Дело № 2-396/2012 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 мая 2012 года г. Ужур Ужурский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Сазоновой О.В., при секретаре Савиной Т.В., с участием представителя истца Загребанцева Д.Б., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярославского В.Р. к ФГ КЭУ <данные изъяты> о признании незаконным исключения и снятия с реестра (очереди) военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд УСТАНОВИЛ: Ярославский В.Р. обратился в суд с иском к ФГ КЭУ <данные изъяты> о признании незаконным исключения и снятия с реестра (очереди) военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий. Исковые требования мотивированы тем, что Ярославский В.Р. проходил службу по контракту в войсковой части № в должности начальника офтальмологического отделения в воинском звании «подполковник медицинской службы». Перед увольнением из рядов Вооруженных сил РФ Ярославский В.Р. обратился с рапортом к командиру войсковой части №, а он к председателю жилищной комиссии войсковой части №, о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий с составом семьи в 5 человек в <адрес>. Согласно выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ Ярославскому В.Р. на состав семьи из 5 человек была распределена трехкомнатная квартира <адрес> В решении общая площадь жилого помещения была не указана, хотя в устном порядке истцу сообщили, что метраж квартиры составляет 83 кв.м.. Согласно положениям ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» норма предоставления жилого помещения на военнослужащего и членов его семьи составляет не менее 18 кв.м. на каждого. Не смотря на это, истец дал согласие на предоставление указанного выше жилого помещения. Перед заселением Ярославский В.Р. собрал повторно весь необходимый комплект документов (так как с момента принятия его на учет до распределения квартиры прошло 11 месяцев), в том числе снялся с регистрационного учета в ЗАТО <данные изъяты> и прибыл ДД.ММ.ГГГГ в ФГУ <данные изъяты> для заключения договора социального найма распределенного жилого помещения. При проставлении росписи в договоре Ярославский В.Р. увидел, что общая площадь квартиры составляет 73 кв.м.. В связи с тем, что истцу с семьей необходимо было где-то проживать, он был вынужден подписать договор социального найма жилого помещения, при этом должностные лица ФГУ <данные изъяты> ему пояснили, что снимать с очереди его не должны, так как разница в норме предоставления (90 кв.м. + 9 кв. м. - конструктивные особенности помещения) и фактически предоставленной (73 кв.м.) очень существенна, и составляет 26 кв.м.. В соответствии с пунктом 7 приказа Министра обороны № 1280 от 30 сентября 2010 года «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» по всем Вооруженным силам РФ уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и снимает военнослужащих с учета при наличии оснований указанных в пункте 10 указанного приказа Министра обороны. В ДД.ММ.ГГГГ Ярославскому В.Р. стало известно, что войсковая часть № в связи с поступившими указаниями, в ДД.ММ.ГГГГ направила жилищное дело истца (комплект документов, собранные им при первоначальной постановке на учет нуждающихся) в <данные изъяты>, а также в электронном виде очередь военнослужащих <данные изъяты> гарнизона, в котором указывалось, что Ярославский В.Р. обеспечен жилым помещением в избранном месте жительства по установленным нормам. В связи с ошибочным пониманием обеспеченности истца по избранному месту жительства жилым помещением в реестре <данные изъяты> Ярославский В.Р. значится как снятый с учета, основанием указано «заселение». Ярославский В.Р. полагает, что войсковая часть № незаконно подала сведения на него, как обеспеченного жилым помещением, а Департамент <данные изъяты> в следствие этого указал в реестре что Ярославский В.Р. снят с учета. Указанными действиями нарушены жилищные права истца. Так согласно ст. 15.1. ФЗ «О статусе военнослужащих» - норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Пункт 3 указанной статьи определяет, что с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности. Согласно пункта 10 приказа Министра обороны РФ, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае подачи ими заявления о снятии с учета; утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма; получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности. Войсковая часть № применила по отношению к Ярославскому В.Р. пп. «б» пункта 10 указанного приказа. Истец с этим не согласен, так как под утратой основания дающего право на получение жилого помещения по договору социального найма, как представляется можно отнести только следующие случаи: получение жилья в избранном месте жительства по установленным нормам; увольнение военнослужащего из рядов ВС РФ и призванного на службу до 1 января 1998 года по дискредитирующим основаниям. Учитывая, что недополученный Ярославским В.Р. размер жилого помещения мог в максимальном выражении составлять 26 кв.м. и что проектирование и строительство такого жилого помещения в виде однокомнатной квартиры органами военного управления не осуществляется, он готов оплатить излишние квадратные метры жилого помещения за счет собственных средств. Данную возможность Ярославскому В.Р. предоставляет п. 16 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» который определяет, что военнослужащими и уволенными с военной службы после 1 января 2005 года гражданами, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий,при их желании могут быть приобретены либо полученыв собственностьжилые помещения общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, за счет собственных средств военнослужащих-граждан для оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения. Размер единовременной денежной выплаты, предоставляемой военнослужащим-гражданам из федерального бюджета на приобретение жилого помещения, общая площадь которого соответствует установленной норме предоставления площади жилого помещения,порядок оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения, определяются Правительством Российской Федерации. В настоящее время такой порядок Правительством РФ не определен однако, по мнению истца, это не лишает его возможности восстановиться в реестре военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий и ожидать распределения от <данные изъяты> однокомнатной квартиры в <адрес> (избранное место жительства). Кроме этого, Министром обороны РФ 22 августа 2011 года был подписан приказ № 1450 ДСП «Об утверждении Порядка взаимодействия органов военного управления при предоставлении военнослужащему жилого помещения общей площадью, превышающей установленные ст. 15.1. ФЗ «О статусе военнослужащих» нормы предоставления жилого помещения и компенсации военнослужащим за счет собственных средств затрат федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилого помещения», в соответствии с которым в общих словах, военнослужащий возмещает Министерству обороны РФ за счет собственных средств за излишне распределенные военнослужащему с его согласия квадратные метры жилого помещения в размере средней стоимости квадратного метра по субъекту РФ, определенного уполномоченным органом. На основании изложенного, Ярославский В.Р. считает, что войсковой частью № нарушены его права в части подачи данных в <данные изъяты> об обеспеченности его и членов его семьи жилым помещением по избранному месту жительства по установленным нормам, в связи с чем, на данного Ответчика необходимо возложить обязанность повторно направить сведения в адрес <данные изъяты> о его нуждаемости в улучшении жилищных условий на 17 кв.м. жилого помещения, а <данные изъяты> необходимо обязать включить его в реестр военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий с нормой постановки в 17 квадратных метров жилого помещения. Ярославский В.Р. указывает, что при предоставлении ему жилого помещения в виде однокомнатной квартиры безвозмездно (17 кв.м. + 9 кв.м. - конструктивные особенности помещения), оставшиеся квадратные метры будут Ярославским В.Р. оплачены за свой счет. В случае если, предоставления жилого помещения в виде «гостинки» в <адрес>, истец не будет против ее получения. Обосновывая свои требования ст. 15.1 ФЗ № 76 «О статусе военнослужащих», Ярославский В.Р. просит: признать действия войсковой части № по направлению сведений об обеспеченности его и членов его семьи в составе 5 человек жилым помещением в избранном месте жительства по установленным нормам в <данные изъяты> незаконными и обязать войсковую часть № повторно подать в <данные изъяты> сведения о его нуждаемости в улучшении жилищных условий на 17 кв.м. жилой площади; признать действия <данные изъяты> связанные со снятием (исключением) его и членов его семьи с реестра (очереди) военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, как обеспеченного жилым помещением по установленным нормам незаконными и обязать <данные изъяты> восстановить его в реестре (очереди) военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий на 17 кв.м. жилой площади. В судебном заседании представитель истца Загребанцев Д.Б. отказался от требований к ответчику - войсковой части № об обязании повторно подать в <данные изъяты> сведения о нуждаемости Ярославского В.Р. в улучшении жилищных условий на 17 кв.м. жилой площади. Определением Ужурского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в указанной части прекращено. Истец Ярославский В.Р. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно, надлежащим образом. Представитель истца Загребанцев Д.Б. просит суд признать действия войсковой части № по направлению сведений об обеспеченности Ярославского В.Р. и членов его семьи в составе 5 человек жилым помещением в избранном месте жительства по установленным нормам в <данные изъяты> незаконными; признать действия <данные изъяты> связанные со снятием (исключением) Ярославского В.Р. и членов его семьи с реестра (очереди) военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, как обеспеченного жилым помещением по установленным нормам незаконными и обязать <данные изъяты> восстановить Ярославского В.Р. в реестре (очереди) военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий на 17 кв.м. общей площади жилого помещения после получения от истца документов, определенных приказом Министра обороны РФ № 1280 от 30 сентября 2010 года. Подтвердил изложенные в заявлении осбтоятельства. Представитель ответчика ФГ КЭУ <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно, надлежащим образом. От начальника <данные изъяты> Федорова О. в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя войсковой части, предоставил суду отзыв на исковое заявление Ярославского В.Р., согласно которого в удовлетворении требований Ярославского В.Р. просит отказать. В отзыве указал, что в ДД.ММ.ГГГГ на основании указаний войсковой части № о выделении квартиры Ярославский В.Р. был подан кандидатом на распределение трехкомнатной квартиры <адрес> на состав семьи из 5 человек (Протокол жилищной комиссии войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ). Кандидатура Ярославского В.Р. на распределение указанной квартиры была утверждена Центральной жилищной комиссией РВСН ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списком распределения жилых помещений в городе Красноярске по войсковой части №. В указанном списке распределения жилых помещений общая площадь выделяемого истцу жилья составляет 111,13 кв.м., жилая 57,3 кв.м. Таким образом, должностные лица <данные изъяты> не владели информацией по реальной площади жилого помещения распределенного Ярославскому В.Р. и были уверены, что законно исключают его из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считает, что Ярославский В.Р. был незаконно исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий по вине должностных лиц <данные изъяты>, которые заключали договор социального найма на данную квартиру с истцом. Полагает, что сведения необходимые для учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Ярославский В.Р. должен представить в <данные изъяты> обеспечения самостоятельно, согласно п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №1280. Представитель ответчика <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом, о чем имеется уведомление. О причинах не явки ответчик суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял. В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, против которого представитель истца не возражает. Представитель третьего лица ФГУ <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом, о чем имеется уведомление. Суд считает возможным при таких обстоятельствах рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. Заслушав представителя истца, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что истец Ярославский В.