Дело № 2-437/2012 Именем Российской Федерации 29 мая 2012 года г. Ужур Ужурский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Фатюшиной Т.А., при секретаре Бритько М.Н. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» и Муниципальному образованию <данные изъяты> о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, суд УСТАНОВИЛ: Управление Роспотребнадзора по <данные изъяты> обратилось в суд с данным иском. Требования мотивированы тем, что МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» осуществляет свою деятельность на основании Устава 2011 года. МУЗ«<данные изъяты> ЦРБ» переименовано в муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> ЦРБ» (МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ») на основании Постановления Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №. Собственником имущества МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» (далее Учреждения) является муниципальное образование <адрес> (п. 1.2. Устава). Учреждение финансируется за счет средств муниципального бюджета, средств обязательного медицинского страхования и иных источников (п. 1.3. Устава). Учредителем Учреждения является муниципальное образование <данные изъяты> (п. 1.4 Устава). Учреждение имеет в своем составе обособленные структурные подразделения без права юридического лица (п. 1.10. Устава): Фельдшерско- акушерские пункты (п. 1.10.2 Устава), в том числе, <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>. Структурные подразделения, указанные в п. 1.10, не являются самостоятельными учреждениями, действуют на основании положений, утвержденных руководителем Учреждения (п. 1.11. Устава). Основной задачей Учреждения является удовлетворение общественной потребности в медицинском обслуживании граждан (п.2.1. Устава). Основными функциями Учреждения являются: оздоровление населения <данные изъяты>, снижение его общей заболеваемости и смертности; снижение младенческой и материнской смертности; проведение профилактической работы и санитарного просвещения (п.2.2. Устава). В соответствии с Уставом МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» осуществляет все виды медицинской деятельности в соответствии с имеющейся лицензией на право осуществления медицинской помощи (п. 3.4.). Учреждение приобретает юридические права и обязанности, связанные с его деятельностью, со дня государственной регистрации (п. 1.15. Устава). ДД.ММ.ГГГГ Главным государственным санитарным врачом по <данные изъяты> вынесено постановление по делу об административном правонарушении №, в соответствии с которым Муниципальное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» привлечено к административной ответственности по ст.6.4. КоАП РФ. Как указано в вышеназванном постановлении: установлено ДД.ММ.ГГГГ в 12:00 часов, в фельдшерско-акушерском пункте МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», расположенном по адресу: <адрес> согласно протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № от ДД.ММ.ГГГГ, выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства, с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> было выдано предписание об устранении выявленных нарушений № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Ответственность за выполнение данного предписания была возложена на МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ». В соответствии с указанным предписанием, МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» предписывалось устранить выявленные нарушения: нарушения п. 11.23 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в части проведения дезинсекционных, дератизационных мероприятий во всех помещениях; нарушения ст. 32 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.1, 2.7 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 1.7 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в части проведения производственного контроля за соблюдением санитарно- гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений; нарушения п. 5.5. СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п.п. 4.1, 4.2, 9.5. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в части проведения ремонта, отделки помещений ФАПа с использованием материалов, соответствующих своему функциональному назначению, позволяющих проводить качественную влажную уборки и дезинфекцию помещений; нарушения п. 5.2. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в части организации горячего водоснабжения помещений ФАП (в том числе резервного источника водоснабжения); нарушения п. 5.3. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в части установки в процедурном кабинете умывальника для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, оборудованного смесителем, дозатором с жидким мылом и раствором антисептика. МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» переименовано в муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> ЦРБ» (МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ») на основании Постановления Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №. В ходе проведения проверки обнаружено, мероприятия, указанные в предписании не выполнены. По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На момент предъявления настоящего искового заявления, указанные пункты предписания не исполнены, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено. Поскольку устранение вышеуказанных нарушений требований санитарного законодательства потребует денежных средств, обязанность по устранению указанных нарушений должна быть возложена на МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», Администрацию <данные изъяты> совместно. Несоблюдение указанных требований может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний у пациентов и персонала фельдшерско-акушерского пункта, также иных лиц, которые посещают фельдшерско-акушерский пункт. Ссылаясь на ст. ст. 12, 150 ГК РФ, ст. 24, пп.1 ч.2 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ, просят признать незаконным бездействие МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» и Муниципальное образование <данные изъяты>, выраженное в неисполнении предписания № от ДД.ММ.ГГГГ специалиста-эксперта территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты>. Обязать МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» и Муниципальное образование <данные изъяты> исполнить предписание № от ДД.ММ.ГГГГ В фельдшерско-акушерском пункте МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», расположенном по адресу: <адрес>, а именно: пункт 1 - устранить нарушения требований п. 11.23 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», организовать дезинсекционные, дератизационные мероприятия; пункт 2 - устранить нарушения требований ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.1, 2.7 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 1.7 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», проводить производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений; пункт 3 - устранить нарушения требований п. 5.5. СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п.п. 4.1, 4.2, 9.5. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», выполнить ремонт в помещениях ФАП материалами, позволяющими проводить качественную влажную уборку и дезинфекцию; пункт 4 - устранить нарушения требований п. 5.2. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», обеспечить в помещения ФАП горячим водоснабжением; пункт 5 - устранить нарушения требований п. 5.3. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» установить в процедурном кабинете умывальник для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, оборудованный смесителем, дозатором с жидким мылом и раствором антисептика в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно надлежащим образом. От представителя истца поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, настаивает на удовлетворении заявленных исковых требований. Представитель ответчика МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. От ответчика поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя, против удовлетворения исковых требований не возражают. Представитель Муниципального образования <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. От ответчика поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя, против удовлетворения исковых требований не возражают. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей истца и ответчиков. Исследовав материалы и обстоятельства дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. В силу ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Судом установлено, что Муниципальное бюджетное учреждение зравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» (далее МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ») создано с целью оздоровления населения <данные изъяты>, снижения его общей заболеваемости и смертности, а также снижения младенческой и материнской смертности, проведения профилактической работы и санитарного оповещения. Основными видами деятельности МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» в соответствии с Уставом являются: медицинская деятельность; фармацевтическая деятельность; деятельность, связанная с транспортировкой и хранением донорской крови, её компонентов и препаратов; предпринимательская деятельность. МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» имеет в своем составе обособленные структурные подразделения без права юридического лица: фельдшерско-акушерские пункты (п. 1.10, п. 1.10.2 Устава). ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> проведена проверка соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в фельдшерско-акушерском пункте МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» по адресу: <адрес>. По результатам проведенной проверки начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление по делу об административном правонарушении №, которым МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 14-17). Согласно выданному по результатам проверки ответчику предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» предписано устранить выявленные в фельдшерско-акушерском пункте нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-13). В соответствии со ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> проведена проверка исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени указанные в предписании нарушения санитарного законодательства не устранены. Материалы дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» направлены для рассмотрения мировому судье. В фельдшерско-акушерском пункте МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» по адресу: <адрес>, не устранены выявленные нарушения, а именно: пункт 1 - устранить нарушения требований п. 11.23 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», организовать дезинсекционные, дератизационные мероприятия; пункт 2 - устранить нарушения требований ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.1, 2.7 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 1.7 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», проводить производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений; пункт 3 - устранить нарушения требований п. 5.5. СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п.п. 4.1, 4.2, 9.5. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», выполнить ремонт в помещениях ФАП материалами, позволяющими проводить качественную влажную уборку и дезинфекцию; пункт 4 - устранить нарушения требований п. 5.2. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», обеспечить в помещения ФАП горячим водоснабжением; пункт 5 - устранить нарушения требований п. 5.3. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» установить в процедурном кабинете умывальник для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, оборудованный смесителем, дозатором с жидким мылом и раствором антисептика. Согласно ч. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Неисполнение требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний у пациентов фельдшерско-акушерского пункта, персонала, а также иных лиц, которые посещают здание фельдшерско-акушерского пункта. В нарушение требований вышеприведенных норм и правил выявленные нарушения санитарного законодательства МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» не устранены. Согласно п. 12 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. В силу ст. 13 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» к муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере здравоохранения, несут ответственность в пределах своей компетенции. Из Устава МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» усматривается, что данное учреждение здравоохранения учреждено Муниципальным образованием <данные изъяты>. Источниками формирования имущества МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» являются, в том числе бюджетные ассигнования. Таким образом, Муниципальное образование <данные изъяты> является надлежащим ответчиком по данному делу. Учитывая, что допущенные МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» нарушения создают реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, угрозу жизни и здоровью лиц, работающих в фельдшерско-акушерском пункте, а также населения, бездействие МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» и Муниципального образования <данные изъяты> в части неисполнения требований вышеуказанного предписания специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> - незаконно. При таких обстоятельствах заявление Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> подлежит удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать бездействие Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» и Муниципального образования <данные изъяты>, выразившееся в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным. Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» и Муниципальное образование <данные изъяты> в фельдшерско-акушерском пункте Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» по адресу: <адрес>: организовать дезинсекционные, дератизационные мероприятия; проводить производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений; выполнить ремонт в помещениях фельдшерско-акушерского пункта материалами, позволяющими проводить качественную влажную уборку и дезинфекцию; обеспечить помещения фельдшерско-акушерского пункта горячим водоснабжением; установить в процедурном кабинете умывальник для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, оборудованный смесителем, дозатором с жидким мылом и раствором антисептика в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в месячный срок. Председательствующий: Фатюшина Т.А.