Дело № 2-487/2012 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 мая 2012 года г.Ужур Ужурский районный суд Красноярского края В составе председательствующего судьи Фатюшиной Т.А. При секретаре Бритько М.Н. С участием представителя истца Загребанцева Д.Б., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нагорнюк В.В. к Департаменту жилищного обеспечения <данные изъяты> о признании права на предоставление жилого помещения по избранному месту жительства УСТАНОВИЛ: Нагорнюк В.В. обратился в суд с данным иском. Исковые требования мотивированы тем, что он проходил военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты>, дислоцирующейся в <адрес>, в воинском звании «<данные изъяты>». Приказом командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе и с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части на основании приказа командира войсковой части <данные изъяты> № (по строевой части) от ДД.ММ.ГГГГ. На момент увольнения имел выслугу в календарном исчислении более <данные изъяты> лет. ДД.ММ.ГГГГ на имя командира войсковой части <данные изъяты> подал рапорт об обеспечении его после увольнения с военной службы жилым помещением по избранному месту жительства в городе К.. За весь этот период времени ему никто ни разу не предлагал жилье. В марте 2012 года он обратился к должностным лицам войсковой части <данные изъяты> с просьбой разъяснить причины столь длительного не обеспечения его и членов его семьи жилым помещением по избранному месту жительства. Ему пояснили, что в связи с тем, что он обеспечен в ЗАТО п. С. жилым помещением по договору социального найма и по установленным нормам, а Правительство РФ до настоящего времени не определило порядок реализации гарантий в части обеспечения жильем военнослужащих, таких, как он, то есть тех, кто на момент увольнения проживал в квартирах по договорам социального найма, то в этой связи его поставили в очередь в отдельный список. В ЗАТО п. С. он обеспечен жилым помещением по договору социального найма жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ года. В компьютерной базе данных он не состоял, так как в указанной базе состоят только те военнослужащие, в том числе и уволенные, которые установленным порядком были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Все это время он состоял в списках на отселение из ЗАТО п. С. по избранному месту жительства и нуждающимся не признан. Согласно п.1 протокола № заседания жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ он включен в список военнослужащих (граждан) нуждающихся в отселении на двухкомнатную квартиру. Тот факт, что в данном протоколе отсутствует прямое словосочетание «признать нуждающимся в улучшении жилищных условий» не может служить основанием признания данного решения незаконным, так как, его таковым никто не признавал, и словосочетание в протоколе «нуждающихся в отселении», в буквальном его толковании, говорит о том, что он нуждается в отселении, то есть в получении жилого помещения в избранном месте жительства, так как по линии МО РФ военнослужащие могут обеспечиваться жилым помещением по избранному месту жительства двумя способами: получение жилого помещения в натуральном виде и покупка жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата. Кроме того, решение жилищной комиссии по каждому конкретному военнослужащему может быть только двух видов, это признать военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий или отказать в улучшении жилищных условий. Какого-либо третьего варианта, согласно действующего законодательства РФ, быть не может, а, следовательно, учитывая, что в рассматриваемом протоколе отсутствует словосочетание в части его фамилии «отказать», то следует рассматривать его через призму законодательства РФ, как «признать нуждающимся». В настоящее время порядок признания военнослужащих нуждающимися в получении жилого помещения в избранном месте жительства и обеспечение их таковым, регламентирован приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, в соответствии с которым по Вооруженным Силам РФ, уполномоченным органом (Департамент жилищных отношений <данные изъяты>) ведется единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте <данные изъяты>. При попытке найти свою фамилию в данном реестре, истец себя не обнаружил. Таким образом, все это время он добросовестно заблуждался, думая, что находится в общей очереди, состоит в автоматизированной базе данных, и, надеялся получить жилое помещение по избранному месту жительства отличному от последнего места службы. Считает, что бездействие войсковой части <данные изъяты> связанное с не включением его в общую очередь военнослужащих, изъявивших желание на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства после увольнения, и не направление сведений о его нуждаемости в Департамент жилищных отношений <данные изъяты> либо в ФГУ МО РФ «Центральное региональное Управление <данные изъяты>», является незаконным и нарушает его право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, отличному от последнего места службы. Так, согласно пункта 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» - Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пункт 14 этой же статьи устанавливает, что обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством РФ. В соответствии с пунктом 6 указанных Правил определено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижению предельного возраста. В соответствии с пунктом 7 этих же Правил, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы. То есть, после выраженного им в письменном виде желания (рапорт от ДД.ММ.ГГГГ) об избрании после увольнения места жительства отличного от последнего места службы, он получил законное основание для признания нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, и которое не зависит от проживания в квартире по договору социального найма, если оно не совпадает с местом избранного жительства. При этом, в данных Правилах такого основания для отказа военнослужащему в признании нуждающимся в получении жилого помещения как - «проживание в жилом помещении по последнему месту службы по договору социального найма по норме жилой площади превышающей учетную» не указано. В настоящее время порядок признания военнослужащих нуждающимися в получении жилого помещения в избранном месте жительства и обеспечение их таковым, регламентирован приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, в соответствии с которым по Вооруженным Силам РФ, уполномоченным органом (Департамент жилищных отношений <данные изъяты>) ведется единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте <данные изъяты>. В настоящее время он не состоит ни в какой очереди на получение жилого помещения по избранному месту жительства, кроме как в войсковой части <данные изъяты> и то, эта очередь велась в прошлом времени, когда действовал приказ МО РФ № 80 от 2000 года. Кроме того, он призвался на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ, поэтому в силу закона его обязаны были обеспечить по месту службы жилым помещением по договору социального найма, и это не может и не должно служить каким-либо ограничением для признания его нуждающимся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства. В этой связи просит суд признать бездействие командира войсковой части <данные изъяты>, связанного с не включением его в общую очередь военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства (улучшении жилищных условий) и не направлением сведений о его нуждаемости в улучшении жилищных условий в избранном месте жительства в Департамент жилищных отношений <данные изъяты>, незаконным. Просит суд признать за ним право на включение его и членов его семьи в общую очередь военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы с ДД.