Дело № 2- 536/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 июня 2012 года г. Ужур Ужурский районный суд Красноярского края В составе председательствующего судьи Загребанцева А.Б., При секретаре Кондель Т.Г., С участием представителя ответчика МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» Кулешовой Е.И., Представителя ответчика Администрации <данные изъяты> района Красноярского края Мержоевой М.Г., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница», Администрации <данные изъяты> района Красноярского края об устранении нарушений санитарного законодательства, У С Т А Н О В И Л: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю обратилось в суд с указанным иском к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница», Администрации <данные изъяты> района Красноярского края, мотивируя его следующим. Согласно Устава МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» и постановления Администрации <данные изъяты> района Красноярского края от 01 декабря 2010 года № 1586, МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» переименовано в МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», которое является правопреемником МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» в части исполнения предписания территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Шарыпово № 492 от 14 апреля 2011 года и несет ответственность за совершение административного правонарушения. 13 мая 2011 года Главным государственным санитарным врачом по городам Шарыпово, Ужур, Шарыповскому, Ужурскому районам, ЗАТО посёлок Солнечный Аккерт М.Р. вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 227, в соответствии с которым МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ. Согласно данному постановлению 14 апреля 2011 года в 12 часов 35 минут в фельдшерско-акушерском пункте МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», расположенном по <адрес> выявлены нарушения санитарного законодательства, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, в связи с чем 14 апреля 2011 года МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» выдано предписание об устранении нарушений № 492 с установленным сроком исполнения до 01.03.2012 года. В период с 06 марта 2012 года по 29 марта 2012 года в ходе проведения внеплановой выездной проверки исполнения МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» предписания № 492 от 14 апреля 2011 года установлено неисполнение указанного предписания, в связи с чем был составлен протокол об административном правонарушении № 160 от 30 марта 2012 года, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. В соответствии с п. 1.4. Устава МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», функции и полномочия Учредителя осуществляет орган местного самоуправления - Администрация <данные изъяты> района. Как следует из п. 1.8. Устава МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, имеет печать со своим наименованием, бланки, утвержденные в установленном порядке. Пункт 4.3. Устава гласит, что источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» являются: федеральный, краевой, местный бюджеты; средства обязательного медицинского страхования; средства, выделяемые целевым назначением из бюджета <данные изъяты> района в виде субсидий на выполнение муниципального задания; средства, выделяемые целевым назначением в соответствии с целевыми программами; доходы, от приносящей доходы деятельности; дары и пожертвования российских и иностранных юридических и физических лиц; имущество, переданное Учредителем или уполномоченным им органом; иные источники в соответствии с действующим законодательством. Поскольку устранение нарушений санитарного законодательства требует значительных денежных средств, обязанность по устранению указанных нарушений необходимо возложить на МБУЗ <данные изъяты> ЦРБ» и Администрацию <данные изъяты> района. Несоблюдение санитарных норм и правил может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний у пациентов и персонала больницы, также иных лиц, которые посещают здание и помещения больницы. Невыполнение дезинсекционных, дератизационных мероприятий способствует проникновению синантропных грызунов и членистоногих в помещения фельдшерско-акушерского пункта, их расселению и благоприятствующему обитанию. Синантропные грызуны и членистоногие являются переносчиками опасных инфекционных заболеваний, что может привести к биологическому загрязнению поверхностей помещений ФАП, медицинского оборудования, мебели и личных предметов пациентов. Отсутствие производственного контроля за качеством дезинфекционных и стерилизационных мероприятий, за параметрами микроклимата, показателями микробной обсемененности воздушной среды и загрязненностью химическим веществами воздушной среды, в целях защиты пациентов и персонала от внутрибольничной инфекции, способствует возникновению неблагоприятного микроклимата, а также микробному и химическому загрязнению воздушной среды, что может влиять на качество проводимых лечебно-диагностических процедур. Отсутствие лабораторно-инструментального контроля не обеспечивает оптимальные условия труда медицинского персонала, что может способствовать несвоевременному принятию мер по предупреждению возникновения внутрибольничной инфекции. Отсутствие ремонта в помещениях, использование материалов, не устойчивых к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих веществ, препятствует проведению качественной уборки и дезинфекции. Некачественная уборка и дезинфекция помещений непременно приводит к накоплению в щелях, трещинах, выбоинах стен, пола, потолка помещений болезнетворных микроорганизмов, устойчивых к воздействию дезинфицирующих средств и лекарственных