Дело № 2-488/2012 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 мая 2012 года г.Ужур Ужурский районный суд Красноярского края В составе председательствующего судьи Фатюшиной Т.А. При секретаре Бритько М.Н., С участием представителя истца Загребанцева Д.Б., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Машкиной И.Н. к Департаменту жилищного обеспечения <данные изъяты> о признании права на предоставление жилого помещения по избранному месту жительства УСТАНОВИЛ: Машкина И.Н. обратилась в суд с данным иском. Исковые требования мотивированы тем, что она проходила службу по контракту в войсковой части <данные изъяты>, дислоцирующейся в <адрес> в воинском звании «<данные изъяты>». Приказом командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ она была уволена с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и исключена из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа командира войсковой части <данные изъяты>) от ДД.ММ.ГГГГ. На момент увольнения имела выслугу в календарном исчислении более <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ на имя командира войсковой части <данные изъяты> подала рапорт об обеспечении её после увольнения с военной службы жилым помещением по избранному месту жительства в городе г. К., либо в г. Р.. За весь этот период времени ей никто ни разу не предлагал жилье. На её обращение в марте 2012 года к должностным лицам войсковой части <данные изъяты> с просьбой о разъяснении причин столь длительного не обеспечения её и членов её семьи жилым помещением по избранному месту жительства, ей пояснили, в связи с тем, что на момент обращения она проживала в квартире по договору социального найма, а Правительство РФ до настоящего времени не определило порядок реализации гарантий в части обеспечения жильем военнослужащих, таких, как она, то есть тех, кто на момент увольнения проживал в квартирах по договорам социального найма, то в этой связи её поставили в очередь в отдельный список. В ЗАТО п. С. она обеспечена жилым помещением по договору социального найма жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ. Как выяснилось, в компьютерной базе данных она не состояла, так как в указанной базе состояли только военнослужащие, в том числе и уволенные, которые установленным порядком были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Как она поняла, все это время она состояла в отдельных списках на отселение из ЗАТО п. С. по избранному месту жительства и нуждающейся не признана. Однако, согласно п.17 решения жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, она признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства и её кандидатура утверждена в список военнослужащих (граждан) нуждающихся в отселении. В настоящее время порядок признания военнослужащих нуждающимися в получении жилого помещения в избранном месте жительства и обеспечение их таковым, регламентирован приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым по Вооруженным Силам РФ, уполномоченным органом (Департамент жилищных отношений <данные изъяты>) ведется единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте <данные изъяты>. При попытке найти свою фамилию в данном реестре, истица себя не обнаружила, из чего складывается вывод, что сведения о её нуждаемости в Департамент жилищного обеспечения <данные изъяты> или в ФГУ МО РФ «Центральное региональное управление <данные изъяты>» не передавались, а отсюда она не может претендовать на получение жилья в избранном месте жительства. Таким образом, она все это время добросовестно заблуждалась, думая, что находится в общей очереди и надеялась получить жилое помещение по избранному месту жительства отличному от последнего места службы. Считает, что бездействие командира войсковой части <данные изъяты> связанное с не включением её в общую очередь военнослужащих, изъявивших желание на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства после увольнения, а также не направление сведений о её нуждаемости в Департамент жилищных отношений <данные изъяты> либо в ФГУ МО РФ «Центральное региональное Управление <данные изъяты>», является незаконным и нарушает её право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, отличному от последнего места службы. Так, согласно пункта 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», - Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пункт 14 этой же статьи устанавливает, что обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством РФ. До настоящего времени в отношении военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) нуждающихся в получении жилых помещений в избранном месте жительства действует постановление Правительства РФ № 1054 от 6 сентября 1998 года. «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», которым утверждены и соответствующие Правила. В соответствии с пунктом 6 указанных Правил определено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижению предельного возраста. В соответствии с пунктом 7 этих же Правил, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы. То есть, после выраженного ею в письменном виде желания об избрании после увольнения места жительства отличного от последнего места службы (рапорт от ДД.ММ.ГГГГ), она получила законное основание для признания нуждающейся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, и которое не зависит от проживания в квартире по договору социального найма, если оно не совпадает с местом избранного жительства. При этом, в данных Правилах такого основания для отказа военнослужащему в признании нуждающимся в получении жилого помещения как - «проживание в жилом помещении по последнему месту службы по договору социального найма по норме жилой площади превышающей учетную» не указано. Кроме того, она призвалась на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ, поэтому в силу закона её обязаны были обеспечить по месту службы жилым помещением по договору социального найма, и это не может и не должно служить каким-либо ограничением для признания её нуждающейся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства. В этой связи просит суд признать бездействие командира войсковой части <данные изъяты>, связанного с не включением её в общую очередь военнослужащих граждан, уволенных с военной службы), нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства (улучшении жилищных условий) и не направлением сведений о её нуждаемости в улучшении жилищных условий в избранном месте жительства в Департамент жилищных отношений <данные изъяты>, незаконным. Просит суд признать за ней право на включение её и членов её семьи в общую очередь военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы с ДД.