ММ.ГГГГ. Также просит суд обязать войсковую часть <данные изъяты> направить сведения о его нуждаемости в получении жилого помещения по избранному месту жительства в Департамент жилищных отношений <данные изъяты>, для включения его в единый реестр военнослужащих принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях. Обязать Департамент жилищного обеспечения <данные изъяты> включить его и членов его семьи в едины реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем истец в лице представителя по доверенности Загребанцева Д.Б. отказался от требований к ответчику - войсковой части <данные изъяты> и в этой части определением суда от 24.05.2012 года производство по делу прекращено. Кроме этого, истец Нагорнюк В.В. в лице представителя по доверенности Загребанцева Д.Б. уточнил исковые требования и просит суд признать за ним право на включение его и членов его семьи в общую очередь военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы с ДД.ММ.ГГГГ. Просит суд обязать Департамент жилищного обеспечения <данные изъяты> после получения от Нагорнюк В.В. документов определенных пунктом 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ № 1280 от 30 сентября 2010 года, включить Нагорнюк В.В. и членов его семьи в единый реестр военнослужащих принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства с датой постановки на учет с документов, определенных приказом Министерства обороны РФ № 1280 от 30.09.2010 года, с датой постановки в очередь ДД.ММ.ГГГГ. В судебное заседание Нагорнюк В.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, с участием представителя истца. В судебном заседании представитель истца Загребанцев Д.Б., действующий по доверенности, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом, о чем имеется уведомление. Ответчик не сообщил суду о причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства. Истец согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства. Представитель третьего лица ФГУ МО РФ «Центральное региональное Управление <данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть данное дело в их отсутствие. Заслушав представителя истца, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что истец Нагорнюк В.В. в соответствии с приказом командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с военной службы в запас по подпункту «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части на основании приказа командира войсковой части <данные изъяты> (по строевой части) от ДД.ММ.ГГГГ. На момент увольнения его звание и должность - <данные изъяты> Календарная выслуга в Вооруженных Силах РФ составляет <данные изъяты>. В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п. «а» ст. 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06 сентября 1998 года (в редакции Постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 № 475, от 14.11.2007 № 778, от 06.10.2011 № 824, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 14.04.2009 № 2н-9/09) нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями. Согласно п. «и» ст. 7 вышеуказанных Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел. Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел. С ДД.ММ.ГГГГ истец на основании рапорта, поданного им в войсковую часть <данные изъяты> должен состоять в списках граждан, изъявивших желание получить квартиру по избранному месту жительства. Согласно п.1 протокола № заседания жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истец включен в список военнослужащих (граждан) нуждающихся в отселении на двухкомнатную квартиру. Тот факт, что в данном протоколе отсутствует прямое словосочетание «признать нуждающимся в улучшении жилищных условий» не может служить основанием признания данного решения незаконным, так как, его таковым никто не признавал, и словосочетание в протоколе «нуждающихся в отселении», в буквальном его толковании, говорит о том, что истец нуждается в отселении, то есть в получении жилого помещения в избранном месте жительства, так как по линии <данные изъяты> военнослужащие могут обеспечиваться жилым помещением по избранному месту жительства двумя способами: получение жилого помещения в натуральном виде и покупка жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата. Кроме того, решение жилищной комиссии по каждому конкретному военнослужащему может быть только двух видов, это признать военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий или отказать в улучшении жилищных условий. Какого-либо третьего варианта, согласно действующего законодательства РФ, быть не может, а, следовательно, учитывая, что в рассматриваемом протоколе отсутствует словосочетание в отношении истца «отказать», то следует рассматривать его через призму законодательства РФ, как «признать нуждающимся». Согласно ст.13 Федерального Закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «О статусе военнослужащих» военнослужащие -граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В настоящее время порядок признания военнослужащих нуждающимися в получении жилого помещения в избранном месте жительства и обеспечение их таковым, регламентирован Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», в соответствии с которым по Вооруженным Силам РФ, уполномоченным органом - Департаментом жилищных отношений РФ - ведется единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях. Поскольку истец имеет право на получение жилого помещения в избранном месте жительства и признан нуждающимся в этом с ДД.ММ.ГГГГ, однако в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, не состоит, суд считает, что требования истца Нагорнюк В.В. являются законными и обоснованными и он должен быть включен в единый реестр. Согласно Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет. Таким образом, за Нагорнюк В.В. должно быть признано право на включение его и членов семьи Нагорнюк В.В. в общую очередь военнослужащих (граждан уволенных с военной службы) нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы, с ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Нагорнюк В.В. удовлетворить. Признать за Нагорнюк В.В. право на включение его и членов семьи Нагорнюк В.В. в общую очередь военнослужащих (граждан уволенных с военной службы), нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы, с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Департамент Жилищного обеспечения <данные изъяты> после получения от Нагорнюк В.В. документов, определенных пунктом 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ № 1280 от 30 сентября 2010 года, включить его и членов его семьи в единый реестр военнослужащих принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства с датой постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано ответчиком путем подачи заявления в Ужурский районный суд об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии решения, а также в апелляционном порядке сторонами в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление будет подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий: Фатюшина Т.А.