препаратов и способных вызвать инфекционные заболевания среди персонала и пациентов МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ». Отсутствие в помещениях ФАП горячего водоснабжения (в том числе резервного источника водоснабжения) приводит к невозможности качественного обрабатывания рук, что может загрязнить болезнетворными бактериями санитарную одежду и другие поверхности в помещении, что способствует возникновению и распространению у пациентов и персонала внутрибольничных инфекций при оказании медицинской помощи. Отсутствие в процедурном кабинете умывальника для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, оборудованного смесителем, приводит к микробному загрязнению рук персонала, что может привести к некачественному оказанию медицинской процедуры, а также способствует дельнейшему распространению микробного загрязнения среди пациентов и персонала. Таким образом, понуждение к исполнению предписания и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья. Ссылаясь на ст. 12, 150 ГК РФ, ст. 24 и пп. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» истец просит признать бездействие МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» и Администрации <данные изъяты> района противоправным, обязать МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» и Администрацию <данные изъяты> района исполнить в срок до 01 февраля 2013 года п.п. 1,2,3,4,5 предписания № 492 от 14 апреля 2011 года в фельдшерско-акушерском пункте МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», расположенном по <адрес>, а именно: - устранить нарушения п. 11.23. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: организовать дезинсекционные, дератизационные мероприятия; - устранить нарушения ст. 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2.1, 2.7 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 1.7 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: провести производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений; - устранить нарушения п. 5.5 СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п.п. 4.1., 4.2., 9.5. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: выполнить ремонт в помещениях фельдшерско-акушерского пункта материалами, позволяющими проводить качественную влажную уборку и дезинфекцию поверхностей; - устранить нарушения п. 5.2. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: обеспечить помещения фельдшерско-акушерского пункта горячим водоснабжением; - устранить нарушения п. 5.3. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: установить в процедурном кабинете умывальник для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, оборудованный смесителем. Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От представителя истца Остренко Н.Н. поступило заявление, согласно которого просит рассмотреть дело в её отсутствие, настаивает на удовлетворении исковых требований. В судебном заседании представитель ответчика МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» Кулешова Е.И. исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю признала, пояснила, что указанные нарушения возможно устранить в срок при наличии денежных средств. Представитель ответчика Администрации <данные изъяты> района Мержоева М.Г. в судебном заседании признала наличие указанных в иске нарушений, исковые требования истца признала. Заслушав участников процесса, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В силу ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. При этом, в соответствии со ст. 1 данного Федерального закона среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. В силу ч. 1 ст. 4 этого же закона обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека. Указанное право реализуется, в том числе, через соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Согласно п. 1.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» указанные санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Несоблюдение указанных правил может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний у пациентов больницы, персонала больницы, также иных лиц, которые посещают здание и помещения больницы. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также пищевых продуктов при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. Согласно ч. 3 ст. 39 того же закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. На основании ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Судом установлено, что 13 мая 2011 года Главным государственным санитарным врачом по городам Шарыпово, Ужур, Шарыповскому, Ужурскому районам, ЗАТО посёлок Солнечный вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 227, в соответствии с которым МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ. Из указанного постановления следует, что 14 апреля 2011 года в 12 часов 35 минут в фельдшерско-акушерском пункте МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», расположенном по <адрес>, выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. 