Дело № 2-1008/2012 Именем Российской Федерации 03 сентября 2012 года г. Ужур Ужурский районный суд Красноярского края В составе председательствующего судьи Фатюшиной Т.А. при секретаре Бритько М.Н. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> к ...ЦРБ и муниципальное образование У..... о признании бездействия незаконным и обязании исполнить предписание, суд УСТАНОВИЛ: Управление Роспотребнадзора по <данные изъяты> обратилось в суд с данным иском. Требования мотивированы тем, что ...ЦРБ осуществляет свою деятельность на основании Устава 2011 года. ...ЦРБ переименовано в муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения ...ЦРБ на основании Постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ №. Собственником имущества ...ЦРБ (далее Учреждения) является муниципальное образование У..... (п. 1.2. Устава). Учреждение финансируется за счет средств муниципального бюджета, средств обязательного медицинского страхования и иных источников (п. 1.3. Устава). Учредителем Учреждения является муниципальное образование У..... (п. 1.4 Устава). Основной задачей Учреждения является удовлетворение общественной потребности в медицинском обслуживании граждан (п.2.1. Устава). Основными функциями Учреждения являются: оздоровление населения У...., снижение его общей заболеваемости и смертности; снижение младенческой и материнской смертности; проведение профилактической работы и санитарного просвещения (п.2.2. Устава). В соответствии с Уставом ...ЦРБ осуществляет все виды медицинской деятельности в соответствии с имеющейся лицензией на право осуществления медицинской помощи (п. 3.4.). Учреждение приобретает юридические права и обязанности, связанные с его деятельностью, со дня государственной регистрации (п. 1.15. Устава). При проведении должностными лицами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> в мае 2011 года плановой проверки ...ЦРБ а именно, административного корпуса, поликлиники и КИЗ, выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства, с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> было выдано предписание об устранении выявленных нарушений № со сроком исполнения до 01.06.2012 года. Ответственность за выполнение данного предписания была возложена на ...ЦРБ В соответствии с указанным предписанием, ...ЦРБ предписывалось устранить выявленные нарушения в части: - проведения обследований на малярию и тифо-паратифы лиц, лихорадящих и с неустановленным диагнозом в течение 3 дней в эпидемический сезон по малярии и в течение 5 дней в остальное время года, больных с продолжающимися периодическими подъемами температуры, несмотря на проводимое лечение в соответствии с установленным диагнозом, в соответствии с требованиями п. 3.10. СанПиН 3.2.1333-03 «Профилактика паразитарных заболеваний на территории Российской Федерации», п. 4.13.1 СП 3.1.1.2137-06 «Профилактика брюшного тифа и паратифов»; - проведения обследований «ангинозных» больных на возбудителя стрептококковой инфекции, в соответствии с требованиями п. 10.1. СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 2.3. СП 3.1.2.1203-03 «Профилактика стрептококковой (группы А) инфекции»; - выявления больных дифтерией и лиц с подозрением на дифтерию, носителей токсигенных коринобактерий дифтерии при обращении населения за медицинской помощью (т.е. проведение забора биоматериала у пациента при госпитализации в инфекционное отделение), оказании медицинской помощи на дому (т.е. проведение забора биоматериала у пациента при проведении врачом осмотра пациента на дому), оказании амбулаторной помощи на приеме (т.е. проведение забора биоматериала у пациента на приеме у врачей-терапевтов), медицинском наблюдении за лицами, общавшимися с больными дифтерией или носителями токсигенных коринобактерий дифтерии, в соответствии с требованиями п. 10.1. СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 3.2. СП 3.1.2.1108-02 «Профилактика дифтерии». В ходе проведения проверки обнаружено, мероприятия, указанные в предписании выполнены не в полном объеме. По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На момент предъявления настоящего искового заявления, указанные пункты предписания не исполнены, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено. Поскольку устранение вышеуказанных нарушений требований санитарного законодательства потребует денежных средств, обязанность по устранению указанных нарушений должна быть возложена на ...