Дело № 2- 477/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 мая 2012 года г. Ужур Ужурский районный суд Красноярского края В составе председательствующего судьи Загребанцева А.Б., При секретаре Кондель Т.Г., С участием представителя ответчика МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» Кулешовой Е.И., Представителя ответчика Администрации <данные изъяты> района Красноярского края Мержоевой М.Г., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница», Администрации <данные изъяты> района Красноярского края об устранении нарушений санитарного законодательства, У С Т А Н О В И Л: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю обратилось в суд с указанным иском к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница», Администрации <данные изъяты> района Красноярского края, мотивируя его следующим. Согласно Устава МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» и постановления Администрации <данные изъяты> района Красноярского края от 01 декабря 2010 года № 1586, МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» переименовано в МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», которое является правопреемником МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» в части исполнения предписания территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Шарыпово № 376 от 06 апреля 2011 года и несет ответственность за совершение административного правонарушения. 12 мая 2011 года Главным государственным санитарным врачом по городам Шарыпово, Ужур, Шарыповскому, Ужурскому районам, ЗАТО посёлок Солнечный А. вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 204, в соответствии с которым МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ. Согласно данному постановлению 06 апреля 2011 года в 13 часов 40 минут в фельдшерско-акушерском пункте МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», расположенном по <адрес> выявлены нарушения санитарного законодательства, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, в связи с чем 06 апреля 2011 года МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» выдано предписание об устранении нарушений № 376 с установленным сроком исполнения до 01.03.2012 года. В период с 13 марта 2012 года по 29 марта 2012 года в ходе проведения внеплановой выездной проверки исполнения МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» предписания № 376 от 06 апреля 2011 года установлено неисполнение указанного предписания, в связи с чем был составлен протокол об административном правонарушении № 157 от 30 марта 2012 года, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. В соответствии с п. 1.4. Устава функции и полномочия Учредителя осуществляет орган местного самоуправления - Администрация <данные изъяты> района. Как следует из п. 1.8. МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, имеет печать со своим наименованием, бланки, утвержденные в установленном порядке. Пункт 4.3. Устава гласит, что источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» являются: федеральный, краевой, местный бюджеты; средства обязательного медицинского страхования; средства, выделяемые целевым назначением из бюджета <данные изъяты> района в виде субсидий на выполнение муниципального задания; средства, выделяемые целевым назначением в соответствии с целевыми программами; доходы, от приносящей доходы деятельности; дары и пожертвования российских и иностранных юридических и физических лиц; имущество, переданное Учредителем или уполномоченным им органом; иные источники в соответствии с действующим законодательством. Поскольку устранение нарушений санитарного законодательства требует значительных денежных средств, обязанность по устранению указанных нарушений необходимо возложить на МБУЗ <данные изъяты> ЦРБ» и Администрацию <данные изъяты> района. Несоблюдение санитарных норм и правил может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний у пациентов больницы, персонала больницы, также иных лиц, которые посещают здание и помещения больницы. Отсутствие косметического ремонта, нарушения внутренней отделки помещений, не устраненные незамедлительно с момента их выявления, являются препятствием для проведения качественной уборки и дезинфекции помещений. Некачественная уборка и дезинфекция помещений непременно приводит к накоплению в щелях, трещинах, выбоинах стен, пола, потолка помещений болезнетворных микроорганизмов, устойчивых к воздействию дезинфицирующих средств и лекарственных препаратов (в связи с постоянным воздействием этих веществ на микроорганизмы, их неполным уничтожением и выведением новых, более сильных в плане болезнетворности, микроорганизмов) и способных вызвать инфекционные заболевания среди персонала и пациентов МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ». Отсутствие шкафов для раздельного хранения личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды приводит к постоянному контакту указанных видов одежды и обсеменению патогенной и условно патогенной флорой (микроорганизмами) рабочей (санитарной) одежды. Санитарная одежда, контактирующая с личной одеждой, является потенциальной средой для накопления и развития на них патогенной микрофлоры, способной вызвать инфекционные заболевания среди пациентов МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ». Данная микрофлора, попадая во внутреннюю среду организма пациента, минуя кожные покровы и слизистые оболочки (при непосредственном контакте с кровью при проведении манипуляций врача), является причиной развития всевозможных осложнений и хронических инфекционных