Дело № 2- 458/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 мая 2012 года г. Ужур Ужурский районный суд Красноярского края В составе председательствующего судьи Загребанцева А.Б., При секретаре Кондель Т.Г., С участием представителя ответчика МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» Кулешовой Е.И., Представителя ответчика Администрации <данные изъяты> района Красноярского края Мержоевой М.Г., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница», Администрации <данные изъяты> района Красноярского края об устранении нарушений санитарного законодательства, У С Т А Н О В И Л: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю обратилось в суд с указанным иском к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница», Администрации <данные изъяты> района Красноярского края, мотивируя его следующим. Согласно Устава МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» и постановления Администрации <данные изъяты> района Красноярского края от 01 декабря 2010 года № 1586, МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» переименовано в МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», которое является правопреемником МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» в части исполнения предписания территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Шарыпово № 410 от 12 апреля 2011 года и несет ответственность за совершение административного правонарушения. 13 мая 2011 года Главным государственным санитарным врачом по городам Шарыпово, Ужур, Шарыповскому, Ужурскому районам, ЗАТО посёлок Солнечный А. вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 237, в соответствии с которым МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ. Согласно данному постановлению 07 апреля 2011 года в 11 часов 40 минут в <данные изъяты> врачебной амбулатории МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», расположенной по <адрес> выявлены нарушения санитарного законодательства, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, в связи с чем 12 апреля 2011 года МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» выдано предписание об устранении нарушений № 410 с установленным сроком исполнения до 01.02.2012 года. В период с 07 февраля 2012 года по 22 февраля 2012 года в ходе проведения внеплановой выездной проверки исполнения МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» предписания № 410 от 12 апреля 2011 года установлено частичное неисполнение указанного предписания, в связи с чем был составлен протокол об административном правонарушении № 90 от 22 февраля 2012 года, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. В соответствии с п. 1.4. Устава функции и полномочия Учредителя осуществляет орган местного самоуправления - Администрация <данные изъяты> района. Как следует из п. 1.8. МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, имеет печать со своим наименованием, бланки, утвержденные в установленном порядке. Пункт 4.3. Устава гласит, что источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» являются: федеральный, краевой, местный бюджеты; средства обязательного медицинского страхования; средства, выделяемые целевым назначением из бюджета <данные изъяты> района в виде субсидий на выполнение муниципального задания; средства, выделяемые целевым назначением в соответствии с целевыми программами; доходы, от приносящей доходы деятельности; дары и пожертвования российских и иностранных юридических и физических лиц; имущество, переданное Учредителем или уполномоченным им органом; иные источники в соответствии с действующим законодательством. Поскольку устранение нарушений санитарного законодательства требует значительных денежных средств, обязанность по устранению указанных нарушений необходимо возложить на МБУЗ <данные изъяты> ЦРБ» и Администрацию <данные изъяты> района. Несоблюдение санитарных норм и правил может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний у пациентов больницы, персонала больницы, также иных лиц, которые посещают здание и помещения больницы. Несоблюдение нормативной площади перевязочного и прививочного кабинетов не обеспечивает безопасность труда медицинского персонала, последовательность технологических процессов, а также нормативных расстояний, предусматривающих рациональную расстановку оборудования и свободного передвижения персонала. Выполнение внутренней отделки стен выше панелей и потолка в прививочном, процедурном и перевязочном кабинетах, в кабинетах терапевтического, педиатрического и акушерского приемов материалами не устойчивыми к воздействию моющих и дезинфицирующих веществ, не позволяющими проводить влажную уборку и дезинфекцию поверхностей (известковая побелка), несоблюдение требования по отделки полов (края линолеума у стен не подведены под плинтуса, не возведены на стены во всех кабинетах), несвоевременное устранение щелей между стенами и дверными рамами, на стыках стен и потолка, на стыках между стенами, несвоевременное устранение отверстий в межкабинетных перегородках, в местах, где ранее проходил трубопровод отопительной системы, является препятствием для проведения качественной уборки и дезинфекции помещений. Некачественная уборка и дезинфекция помещений непременно приводит к накоплению в щелях, трещинах, выбоинах стен, пола, потолка помещений болезнетворных микроорганизмов, устойчивых к воздействию дезинфицирующих средств и лекарственных препаратов (в связи с постоянным воздействием этих веществ на микроорганизмы, их неполным уничтожением и выведением новых, более сильных в плане болезнетворности, микроорганизмов) и способных вызвать инфекционные заболевания среди персонала и пациентов МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ». Отсутствие форточек или фрамуг, оборудованных системой фиксации приводит к невозможности проветривания помещения, что нарушает микроклимат внутри помещения и способствует загрязнению воздушной среды вредными химическими веществами и болезнетворными микроорганизмами, что приводит к возникновению и распространению инфекционных заболеваний. Отсутствие в перевязочном и стоматологическом кабинетах дополнительных раковин для обработки инструментов, приводит к микробному загрязнению раковины, инструментов, а также рук персонала, что может привести к некачественному оказанию медицинской процедуры, а также способствует дельнейшему распространению микробного загрязнения среди пациентов и персонала. Таким образом, понуждение к исполнению предписания и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья. Ссылаясь на ст. 12, 150 ГК РФ, ст. 24 и пп. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» истец просит признать бездействие МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» и Администрации <данные изъяты> района противоправным, обязать МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» и Администрацию <данные изъяты> района в срок до 01 февраля 2013 года исполнить п.п. 1,2,3,4,5,11,14 предписания № 410 от 12 апреля 2011 года в <данные изъяты> врачебной амбулатории МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», расположенной по <адрес>, а именно: - устранить нарушения п. 3.1. табл. 6.1 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: обеспечить площадь перевязочного кабинета не менее установленного гигиенического норматива - 18 кв.м., площадь прививочного кабинета не менее - 10 кв.м.; - устранить нарушения п. 4.4. главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: выполнить внутреннюю отделку стен выше панелей и потолка в прививочном, процедурном и перевязочном кабинетах материалами, устойчивыми к воздействию моющих и дезинфицирующих веществ, позволяющими проводить влажную уборку и дезинфекцию поверхностей; - устранить нарушения п. 4.2. главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: выполнить внутреннюю отделку стен выше панелей и потолка в кабинетах терапевтического, педиатрического и акушерского приема материалами, позволяющими проводить влажную уборку и дезинфекцию поверхностей в помещениях; - устранить нарушения п. 4.3. главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: подвести под плинтуса края линолеума у стен (или возвести края линолеума на стены) во всех кабинетах амбулатории; - устранить нарушения п.п. 3.19, 4.2. главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: устранить щели между стенами и дверными рамами, на стыках стен и потолка, на стыках между стенами, устранить отверстия в межкабинетных перегородках, в местах, где ранее проходил трубопровод отопительной системы; - устранить нарушения п. 6.3. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: обеспечить здание амбулатории естественной вентиляцией, через форточки или фрамуги, оборудованные системой фиксации; - устранить нарушения п. 5.8. главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: оборудовать в перевязочном кабинете дополнительную раковину для обработки инструментов. Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От представителя истца Остренко Н.Н. поступило заявление, согласно которого просит рассмотреть дело в её отсутствие, настаивает на удовлетворении исковых требований. В судебном заседании представитель ответчика МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» Кулешова Е.И. исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю признала, пояснила, что указанные нарушения возможно устранить в срок при наличии денежных средств. Представитель ответчика Администрации <данные изъяты> района Мержоева М.Г. в судебном заседании признала наличие указанных в иске нарушений, исковые требования истца признала. Заслушав участников процесса, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В силу ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. При этом, в соответствии со ст. 1 данного Федерального закона среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. В силу ч. 1 ст. 4 этого же закона обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека. Указанное право реализуется, в том числе, через соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Согласно п. 1.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» указанные санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Несоблюдение указанных правил может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний у пациентов больницы, персонала больницы, также иных лиц, которые посещают здание и помещения больницы. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также пищевых продуктов при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. Согласно ч. 3 ст. 39 того же закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. На основании ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Судом установлено, что 13 мая 2011 года Главным государственным санитарным врачом по городам Шарыпово, Ужур, Шарыповскому, Ужурскому районам, ЗАТО посёлок Солнечный вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 237, в соответствии с которым МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ. Из указанного постановления следует, что 07 апреля 2011 года в 11 часов 40 минут в <данные изъяты> врачебной амбулатории МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» расположенной по <адрес> выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. 12 апреля 2011 года МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» выдано предписание № 410 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений в срок до 01 февраля 2012 года. Ответственность за выполнение данного предписания была возложена на МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ». На основании постановления Администрации <данные изъяты> района Красноярского края № 1586 от 01.12.2010 года МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» переименовано в муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> ЦРБ» (МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ»). С 07 февраля 2012 года по 22 февраля 2012 года в МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» проведена внеплановая выездная проверка (на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 19 января 2012 года № 47), предметом которого являлась проверка исполнения предписания от 12 апреля 2011 года № 410. В ходе проведения проверки, обнаружено невыполнение в установленный срок пп. 1, 2, 3, 4, 5, 11, 14 указанного предписания, а именно МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» в структурном подразделении <данные изъяты> врачебной амбулатории <адрес>: п. 1. - частично не выполнило, площадь перевязочного кабинета составляет 6,3 кв.м. (норматив 18 кв.м.), площадь прививочного кабинета составляет 6,3 кв.м. (норматив 10 кв.