о признании права на ЖК льготы и взыскании излишне уплаченных сумм за ЖКУ и электроэнергию



Дело № 2-907/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 сентября 2012 года          г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Голубевой В.А.,

при секретаре Коноваловой Е.А.,

с участием истицы Алейниковой Е.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алейниковой Е.А. к администрации ЗАТО п. С. о признании права на жилищно-коммунальные льготы, к Правительству Российской Федерации о взыскании излишне уплаченных сумм за жилищно-коммунальные услуги и электроэнергию, суд

У С Т А Н О В И Л:

Алейникова Е.А. обратилась в суд с указанным иском. Свои требования мотивирует тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в <данные изъяты> Министерства обороны РФ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> и постоянно с ДД.ММ.ГГГГ проживает на территории ЗАТО п. С., являющегося рабочим поселком, по адресу: <адрес>. Статус поселка определен Указом Президиума Верховного Совета РСФСР и подтвержден Решением исполкома Красноярского краевого Совета депутатов трудящихся «Об образовании С поселкового Совета в Ужурском районе», согласно которому он является рабочим поселком в сельской местности.

Алейниковой Е.А., как специалисту учреждения культуры, до ДД.ММ.ГГГГ предоставлялись льготы в виде бесплатного пользования жилыми помещениями с отоплением и освещением в соответствии с действующим на тот момент законодательством.

Истица считает, что льготы, которыми она пользовалась до ДД.ММ.ГГГГ, должны быть сохранены, поскольку иных мер социальной поддержки для них не предусмотрено.

Несмотря на отмену законов, которыми работникам культуры, работающим и проживающим всельской местности, предоставлялись льготы на бесплатное предоставление жилья с отоплением, федеральное законодательство сохраняет право на льготу в виде бесплатного предоставления жилья с отоплением, работающим и проживающим в сельской местности, до установления надлежащего механизма соответствующего возмещения в соответствии со ст. 160 ЖК РФ.

До определения источника финансирования по льготе, установленной федеральным законом, взыскание, по мнению истицы, должно производиться за счет федерального бюджета, в связи с чем ответчиком по данному иску является Российская Федерация .

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ Алейникова Е.А. просит обязать администрацию ЗАТО п. С. признать за ней право на жилищно-коммунальные льготы, взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 36.283 рубля 64 копейки, излишне уплаченных за жилищно-коммунальные услуги, а также взыскать уплаченную госпошлину.

В судебном заседании истица Алейникова Е.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. Просит взыскать с Правительства Российской Федерации убытки, понесенные ею по оплате жилищно-коммунальных услуг, а именно наем, содержание и ремонт жилья, отопление и вывоз ТБО, и электроэнергии с марта 2011 года по май 2012 года включительно в размере 34.834 рубля 62 копейки, за потребление электроэнергии, исходя из расчета оплаты по счетчику 1449 рублей 02 копейки. Дополнительно пояснила, что считает надлежащим ответчиком Министерство финансов Российской Федерации, не согласна за замену данного ответчика на Министерство обороны Российской Федерации.

Представитель ответчика администрации ЗАТО п. С. в судебное заседание не явился. о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно, надлежащим образом телефонограммой. В суд поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому администрации ЗАТО п. С. исковые требования не признает, поскольку является ненадлежащим ответчиком по делу. В соответствии со статьей 6 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных ответчикауслуг» руководителям и специалистам краевых государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства, специалистам культуры краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), для которых указанные учреждения являются основным местом работы, предоставляются субсидии. Алейникова Е.А. не является работником культуры муниципального учреждения, следовательно, администрация ЗАТО п. С. не может предоставлять ей субсидию и возвратить денежные средства. Истица является работником <данные изъяты>, то есть федерального учреждения, финансируемого из средств федерального бюджета. Следовательно, предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг Алейниковой Е.А. должна производить Российская Федерация за счет средств федерального бюджета Администрация ЗАТО п. С. просит в иске Алейниковой Е.А. к администрации ЗАТО п. С. отказать.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации Гурняк Г.Н., выступающая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена своевременно, надлежащим образом телефонограммой. В письменном заявлении просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменном отзыве на иск представитель Министерства финансов РФ исковые требования не признала, считает, что Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу по следующим основаниям.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.01.1993 года №2 ( в ред. от 22.11.2006 года № 711) «О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала» Правительством Российской Федерации предоставлено только Министерству обороны РФ в пределах выделенных средств право устанавливать для гражданского персонала воинских частей льготы и компенсации применительно к размерам, предусмотренным для аналогичных категорий работников бюджетных предприятий, учреждений и организаций в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, Москве и Санкт-Петербурга, на территориях которых дислоцируются воинские части.

