее МАОУ «<данные изъяты> СОШ №») осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ. Является некоммерческой организацией. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> проведена проверка соблюдения МАОУ «<данные изъяты> СОШ №» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. По результатам проведенной проверки начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ вынесены постановления по делу об административном правонарушении №, № которыми МАОУ «<данные изъяты> СОШ №» привлечено к административной ответственности по ст. 6.6, ст. 6.7 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа. Согласно выданному ответчику предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предписано МАОУ «<данные изъяты> СОШ №» устранить выявленные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> проведена проверка исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленного протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящимся там вещей и документов № от ДД.ММ.ГГГГ нарушения, указанные в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени в полном объеме не устранены, а именно: нарушения п. 4.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в части оборудования в гардеробном помещении ячеек для обуви для каждого класса; нарушения п. 4.11. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части приобретения мерного инвентаря для порционирования блюд; нарушения п. 6.17. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части включения в рацион реже 1 раза в 2-3 дня творога; нарушения п. 4.12. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»; п. 6.10. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» в части приобретения эмалированной посуды. Согласно ч. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Неисполнение требований СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» может привести к возникновению очагов массовых инфекционных заболеваний учащихся школы. В нарушение требований вышеприведенных норм и правил выявленные нарушения санитарного законодательства в полном объеме МАОУ «Ужурская СОШ №» не устранены, доказательств исполнения предписания суду не представлено. Согласно ст. ст. 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии с п. 1.3 Устава учредителем МАОУ «<данные изъяты> СОШ №» является муниципальное Администрация <данные изъяты>. Имущество Учреждения находится в муниципальной собственности, отражается на самостоятельном балансе Учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: имущество, переданное школе его учредителем; средства, выделяемые целевым назначением из муниципального бюджета на основании утвержденной Учредителем бюджетной сметы или в соответствии с краевыми целевыми программами. Таким образом, Администрация <данные изъяты> является надлежащим ответчиком по данному делу. Учитывая, что непринятие мер МАОУ «<данные изъяты> СОШ №» и Администрацией <данные изъяты>, в нарушении ст. 32 Федерального закона «Об образовании», по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, может повлиять на безопасность здоровья воспитанников образовательного учреждения, суд приходит к выводу о том, что бездействие ответчиков в данном случае является незаконным. При таких обстоятельствах заявление Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> подлежит удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать бездействие Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа №» и Администрации <данные изъяты>, выразившееся в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным. Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа №» и Администрацию <данные изъяты> в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа №», расположенном по адресу: <адрес>: оборудовать гардеробное помещение ячейками для обуви для каждого класса в срок до ДД.ММ.ГГГГ; приобрести мерный инвентарь для порционирования блюд в срок до ДД.ММ.ГГГГ; включить в рацион питания детей блюда из творога в срок до ДД.ММ.ГГГГ; приобрести достаточное количество эмалированной посуды в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в месячный срок. Председательствующий: Фатюшина Т.А.
Доводы ответчика, указанные в отношении о том, что часть предписание в части исполнено, не могут быть взяты во внимание, поскольку документов, подтверждающих исполнение предписания, суду не представлено.