м.), что является нарушением требований п. 3.1. табл. 6.1 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; п. 2. - не выполнило внутреннюю отделку стен выше панелей и потолка в прививочном, процедурном и перевязочном кабинетах материалами, устойчивыми к воздействию моющих и дезинфицирующих веществ, позволяющими проводить влажную уборку и дезинфекцию поверхностей, что является нарушением требований п. 4.4. главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; п. 3. - не выполнило внутреннюю отделку стен выше панелей и потолка в кабинетах терапевтического, педиатрического и акушерского приема материалами, позволяющими проводить влажную уборку и дезинфекцию поверхностей в помещениях, что является нарушением требований п. 4.2 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; п. 4. - не подвело под плинтуса (не возвело на стены) края линолеума у стен во всех кабинетах амбулатории, что является нарушением требований п. 4.3 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; п. 5. - не устранило щели между стенами и дверными рамами, на стыках стен и потолка, на стыках между стенами, а также отверстия в межкабинетных перегородках, в местах, где ранее проходил трубопровод отопительной системы, что является нарушением требований п.п. 3.19, 4.2 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; п. 11. - не оборудовало здание амбулатории естественной вентиляцией, через форточки и фрамуги, оснащенные системой фиксации, что является нарушением требований п. 6.3. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; п. 14. - не оборудовало в перевязочном кабинете дополнительную раковину для обработки инструментов, что является нарушением требований п. 5.8. главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Указанное бездействие МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания. Как следует из п. 1.4. Устава функции и полномочия Учредителя осуществляет орган местного самоуправления - Администрация <данные изъяты> района. В соответствии с п. 1.8. Устава МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, имеет печать со своим наименованием, бланки, утвержденные в установленном порядке. Пункт 4.3. Устава гласит, что источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» являются: федеральный, краевой, местный бюджеты; средства обязательного медицинского страхования; средства, выделяемые целевым назначением из бюджета <данные изъяты> района в виде субсидий на выполнение муниципального задания; средства, выделяемые целевым назначением в соответствии с целевыми программами; доходы, от приносящей доходы деятельности; дары и пожертвования российских и иностранных юридических и физических лиц; имущество, переданное Учредителем или уполномоченным им органом; иные источники в соответствии с действующим законодательством. Поскольку законом на юридическое лицо прямо возложена обязанность соблюдать санитарные правила и выполнять требования санитарного законодательства, бездействие МБУЗ <данные изъяты> ЦРБ» как юридического лица, осуществляющего медицинскую деятельность, является незаконным, а потому заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю подлежит удовлетворению. Поскольку устранение нарушений требований санитарного законодательства потребует бюджетного финансирования, обязанность по устранению указанных нарушений следует возложить на МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» и Администрацию <данные изъяты> района Красноярского края как учредителя и орган, осуществляющий финансирование МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ». Срок, в течение которого истец просит обязать МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» и Администрацию <данные изъяты> района Красноярского края устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, является разумным и достаточным, ответчиками не оспорен. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю удовлетворить. Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница», Администрации <данные изъяты> района Красноярского края по неисполнению пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 11, 14 предписания № 410 от 12 апреля 2011 года. Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» и Администрацию <данные изъяты> района Красноярского края в срок до 01 февраля 2013 года устранить в <данные изъяты> врачебной амбулатории МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», расположенной по <адрес> нарушения пп. 1, 2, 3, 4, 5, 11, 14 предписания № 410 от 12 апреля 2011 года, а именно: - п. 3.1. табл. 6.1 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: обеспечить площадь перевязочного кабинета не менее установленного гигиенического норматива - 18 кв.м., площадь прививочного кабинета не менее - 10 кв.м.; - п. 4.4. главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: выполнить внутреннюю отделку стен выше панелей и потолка в прививочном, процедурном и перевязочном кабинетах материалами, устойчивыми к воздействию моющих и дезинфицирующих веществ, позволяющими проводить влажную уборку и дезинфекцию поверхностей; - п. 4.2. главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: выполнить внутреннюю отделку стен выше панелей и потолка в кабинетах терапевтического, педиатрического и акушерского приема материалами, позволяющими проводить влажную уборку и дезинфекцию поверхностей в помещениях; - п. 4.3. главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: подвести под плинтуса края линолеума у стен (или возвести края линолеума на стены) во всех кабинетах амбулатории; - п.п. 3.19, 4.2. главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: устранить щели между стенами и дверными рамами, на стыках стен и потолка, на стыках между стенами, устранить отверстия в межкабинетных перегородках, в местах, где ранее проходил трубопровод отопительной системы; - п. 6.3. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: обеспечить здание амбулатории естественной вентиляцией, через форточки или фрамуги, оборудованные системой фиксации; - п. 5.8. главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: оборудовать в перевязочном кабинете дополнительную раковину для обработки инструментов. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ужурский районный суд Красноярского края. Председательствующий А.Б. Загребанцев Решение в окончательной форме составлено и подписано 28 мая 2012 года