ММ.ГГГГ. Также просит суд обязать командира войсковой части <данные изъяты> направить сведения о её нуждаемости в получении жилого помещения по избранному месту жительства в Департамент жилищных отношений <данные изъяты>, для включения её в единый реестр военнослужащих принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях. Просит суд обязать Департамент жилищного обеспечения <данные изъяты> включить её и членов её семьи в единый реестр военнослужащих принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях с датой постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем представитель истца Загребанцев Д.Б. отказался от требований к ответчику - войсковой части <данные изъяты> и в этой части определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено. Кроме этого, представитель истца Загребанцев Д.Б. уточнил исковые требования и просит суд обязать Департамент жилищного обеспечения <данные изъяты> после получения от Машкиной И.Н. документов определенных пунктом 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, включить Машкину И.А. и членов её семьи в единый реестр военнослужащих принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства с датой постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ. В судебное заседание истец Машкина И.Н. не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно, надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие. В судебном заседании представитель истца Загребанцев Д.Б., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом, о чем имеется уведомление. Ответчик не сообщил суду о причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства. Истец согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства. Представитель третьего лица ФГУ МО РФ «Центральное региональное Управление <данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом, о чем имеется уведомление. Суд считает при таких обстоятельствах рассмотреть дело в их отсутствие. Заслушав представителя истца, свидетелей, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что истец Машкина И.Н. в соответствии с приказом командира войсковой части <данные изъяты> по личному составу №-ПМ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Федеральным законом «О военной обязанности и военной службе» и Положением о порядке прохождения военной службы была уволена с военной службы в отставку по подпункту «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. На момент увольнения её звание и должность - <данные изъяты> Календарная выслуга в Вооруженных Силах РФ составляет <данные изъяты> В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с абз. 9 ч.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Согласно п. «а» ст. 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06 сентября 1998 года (в редакции Постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 № 475, от 14.11.2007 № 778, от 06.10.2011 № 824, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 14.04.2009 № 2н-9/09) нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями. Согласно п. «и» ст. 7 вышеуказанных Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел. Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел. ДД.ММ.ГГГГ истица подала рапорт на имя командира войсковой части <данные изъяты>) на обеспечение её и членов её семьи после увольнения с военной службы жилым помещением по избранному месту жительства в городе ФИО14, или городе г. Р.. Согласно п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ (действовавшей до сентября 2010 года) утвержденной приказом Министра обороны №80 2000 года - «Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ района по спискам очередников на получение жилых помещений. С ДД.ММ.ГГГГ истица на основании рапорта, поданного ею в войсковую часть <данные изъяты> должна состоять в списках граждан, изъявивших желание получить квартиру по избранному месту жительства. Согласно п.17 решения жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) она признана нуждающейся в обеспечении жильем по избранному месту жительства и её кандидатура утверждена в списках военнослужащих (граждан) нуждающихся в отселении. Согласно ст.13 Федерального Закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «О статусе военнослужащих» военнослужащие -граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В настоящее время порядок признания военнослужащих нуждающимися в получении жилого помещения в избранном месте жительства и обеспечение их таковым, регламентирован Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», в соответствии с которым по Вооруженным Силам РФ, уполномоченным органом - Департаментом жилищных отношений РФ - ведется единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях. Поскольку истица имеет право на получение жилого помещения в избранном месте жительства и признана нуждающейся в этом с ДД.ММ.ГГГГ, однако в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, не состоит, суд считает, что требования истицы Машкиной И.Н. являются законными и обоснованными и она должна быть включена в единый реестр. Согласно Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет. Таким образом, за Машкиной И.Н. должно быть признано право на включение её и членов семьи Машкиной И.А. в общую очередь военнослужащих (граждан уволенных с военной службы) нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы, с ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Машкиной И.Н. удовлетворить. Признать за Машкиной И.Н. право на включение её и членов семьи Машкиной И.Н. в общую очередь военнослужащих (граждан уволенных с военной службы), нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы, с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Департамент Жилищного обеспечения <данные изъяты> после получения документов от Машкиной И.Н., определенных пунктом 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ № 1280 от 30 сентября 2010 года, включить её и членов её семьи в единый реестр военнослужащих принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства с датой постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано ответчиком путем подачи заявления в Ужурский районный суд об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии решения, а также в апелляционном порядке сторонами в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление будет подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий: Фатюшина Т.А.