о признании права на предоставление жилого помещения по избранному месту жительства



Дело № 2-489/2012      

                           ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2012 года        г.Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

В составе председательствующего судьи Фатюшиной Т.А.

При секретаре Бритько М.Н.

С участием представителя истца Загребанцева Д.Б., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кириллова О.А. к Департаменту жилищного обеспечения <данные изъяты> о признании права на предоставление жилого помещения по избранному месту жительства

    УСТАНОВИЛ:

Кириллов О.А. обратился в суд с данным иском. Исковые требования мотивированы тем, что он проходил военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты>, дислоцирующейся в <адрес>, в воинском звании «<данные изъяты>». Приказом командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с военной службы в отставку по <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части на основании приказа командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. На момент увольнения имел выслугу в календарном исчислении более <данные изъяты> лет. ДД.ММ.ГГГГ на имя командира войсковой части <данные изъяты> подал рапорт об обеспечении его после увольнения с военной службы жилым помещением по избранному месту жительства в городе К.. За весь этот период времени ему никто ни разу не предлагал жилье. В марте 2012 года он обратился к должностным лицам войсковой части <данные изъяты> с просьбой разъяснить причины столь длительного не обеспечения его и членов его семьи жилым помещением по избранному месту жительства. Ему пояснили, что в связи с тем, что он обеспечен в ЗАТО п. С. жилым помещением по договору социального найма и по установленным нормам, а Правительство РФ до настоящего времени не определило порядок реализации гарантий в части обеспечения жильем военнослужащих, таких, как он, то есть тех, кто на момент увольнения проживал в квартирах по договорам социального найма, то в этой связи его поставили в очередь в отдельный список. В ЗАТО п. С. он обеспечен жилым помещением по договору социального найма жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ года. В компьютерной базе данных он не состоял, так как в указанной базе состоят только те военнослужащие, в том числе и уволенные, которые установленным порядком были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Все это время он состоял в списках на отселение из ЗАТО п. С. по избранному месту жительства и нуждающимся не признан. Согласно п.1 протокола заседания жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ он включен в список военнослужащих (граждан) нуждающихся в отселении на двухкомнатную квартиру. Тот факт, что в данном протоколе отсутствует прямое словосочетание «признать нуждающимся в улучшении жилищных условий» не может служить основанием признания данного решения незаконным, так как, его таковым никто не признавал, и словосочетание в протоколе «нуждающихся в отселении», в буквальном его толковании, говорит о том, что он нуждается в отселении, то есть в получении жилого помещения в избранном месте жительства, так как по линии МО РФ военнослужащие могут обеспечиваться жилым помещением по избранному месту жительства двумя способами: получение жилого помещения в натуральном виде и покупка жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата. Кроме того, решение жилищной комиссии по каждому конкретному военнослужащему может быть только двух видов, это признать военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий или отказать в улучшении жилищных условий. Какого-либо третьего варианта, согласно действующего законодательства РФ, быть не может, а, следовательно, учитывая, что в рассматриваемом протоколе отсутствует словосочетание в части его фамилии «отказать», то следует рассматривать его через призму законодательства РФ, как «признать нуждающимся».

          В настоящее время порядок признания военнослужащих нуждающимися в получении жилого помещения в избранном месте жительства и обеспечение их таковым, регламентирован приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, в соответствии с которым по Вооруженным Силам РФ, уполномоченным органом (Департамент жилищных отношений <данные изъяты>) ведется единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте <данные изъяты>.

При попытке найти свою фамилию в данном реестре, истец себя не обнаружил.

       Таким образом, все это время он добросовестно заблуждался, думая, что находится в общей очереди, состоит в автоматизированной базе данных, и, надеялся получить жилое помещение по избранному месту жительства отличному от последнего места службы.