ЦРБ муниципальное образование У..... совместно. Несоблюдение указанных требований может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний у пациентов и персонала клинико-диагностической лаборатории, а также иных лиц, которые посещают клинико-диагностическую лабораторию. Ссылаясь на ст. ст. 12, 150 ГК РФ, ст. 24, пп.1 ч.2 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ, просят признать незаконным бездействие ...ЦРБ и муниципальное образование У....., выраженное в неисполнении пунктов 6, 7, 8 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты>. Обязать ...ЦРБ и муниципальное образование У..... исполнить пункты 6, 7, 8 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: пункт 6 в части обеспечения проведения обследований на малярию и тифо-паратифы: - лиц, лихорадящих и с неустановленным диагнозом в течение 3 дней в эпидемический сезон по малярии и в течение 5 дней в остальное время года; -больных с продолжающимися периодическими подъемами температуры, несмотря на проводимое лечение в соответствии с установленным диагнозом, в соответствии с требованиями п. 3.10. СанПиН 3 2.1333-03 «Профилактика паразитарных заболеваний на территории Российской Федерации», п. 4.13.1 СП 3.1.1.2137-06 «Профилактика брюшного тифа и паратифов». Пункт 7 в части обеспечения проведения обследований «ангинозных» больных на возбудителя стрептококковой инфекции, в соответствии с требованиями п. 10.1. СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 2.3. СП 3.1.2.1203-03 «Профилактика стрептококковой (группы А) инфекции». Пункт 8 в части выявления больных дифтерией и лиц с подозрением на дифтерию, носителей токсигенных коринобактерий дифтерии при: - обращении населения за медицинской помощью (т.е. проведение биоматериала у пациента при госпитализации в инфекционное ление); - оказании медицинской помощи на дому (т.е. проведение забора биоматериала у пациента при проведении врачом осмотра пациента на дому); - оказании амбулаторной помощи на приеме (т.е. проведение забора биоматериала у пациента на приеме у врачей-терапевтов); - медицинском наблюдении за лицами, общавшимися с больными дифтерией или носителями токсигенных коринобактерий дифтерии, в соответствии с требованиями п. 10.1. СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 3.2. СП 1.2.1108-02 «Профилактика дифтерии». В судебное заседание представитель Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно надлежащим образом. От представителя истца поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, настаивает на удовлетворении заявленных исковых требований. Представитель ответчика ...ЦРБ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. От ответчика поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя, против удовлетворения исковых требований не возражают. Представитель муниципальное образование У..... в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. От ответчика поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя, против удовлетворения исковых требований не возражают. Исследовав материалы и обстоятельства дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. В силу ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Судом установлено, что ...ЦРБ создано с целью оздоровления населения У..., снижения его общей заболеваемости и смертности, а также снижения младенческой и материнской смертности, проведения профилактической работы и санитарного оповещения. Основными видами деятельности <данные изъяты> в соответствии с Уставом являются: медицинская деятельность; фармацевтическая деятельность; деятельность, связанная с транспортировкой и хранением донорской крови, её компонентов и препаратов; предпринимательская деятельность. ...ЦРБ имеет в своем составе административный корпус, поликлинику, КИЗ. В марте 2011 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> проведена проверка соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в административном корпусе, поликлинике и КИЗ ...ЦРБ по адресу: <адрес>. Согласно выданному по результатам проверки ответчику предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> предписано устранить выявленные в административном корпусе, поликлинике и КИЗ нарушения в срок до 01 июня 2012 года (л.д. 43-46). В соответствии со ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> проведена проверка исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени указанные в предписании нарушения санитарного законодательства в полном объеме не устранены. Материалы дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ...ЦРБ направлены для рассмотрения мировому судье. В ходе проведения проверки обнаружено, не выполнены следующие пункты: Пункт 6 в части обеспечения проведения обследований на малярию и тифо-паратифы: - лиц, лихорадящих и с неустановленным диагнозом в течение 3 дней в эпидемический сезон по малярии и в течение 5 дней в остальное время года; -больных с продолжающимися периодическими подъемами температуры, несмотря на проводимое лечение в соответствии с остановленным диагнозом, в соответствии с требованиями п. 3.10. СанПиН 3.2.1333-03 «Профилактика паразитарных заболеваний на территории Российской Федерации», п. 4.13.1 СП 3.1.1.2137-06 «Профилактика брюшного тифа и паратифов». В представленном журнале регистрации лабораторного обследования лихорадящих больных отсутствуют записи выявленных больных с клиникой инфекционного заболевания с неясной этиологией (лихорадкой неясной миологии и длительные лихорадочные состояния). Тогда как ДД.ММ.ГГГГ в территориальный отдел в <данные изъяты> из ...ЦРБ была представлена копия протокола лабораторного обследования больного на возбудителя туляремии от ДД.ММ.ГГГГ № К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, у которого ДД.ММ.ГГГГ в 09:00 час., ДД.ММ.ГГГГ в 10:00 час. и ДД.ММ.ГГГГ в :3:50 час. была забрана кровь и парные сыворотки крови больного направлены на исследования в Аккредитованный испытательный лабораторный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <данные изъяты>». В протоколе диагноз не указан, но в соответствии с требованиями п. 4.8. санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2642- 10 «Профилактика туляремии» больные лабораторно обследуются на возбудителей туляремии с клиникой инфекционного заболевания неясной этиологии (лимфадениты; затяжные пневмонии; ангины, сопровождающиеся лимфаденитами; длительные лихорадочные состояния; коньюктивиты, сопровождающиеся лимфаденитами и другими состояниями), следовательно при оказании медицинской помощи К. была клиника инфекционного заболевания с неясной этиологией, что свидетельствует об отсутствии со стороны юридического лица (...ЦРБ») в лице законного представителя юридического лица - главного врача ...ЦРБ контроля за выявлением и регистрацией больных с лихорадкой неясной этиологии и длительными лихорадочными состояниями и проведением лабораторного обследования данных больных на возбудителей малярии и тифо-паратифов, а так же за ведением медицинской документации. Мероприятие не выполнено. Пункт 7 в части обеспечения проведения обследований «ангинозных» больных на возбудителя стрептококковой инфекции, в соответствии с требованиями п. 10.1. СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 2.3. СП 3.1.2.1203-03 «Профилактика стрептококковой (группы А) инфекции». При проведении анализа представленных амбулаторных карт больных с клиникой ангины, обратившихся за медицинской помощью к врачу-терапевту поликлиники ...ЦРБ и подлежащие лабораторному обследованию на возбудителя стрептококковой инфекции, установлено, что при установлении диагноза: Катаральная ангина, медработниками не проведено лабораторное обследование на возбудителя стрептококковой инфекции. Так, Ш.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, обратился за медицинской помощью ДД.ММ.ГГГГ, болел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, диагноз: ОРВИ, катаральная ангина. В амбулаторной карте данного больного отсутствует запись и результаты лабораторного обследования на возбудителя стрептококковой инфекции, достоверно. Мероприятие не выполнено. Пункт 8 в части выявления больных дифтерией и лиц с подозрением на дифтерию, носителей токсигенных коринобактерий дифтерии при: обращении населения за медицинской помощью (т.е. проведение забора биоматериала у пациента при госпитализации в инфекционное отделение); оказании медицинской помощи на дому (т.е. проведение забора биоматериала у пациента при проведении врачом осмотра пациента на дому); оказании амбулаторной помощи на приеме (т.е. проведение забора биоматериала у пациента на приеме у врачей-терапевтов); медицинском наблюдении за лицами, общавшимися с больными дифтерией или носителями токсигенных коринобактерий дифтерии, в соответствии с требованиями п. 10.1. СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 3.2. СП 3.1.2.1108-02 «Профилактика дифтерии». При проведении анализа медицинских карт стационарных больных, установлено, что при госпитализации в инфекционное отделение ...ЦРБ больных с клиникой ангин, лабораторное обследование больных на возбудителей дифтерии проводится в приемном покой в день госпитализации и до начала этиотропного лечения, достоверно. При проведении анализа представленных амбулаторных карт больных с клиникой ангины, обратившихся за медицинской помощью к врачу-терапевту поликлиники ...