Р. в соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части № по строевой части № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», был досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. На момент увольнения его звание и должность -подполковник медицинской службы, начальник офтальмологического отделения войсковой части №. Календарная выслуга в Вооруженных Силах РФ составляет 18 лет 6 месяцев 13 дней. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с абз. 9 ч.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Согласно п. «а» ст. 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06 сентября 1998 года (в редакции Постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 № 475, от 14.11.2007 № 778, от 06.10.2011 № 824, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 14.04.2009 № 2н-9/09) нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями. В соответствии с выпиской из протокола жилищной комиссии войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ подполковнику медицинской службы в запасе Ярославскому В.Р. распределена трехкомнатная квартира <адрес> на состав семьи из 5 человек (он, жена Я.Т.Н. дочь Я.А.В., сын Я.Д.В., сын Я.Д.В.). На учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений Ярославский В.Р. учтен с ДД.ММ.ГГГГ. Как усматривается из договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, ФГУ <данные изъяты> предоставило Ярославскому В.Р. и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из 3-х комнат в жилом доме общей площадью 73,0 кв.м., в том числе жилой 44,5 кв.м. по адресу: <адрес> для проживания. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены семьи: супруга Я.Т.Н., дочь Я.А.В., сын Я.Д.В., сын Я.Д.В.. Статья 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» устанавливает, что норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет восемнадцать квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади жилых помещений, указанных в пункте 1 той же статьи, может превышать размер общей площади жилых помещений, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, но не более чем на девять квадратных метров в общей сложности. Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что на момент распределения Ярославскому В.Р. жилого помещения нормой предоставления общей площади жилого помещения, в силу вышеприведенных законодательных положений, для подполковника запаса Ярославского В.Р. на состав семьи пять человек, являлась норма 99 (18+18+18+18+18+9 - конструктивные особенности) квадратных метров. Из материалов дела усматривается, что Ярославский В.Р. обеспечен квартирой по избранному месту жительства в <адрес> на состав семьи из 5 челок, общей площадью 73,0 кв.м, что на 26,0 кв.м. метров меньше нормы предоставления жилья. Согласно ст. 13 Федерального Закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок на улучшение жилищных условий распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более. В настоящее время порядок признания военнослужащих нуждающимися в получении жилого помещения в избранном месте жительства и обеспечение их таковым (улучшении жилищных условий), регламентирован Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», в соответствии с которым по Вооруженным Силам РФ, уполномоченным органом - Департаментом жилищных отношений РФ - ведется единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поскольку истец был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не законно, так как он обеспечен жилым помещением по избранному месту жительства с нарушением норм предоставления жилья, требования Ярославского В.Р. являются законными и обоснованными и он должен быть восстановлен в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищный условий на 17 кв.м. (90 кв.м. - минимальная положенная норма предоставления жилья семье Ярославскому В.Р. - 73 кв.м. - предоставленная жилая площадь). На основании изложенного, суд находит действия войсковой части № о направлении сведений в <данные изъяты> об обеспеченности Ярославского В.Р. и членов его семьи в составе 5 человек жилым помещением в избранном месте жительства, а также действия <данные изъяты>, связанные со снятием (исключением) Ярославского В.Р. и членов его семьи с реестра военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, как обеспеченного жилым помещением по установленным нормам, незаконными и нарушающими право Ярославского В.Р. на обеспечение жильем после увольнения с военной службы. Для восстановления нарушенных прав Ярославского В.Р. суд считает необходимым обязать <данные изъяты> восстановить Ярославского В.Р. в реестре военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 17 кв.м. общей площади жилого помещения. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Ярославского В.Р. удовлетворить. Признать действия войсковой части № по направлению сведений в <данные изъяты> об обеспеченности Ярославского В.Р. и членов его семьи в составе 5 человек жилым помещением в избранном месте жительства, незаконными. Признать действия <данные изъяты>, связанные со снятием (исключением) Ярославского В.Р. и членов его семьи с реестра военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, как обеспеченного жилым помещением по установленным нормам, незаконными. Обязать <данные изъяты> восстановить Ярославского В.Р. и членов его семьи в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 17 квадратных метров общей площади жилого помещения после получения от Ярославского В.Р. документов, определенных приказом Министра обороны РФ № 1280 от 30.09.2010 года. Об отмене заочного решения ответчиками может быть подано заявление в Ужурский районный суд Красноярского края в течение семи дней с момента получения копии решения. Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случаях, если такое заявление подано- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении данного заявления. Решение в окончательной форме принято 25 мая 2012 года. Председательствующий Сазонова О.В.