          Считает, что бездействие войсковой части <данные изъяты> связанное с не включением его в общую очередь военнослужащих, изъявивших желание на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства после увольнения, и не направление сведений о его нуждаемости в Департамент жилищных отношений <данные изъяты> либо в ФГУ МО РФ «Центральное региональное <данные изъяты>», является незаконным и нарушает его право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, отличному от последнего места службы.

        Так, согласно пункта 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» - Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

         Пункт 14 этой же статьи устанавливает, что обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

        Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством РФ.

         В соответствии с пунктом 6 указанных Правил определено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:

      а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижению предельного возраста.

    В соответствии с пунктом 7 этих же Правил, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.

      То есть, после выраженного им в письменном виде желания (рапорт от ДД.ММ.ГГГГ) об избрании после увольнения места жительства отличного от последнего места службы, он получил законное основание для признания нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, и которое не зависит от проживания в квартире по договору социального найма, если оно не совпадает с местом избранного жительства.

     При этом, в данных Правилах такого основания для отказа военнослужащему в признании нуждающимся в получении жилого помещения как - «проживание в жилом помещении по последнему месту службы по договору социального найма по норме жилой площади превышающей учетную» не указано.

          В настоящее время порядок признания военнослужащих нуждающимися в получении жилого помещения в избранном месте жительства и обеспечение их таковым, регламентирован приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, в соответствии с которым по Вооруженным Силам РФ, уполномоченным органом (Департамент жилищных отношений <данные изъяты>) ведется единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте <данные изъяты>.

         В настоящее время он не состоит ни в какой очереди на получение жилого помещения по избранному месту жительства, кроме как в войсковой части <данные изъяты> и то, эта очередь велась в прошлом времени, когда действовал приказ МО РФ № 80 от 2000 года.

        Кроме того, он призвался на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ, поэтому в силу закона его обязаны были обеспечить по месту службы жилым помещением по договору социального найма, и это не может и не должно служить каким-либо ограничением для признания его нуждающимся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства.

      В этой связи просит суд признать бездействие командира войсковой части <данные изъяты>, связанного с не включением его в общую очередь военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства (улучшении жилищных условий) и не направлением сведений о его нуждаемости в улучшении жилищных условий в избранном месте жительства в Департамент жилищных отношений <данные изъяты>, незаконным. Просит суд признать за ним право на включение его и членов его семьи в общую очередь военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы с ДД.ММ.ГГГГ. Также просит суд обязать войсковую часть <данные изъяты> направить сведения о его нуждаемости в получении жилого помещения по избранному месту жительства в Департамент жилищных отношений <данные изъяты>, для включения его в единый реестр военнослужащих принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях. Обязать Департамент жилищного обеспечения <данные изъяты> включить его и членов его семьи в едины реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.

В дальнейшем истец в лице представителя по доверенности Загребанцева Д.Б. отказался от требований к ответчику - войсковой части <данные изъяты> и в этой части определением суда от 24.05.2012 года производство по делу прекращено.

Кроме этого, истец Кириллов О.А. в лице представителя по доверенности Загребанцева Д.Б. уточнил исковые требования и просит суд признать за ним право на включение его и членов его семьи в общую очередь военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы с ДД.ММ.ГГГГ. Просит суд обязать Департамент жилищного обеспечения <данные изъяты> после получения от Кирилова О.А. документов определенных пунктом 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ № 1280 от 30 сентября 2010 года, включить Кириллова О.А. и членов его семьи в единый реестр военнослужащих принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства с датой постановки на учет с документов, определенных приказом Министерства обороны РФ № 1280 от 30.09.2010 года, с датой постановки в очередь ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание истец Кириллов О.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, с участием представителя истца.

         В судебном заседании представитель истца Загребанцев Д.Б., действующий по доверенности, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом, о чем имеется уведомление. Ответчик не сообщил суду о причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства. Истец согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства.