ЦРБ и подлежащие лабораторному обследованию на возбудителей дифтерии, установлено, что при установлении диагноза: Катаральная ангина (ангина), медработниками не проведено лабораторное обследование на возбудителей дифтерии при оказании амбулаторной помощи на приеме (т.е. проведение забора биоматериала у пациента на приеме у врачей-терапевтов). Так, С.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ обратился за медицинской помощью к врачу-терапевту ...ЦРБ с клиникой ангины; ДД.ММ.ГГГГ врач-терапевт ...ЦРБ выставил диагноз: Катаральная ангина, JIOP-врач ...ЦРБ - Лакураная ангина, ДД.ММ.ГГГГ лабораторно на возбудителей дифтерии обследован на приеме у врача-инфекциониста ...ЦРБ т.е. на третьи сутки после обращения за медицинской помощью и оказании медпомощи, а также на фоне приема антибиотиков, достоверно. Мероприятие выполнено частично. Согласно ч. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Неисполнение требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний у пациентов, персонала, а также иных лиц, которые посещают клинико-диагностическую лабораторию. В нарушение требований вышеприведенных норм и правил выявленные нарушения санитарного законодательства в полном объеме МБУЗ «Ужурская ЦРБ» не устранены. Согласно п. 12 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. В силу ст. 13 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» к муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере здравоохранения, несут ответственность в пределах своей компетенции. Из Устава ...ЦРБ усматривается, что данное учреждение здравоохранения учреждено муниципальное образование У...... Источниками формирования имущества ...ЦРБ являются, в том числе бюджетные ассигнования. Таким образом, муниципальное образование У..... является надлежащим ответчиком по данному делу. Учитывая, что допущенные ...ЦРБ нарушения создают реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, угрозу жизни и здоровью лиц, могут привести в возникновению и распространению инфекционных заболеваний (малярии, скарлатины, дифтерии, тифо-паратифов) среди населения г. У. и У... района при оказании амбулаторной и стационарной медицинской помощи, бездействие ...ЦРБ и муниципальное образование У..... в части неисполнения требований вышеуказанного предписания ведущего специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> - незаконно. При таких обстоятельствах заявление Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> подлежит удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать бездействие ...ЦРБ и муниципальное образование У....., выразившееся в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным. Обязать ...ЦРБ и муниципальное образование У..... в ...ЦРБ по адресу: <адрес>: обеспечить проведение обследований на малярию и тифо-паратифы: лиц, лихорадящих и с неустановленным диагнозом в течение трех дней в эпидемический сезон по малярии и в течение пяти дней в остальное время; больных с продолжающимися периодическими подъемами температуры, несмотря на проводимое лечение в соответствии с установленным диагнозом, в соответствии с требованиями п. 3.10. СанПиН 3 2.1333-03 «Профилактика паразитарных заболеваний на территории Российской Федерации», п. 4.13.1 СП 3.1.1.2137-06 «Профилактика брюшного тифа и паратифов»; обеспечить проведение обследований «ангинозных» больных на возбудителя стрептококковой инфекции, в соответствии с требованиями п. 10.1. СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 2.3. СП 3.1.2.1203-03 «Профилактика стрептококковой (группы А) инфекции»; выявлять больных дифтерией и лиц с подозрением на дифтерию, носителей токсигенных коринобактерий дифтерии при: обращении населения за медицинской помощью (т.е. проведение биоматериала у пациента при госпитализации в инфекционное ление); оказании медицинской помощи на дому (т.е. проведение забора биоматериала у пациента при проведении врачом осмотра пациента на дому); оказании амбулаторной помощи на приеме (т.е. проведение забора биоматериала у пациента на приеме у врачей-терапевтов); медицинском наблюдении за лицами, общавшимися с больными дифтерией или носителями токсигенных коринобактерий дифтерии, в соответствии с требованиями п. 10.1. СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 3.2. СП 1.2.1108-02 «Профилактика дифтерии». Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в месячный срок. Председательствующий: Фатюшина Т.А.