Дело № 2-1069/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 сентября 2012 года г. Ужур Ужурский районный суд Красноярского края В составе председательствующего судьи Фатюшиной Т.А. при секретаре Бритько М.Н., с участием помощника прокурора Ужурского района Колесниковой Е.В., представителя ответчика главы Администрации сельсовета Разумных Л.Т. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ужурского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию сельсовет о признании бездействия незаконным и обязании устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, суд УСТАНОВИЛ: Прокурор Ужурского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию сельсовет о признании бездействия незаконным и обязании устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ужурского района проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации сельсовет. Проверкой установлено: на территории в пределах границ муниципального образования сельсовет обнаружены два захламленных земельных участка: - на земельном участке сельскохозяйственного назначения, общей площадью 0,1 га, находящегося в ведении администрации сельсовета, расположенного <адрес>, поверх плодородного слоя почвы размещены твердые бытовые отходы: полиэтиленовая упаковка, порубочные остатки, строительный мусор, пластиковая упаковка, зола. Вышеуказанный земельный участок находиться за чертой населенного пункта, по условным обозначениям является пастбищем (<данные изъяты> - на земельном участке сельскохозяйственного назначения, общей площадью 0,4га, находящегося в ведении администрации сельсовета, расположенного в <адрес>, поверх плодородного слоя почвы размещены твердые бытовые отходы: полиэтиленовая упаковка, порубочные остатки, строительный мусор, пластиковая упаковка, мусор. Вышеуказанный земельный участок находиться за чертой населенного пункта, по условным обозначениям является пастбищем (<данные изъяты>. Согласно ст. 3 Устава, территориально земельные участки находятся в пределах границ Малоимышского сельсовета, согласно карте относятся к землям сельскохозяйственного назначения и являются пастбищем. Документы на перевод указанных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию отсутствуют. Согласно частей 1 и 2 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Администрация сельсовета обязана при выявлении фактов несанкционированного размещения отходов (свалки) выполнить мероприятия по отчистке территории от отходов и мусора. Несанкционированное размещение отходов на территории <данные изъяты> муниципального образования свидетельствует о том, что администрация поселения ненадлежащим образом выполняет обязанности, установленные федеральными законами, а именно обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах муниципального образования в пределах определенных территорий и, как последствие, не ликвидация несанкционированных свалок создают возможность распространения инфекционных заболеваний. Мотивируя свои требования положениями ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. ст. 3, 7, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 14, 37 Федерального закона РФ от 06.10.2009 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 ФЗ РФ от 24.06.1988 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» признать бездействие администрации сельсовета незаконным, обязать устранить допущенные нарушения, а именно, ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в <адрес>. В судебном заседании помощник прокурора Ужурской районной прокуратуры Колесникова Е.В. настаивает на удовлетворении исковых требований, просит суд обязать администрацию сельсовета ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные: в <адрес> и в <адрес> в срок до 01 декабря 2012 года. Представитель ответчика муниципального образования сельсовет Разумных Л.Т. против удовлетворении исковых требований не возражает. Дополнительно пояснила, что администрацией сельсовета уже ведутся работы по ликвидации несанкционированных свалок и будет усилен контроль за соблюдением природоохранного законодательства. Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, изучив обстоятельства и материалы дела суд считает, что иск подлежит удовлетворению. Судом установлено, что прокурорской проверкой установлено, что на территории земельных участков, находящихся в границах и ведении администрации сельсовета расположены несанкционированные свалки. Согласно акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения, общей площадью 0,1 га, находящегося в ведении администрации сельсовета, расположенного в <адрес>, поверх плодородного слоя почвы размещены твердые бытовые отходы: полиэтиленовая упаковка, порубочные остатки, строительный мусор, пластиковая упаковка, зола. На земельном участке сельскохозяйственного назначения, общей площадью 0,4га, находящегося в ведении администрации сельсовета, расположенного в <адрес>, поверх плодородного слоя почвы размещены твердые бытовые отходы: полиэтиленовая упаковка, порубочные остатки, строительный мусор, пластиковая упаковка, мусор. Согласно условным обозначениям чертежа размещения земель сельсовета, утвержденного <данные изъяты>, данные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения и являются пастбищами. Документы на перевод указанных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию отсутствуют. В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом согласно п. 2 ст. 51 сброс отходов на почву запрещается. В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов на территориях городских и других поселений запрещается. Часть 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» определяет, что отходы производства и потребления подлежат захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. В силу п.п.1, 6 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах, производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, объекты размещения отходы вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. На основании п. 5 ст. 12 указанного закона захоронение отходов на территориях городских и других поселений запрещается. В соответствии с Законом Красноярского края № 13-3028 от 18.02.2005 года «Об установлении границ и наделения соответствующим статусом муниципального образования Ужурский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований» муниципальное образование сельсовет наделен статусом сельского поселения. В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах: организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.8 Федерального закона) «Об отходах производства и потребления», п. 18 ч.1 ст.7 Устава сельсовета к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. На основании ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится разработка и реализация местных программ использования и охраны земель. Пунктом 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель предусмотрена обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления. В силу положений ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. В соответствии с п. 1 ст. 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными органами. Судом установлено, что вывоз твердых бытовых отходов с территории сельского поселения осуществляется на вышеуказанные земельные участки. Данные земельные участки в соответствии с требованиями закона к полигонам отходов производства и потребления не оборудованы. В нарушение указанных требований закона до настоящего времени не принято мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории указанного земельного участка. Указанное бездействие органа местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия. Поскольку законом на органы местного самоуправления прямо возложена обязанность, при выявлении фактов несанкционированного размещения отходов, выполнить мероприятия по очистке территории от отходов и мусора, бездействие администрации сельсовета как органа местного самоуправления муниципального образования является незаконным, а потому заявление прокурора Ужурского района подлежит удовлетворению. Срок, в течение которого прокурор просит обязать администрацию Малоимышского сельсовета устранить допущенные нарушения санитарного законодательства является разумным и достаточным. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Удовлетворить исковые требования прокурора Ужурского района. Признать бездействие администрации муниципального образования сельсовет по проведению мероприятий по очистке территорий от отходов и мусора незаконным. Обязать Администрацию сельссовета ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на земельных участках сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: в <адрес>; в <адрес>, в срок до 01 декабря 2012 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в месячный срок. Председательствующий: Фатюшина Т.А.