        Представитель третьего лица ФГУ МО РФ «Центральное региональное Управление <данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть данное дело в их отсутствие.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Кириллов О.А. в соответствии с приказом командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ он был досрочно уволен с военной службы в отставку по подпункту «в» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» - по <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части на основании приказа командира войсковой части <данные изъяты> (по строевой части) от ДД.ММ.ГГГГ.

На момент увольнения его звание и должность - <данные изъяты>.

           Календарная выслуга в Вооруженных Силах РФ составляет <данные изъяты>, в льготном исчислении <данные изъяты>.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. «а» ст. 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06 сентября 1998 года (в редакции Постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 № 475, от 14.11.2007 № 778, от 06.10.2011 № 824, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 14.04.2009 № 2н-9/09) нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Согласно п. «и» ст. 7 вышеуказанных Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.

С ДД.ММ.ГГГГ истец на основании рапорта, поданного им в войсковую часть <данные изъяты> должен состоять в списках граждан, изъявивших желание получить квартиру по избранному месту жительства.

          Согласно п.1 протокола заседания жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истец включен в список военнослужащих (граждан) нуждающихся в отселении на двухкомнатную квартиру. Тот факт, что в данном протоколе отсутствует прямое словосочетание «признать нуждающимся в улучшении жилищных условий» не может служить основанием признания данного решения незаконным, так как, его таковым никто не признавал, и словосочетание в протоколе «нуждающихся в отселении», в буквальном его толковании, говорит о том, что истец нуждается в отселении, то есть в получении жилого помещения в избранном месте жительства, так как по линии МО РФ военнослужащие могут обеспечиваться жилым помещением по избранному месту жительства двумя способами: получение жилого помещения в натуральном виде и покупка жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата. Кроме того, решение жилищной комиссии по каждому конкретному военнослужащему может быть только двух видов, это признать военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий или отказать в улучшении жилищных условий. Какого-либо третьего варианта, согласно действующего законодательства РФ, быть не может, а, следовательно, учитывая, что в рассматриваемом протоколе отсутствует словосочетание в отношении истца «отказать», то следует рассматривать его через призму законодательства РФ, как «признать нуждающимся». Также не может служить препятствием реализации прав истца тот факт, что решение было принято спустя несколько месяцев после увольнения истца с военной службы, так как вины истца в несвоевременном рассмотрении рапорта (заявления) не имеется.

     Согласно ст.13 Федерального Закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «О статусе военнослужащих» военнослужащие -граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

             В настоящее время порядок признания военнослужащих нуждающимися в получении жилого помещения в избранном месте жительства и обеспечение их таковым, регламентирован Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», в соответствии с которым по Вооруженным Силам РФ, уполномоченным органом - Департаментом жилищных отношений РФ - ведется единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.

            Поскольку истец имеет право на получение жилого помещения в избранном месте жительства и признан нуждающимся в этом с ДД.ММ.ГГГГ, однако в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, не состоит, суд считает, что требования истца Кириллова О.А. являются законными и обоснованными и он должен быть включен в единый реестр.

        Согласно Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет.

      Таким образом, за Кирилловым О.А. должно быть признано право на включение его и членов семьи Кириллова О.А. в общую очередь военнослужащих (граждан уволенных с военной службы) нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы, с ДД.ММ.ГГГГ.

          Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

Исковые требования Кириллова О.А. удовлетворить.

Признать за Кирилловым О.А. право на включение его и членов семьи Кириллова О.А. в общую очередь военнослужащих (граждан уволенных с военной службы), нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы, с ДД.ММ.ГГГГ.

         Обязать Департамент Жилищного обеспечения <данные изъяты> после получения от Кириллова О.А. документов, определенных пунктом 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ № 1280 от 30 сентября 2010 года, включить его и членов его семьи в единый реестр военнослужащих принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства с датой постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано ответчиком путем подачи заявления в Ужурский районный суд об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии решения, а также в апелляционном порядке сторонами в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление будет подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: Фатюшина Т.А.