заболеваний у пациентов после проведения медицинских процедур. Отсутствие горячего водоснабжения (в том числе резервного источника водоснабжения) приводит к невозможности качественного проведения уборки и дезинфекции в помещениях фельдшерско-акушерского пункта. Отсутствие фрамуг исключает возможность проветривания помещения (естественная вентиляция), усугубленную отсутствием искусственной вентиляции. В помещениях, лишенных естественной и искусственной вентиляции, быстрее накапливаются болезнетворные микроорганизмы. Отсутствие отдельного процедурного кабинета приводит к обсеменению стерильного материала, используемого при проведении медицинских манипуляций болезнетворными микроорганизмами. Таким образом, понуждение к исполнению предписания и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья. Ссылаясь на ст. 12, 150 ГК РФ, ст. 24 и пп. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» истец просит признать бездействие МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» и Администрации <данные изъяты> района противоправным, обязать МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» и Администрацию <данные изъяты> района в срок до 01 апреля 2013 года исполнить п.п. 1,2,3,3,4 предписания № 376 от 06 апреля 2011 года в фельдшерско-акушерском пункте МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», расположенном по <адрес> а именно: - устранить нарушения п. 5.5. СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 9.5 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: провести ремонт и восстановить целостность покрытия пола (в комнате ожидания и кабинете приема), потолка (в комнате ожидания и кабинете приема), стен (в комнате ожидания и кабинете приема); - устранить нарушения п. 5.2. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: оборудовать помещения ФАП резервным источником горячего водоснабжения (электроводонагреватель); - устранить нарушения п. 10.4 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: обеспечить персонал ФАП индивидуальными шкафчиками, обеспечивающими раздельное хранение личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды, обуви и головных уборов; - устранить нарушения п. 6.3. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: оборудовать помещения ФАП естественной вентиляцией (форточки, откидные фрамуги на окнах); - устранить нарушения п. 3.1. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: оборудовать в составе помещений ФАП отдельный процедурный кабинет. Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От представителя истца Остренко Н.Н. поступило заявление, согласно которого просит рассмотреть дело в её отсутствие, настаивает на удовлетворении исковых требований. В судебном заседании представитель ответчика МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» Кулешова Е.И. исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю признала, пояснила, что указанные нарушения возможно устранить в срок при наличии денежных средств. Представитель ответчика Администрации <данные изъяты> района Мержоева М.Г. в судебном заседании признала наличие указанных в иске нарушений, исковые требования истца признала. Заслушав участников процесса, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В силу ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. При этом, в соответствии со ст. 1 данного Федерального закона среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. В силу ч. 1 ст. 4 этого же закона обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека. Указанное право реализуется, в том числе, через соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Согласно п. 1.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» указанные санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Несоблюдение указанных правил может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний у пациентов больницы, персонала больницы, также иных лиц, которые посещают здание и помещения больницы. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также пищевых продуктов при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. Согласно ч. 3 ст. 39 того же закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. На основании ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Судом установлено, что 12 мая 2011 года Главным государственным санитарным врачом по городам Шарыпово, Ужур, Шарыповскому, Ужурскому районам, ЗАТО посёлок Солнечный вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 204, в соответствии с которым МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ. Из указанного постановления следует, что 06 апреля 2011 года в 13 часов 40 минут в фельдшерско-акушерском пункте МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» расположенном по <адрес> выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. 