14 апреля 2011 года МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» выдано предписание № 492 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений в срок до 01 марта 2012 года. Ответственность за выполнение данного предписания была возложена на МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ». На основании постановления Администрации <данные изъяты> района Красноярского края № 1586 от 01.12.2010 года МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» переименовано в муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> ЦРБ» (МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ»). С 06 марта 2012 года по 29 марта 2012 года в МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» проведена внеплановая выездная проверка (на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 21 февраля 2012 года № 127), предметом которого являлась проверка исполнения предписания от 14 апреля 2011 года № 492. В ходе проведения проверки, обнаружено невыполнение в установленный срок пп. 1, 2, 3, 4, 5 указанного предписания, а именно МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» в структурном подразделении Фельдшерско-акушерском пункте в д. <данные изъяты> <данные изъяты> района: п. 1. - не провело дезинсекционные, дератизационные мероприятия, что является нарушением требований п. 11.23 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; п. 2. - не произвело производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений, что является нарушением требований ст. 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2.1, 2.7 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 1.7 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» п. 3. - не выполнило ремонт в помещениях фельдшерско-акушерского пункта материалами, позволяющими проводить влажную уборку и дезинфекцию поверхностей, что является нарушением требований п. 5.5 СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п.п. 4.1., 4.2., 9.5. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; п. 4. - не оборудовало помещения ФАП горячим водоснабжением от центрального или местного источника (отсутствует электронагревательное устройство проточного или накопительного действия), что является нарушением требований п. 5.2 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; п. 5 - не выполнило подводку горячей и холодной воды к умывальнику для мытья рук в процедурном кабинете, что является нарушением требований п. 5.3 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Указанное бездействие МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания. Как следует из п. 1.4. Устава функции и полномочия Учредителя осуществляет орган местного самоуправления - Администрация <данные изъяты> района. В соответствии с п. 1.8. Устава МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, имеет печать со своим наименованием, бланки, утвержденные в установленном порядке. Пункт 4.3. Устава гласит, что источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» являются: федеральный, краевой, местный бюджеты; средства обязательного медицинского страхования; средства, выделяемые целевым назначением из бюджета Ужурского района в виде субсидий на выполнение муниципального задания; средства, выделяемые целевым назначением в соответствии с целевыми программами; доходы, от приносящей доходы деятельности; дары и пожертвования российских и иностранных юридических и физических лиц; имущество, переданное Учредителем или уполномоченным им органом; иные источники в соответствии с действующим законодательством. Поскольку законом на юридическое лицо прямо возложена обязанность соблюдать санитарные правила и выполнять требования санитарного законодательства, бездействие МБУЗ <данные изъяты> ЦРБ» как юридического лица, осуществляющего медицинскую деятельность, является незаконным, а потому заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю подлежит удовлетворению. Поскольку устранение нарушений требований санитарного законодательства потребует бюджетного финансирования, обязанность по устранению указанных нарушений следует возложить на МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» и Администрацию <данные изъяты> района Красноярского края как учредителя и орган, осуществляющий финансирование МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ». Срок, в течение которого истец просит обязать МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» и Администрацию <данные изъяты> района Красноярского края устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, является разумным и достаточным, ответчиками не оспорен. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю удовлетворить. Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница», Администрации <данные изъяты> района Красноярского края по неисполнению пунктов 1, 2, 3, 4, 5 предписания № 492 от 14 апреля 2011 года. Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» и Администрацию <данные изъяты> района Красноярского края в срок до 01 февраля 2013 года устранить в фельдшерско-акушерском пункте МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», расположенном по <адрес>, нарушения пп. 1, 2, 3, 4, 5 предписания № 492 от 14 апреля 2011 года, а именно: - п. 11.23. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: организовать дезинсекционные, дератизационные мероприятия; - ст. 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2.1, 2.7 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 1.7 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: провести производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений; - п. 5.5 СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п.п. 4.1., 4.2., 9.5. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: выполнить ремонт в помещениях фельдшерско-акушерского пункта материалами, позволяющими проводить качественную влажную уборку и дезинфекцию поверхностей; - п. 5.2. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: обеспечить помещения фельдшерско-акушерского пункта горячим водоснабжением; - п. 5.3. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: установить в процедурном кабинете умывальник для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, оборудованный смесителем. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ужурский районный суд Красноярского края. Председательствующий А.Б. Загребанцев Решение в окончательной форме составлено и подписано 27 июня 2012 года