06 апреля 2011 года МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» выдано предписание № 376 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений в срок до 01 марта 2012 года. Ответственность за выполнение данного предписания была возложена на МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ». На основании постановления Администрации <данные изъяты> района Красноярского края № 1586 от 01.12.2010 года МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» переименовано в муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> ЦРБ» (МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ»). С 13 марта 2012 года по 29 марта 2012 года в МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» проведена внеплановая выездная проверка (на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 21 февраля 2012 года № 121), предметом которого являлась проверка исполнения предписания от 06 апреля 2011 года № 376. В ходе проведения проверки, обнаружено невыполнение в установленный срок пп. 1, 2, 3, 3, 4 указанного предписания, а именно МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» в структурном подразделении Фельдшерско-акушерском пункте <адрес>: п. 1. - не провело ремонт и не восстановило целостность покрытия пола (в комнате ожидания и кабинете приема), потолка (в комнате ожидания и кабинете приема), стен (в комнате ожидания и кабинете приема) помещений ФАП, что является нарушением требований п. 5.5. СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 9.5 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; п. 2. - не оборудовало помещения ФАП резервным источником горячего водоснабжения (электроводонагреватель), что является нарушением требований п. 5.2. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; п. 3. - не обеспечило персонал ФАП индивидуальными шкафчиками, обеспечивающими раздельное хранение личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды, обуви и головных уборов, что является нарушением требований п. 10.4 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; п. 3. - не оборудовало помещения ФАП естественной вентиляцией (форточки, откидные фрамуги на окнах), что является нарушением требований п. 6.3. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; п. 4. - не оборудовало в составе помещений ФАП отдельный процедурный кабинет, что является нарушением требований п. 3.1. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Указанное бездействие МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания. Как следует из п. 1.4. Устава функции и полномочия Учредителя осуществляет орган местного самоуправления - Администрация <данные изъяты> района. В соответствии с п. 1.8. Устава МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, имеет печать со своим наименованием, бланки, утвержденные в установленном порядке. Пункт 4.3. Устава гласит, что источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» являются: федеральный, краевой, местный бюджеты; средства обязательного медицинского страхования; средства, выделяемые целевым назначением из бюджета <данные изъяты> района в виде субсидий на выполнение муниципального задания; средства, выделяемые целевым назначением в соответствии с целевыми программами; доходы, от приносящей доходы деятельности; дары и пожертвования российских и иностранных юридических и физических лиц; имущество, переданное Учредителем или уполномоченным им органом; иные источники в соответствии с действующим законодательством. Поскольку законом на юридическое лицо прямо возложена обязанность соблюдать санитарные правила и выполнять требования санитарного законодательства, бездействие МБУЗ <данные изъяты> ЦРБ» как юридического лица, осуществляющего медицинскую деятельность, является незаконным, а потому заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю подлежит удовлетворению. Поскольку устранение нарушений требований санитарного законодательства потребует бюджетного финансирования, обязанность по устранению указанных нарушений следует возложить на МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» и Администрацию <данные изъяты> района Красноярского края как учредителя и орган, осуществляющий финансирование МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ». Срок, в течение которого истец просит обязать МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» и Администрацию <данные изъяты> района Красноярского края устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, является разумным и достаточным, ответчиками не оспорен. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю удовлетворить. Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница», Администрации <данные изъяты> района Красноярского края по неисполнению пунктов 1, 2, 3, 3, 4 предписания № 376 от 06 апреля 2011 года. Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» и Администрацию <данные изъяты> района Красноярского края в срок до 01 апреля 2013 года устранить в фельдшерско-акушерском пункте МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», расположенном по <адрес> нарушения пп. 1, 2, 3, 3, 4 предписания № 376 от 06 апреля 2011 года, а именно: - п. 5.5. СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 9.5 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: провести ремонт и восстановить целостность покрытия пола (в комнате ожидания и кабинете приема), потолка (в комнате ожидания и кабинете приема), стен (в комнате ожидания и кабинете приема); - п. 5.2. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: оборудовать помещения ФАП резервным источником горячего водоснабжения (электроводонагреватель); - п. 10.4 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: обеспечить персонал ФАП индивидуальными шкафчиками, обеспечивающими раздельное хранение личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды, обуви и головных уборов; - п. 6.3. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: оборудовать помещения ФАП естественной вентиляцией (форточки, откидные фрамуги на окнах); - п. 3.1. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: оборудовать в составе помещений ФАП отдельный процедурный кабинет. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ужурский районный суд Красноярского края. Председательствующий А.Б. Загребанцев Решение в окончательной форме составлено и подписано 28 мая 2012 года