Предприятие Министерства обороны РФ имеет ведомственную подчиненность.

Вопросы возмещения затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, должны решаться Министерством обороны РФ, в связи с чем просит суд заменить ответчика на надлежащего.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, МУП ЖКХ ЗАТО п. С. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом телефонограммой.

В письменном заявлении представитель МУП ЖКХ ЗАТО п. С. просит о рассмотрении дела в их отсутствие. В отзыве на иск МУП ЖКХ ЗАТО п. С. указало, что считают заявленные исковые требования в отношении Министерства Финансов РФ законными. МУП ЖКХ ЗАТО п. С. предоставляло льготу истцу, так как истец является <данные изъяты>, работающим в сельской местности.

Администрация ЗАТО п. С. прекратила возмещать им расходы по предоставлению льгот, предприятие было вынужденно прекратить предоставление льгот истцу. Считает, что разницу, которую истец оплатил за жилищно-коммунальные услуги и которую не должен был платить, подлежит возмещению Министерством Финансов РФ, так как данная льгота предусмотрена федеральным законом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ОАО «К» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом телефонограммой. От представителя ОАО «К» поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, А.М. также не явился в судебное заседание, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом телефонограммой.

            Заслушав истицу, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Истица являлась работником <данные изъяты> Минобороны России, расположенного на территории ЗАТО п. С..

Алейникова Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>. Истица проживает <адрес> совместно с сыном по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда. Эти обстоятельства подтверждаются справкой с места жительства истицы, договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, соответствующей справкой с места работы.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 02.07.1974 года № 384 «О предоставлении льгот штатным клубным и библиотечным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках», ст. 59 ЖК РСФСР 1983 года, а также Постановлением Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 26.01.1988 года № 31 «О предоставлении льгот штатным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках» библиотечным работникам, работающим в сельской местности и поселках городского типа предоставлялось право на бесплатное предоставление жилой площади с отоплением и освещением. Само же библиотечное дело было отнесено к сфере культуры .

Льготы на бесплатное предоставление жилищно-коммунальных услуг и освещение <данные изъяты> работникам, проживающим в сельских местностях и поселках городского типа фактически предоставлялись до введения в действие Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», принятого во исполнение Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ и регулирующего отношения по предоставлению органами государственной власти края социальной поддержки гражданам отдельных категорий. Работники <данные изъяты> федеральных государственных учреждений, расположенных в сельской местности, и пенсионеры из их числа в Законе Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ не поименованы.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ льготы <данные изъяты> работникам по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением отменены с ДД.ММ.ГГГГ.

В зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (поселках городского типа) учреждения культуры должен определяться в настоящее время уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в той же местности работников культуры.

Работникам краевых государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства в настоящее время меры социальной поддержки при оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются на основании Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Однако дом культуры, где работала истица, является федеральным учреждением, нормы указанного закона на него не распространяются.

Предприятие является федеральным государственным учреждением Министерства обороны РФ, что не оспаривается участвующими вы деле лицами.

В силу ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 160 ЖК РФ).

Поскольку до настоящего времени на федеральном уровне не определены меры социальной поддержки указанным категориям работников, льготы по жилищно-коммунальным услугам истице должны быть сохранены в объеме, действовавшем до ДД.ММ.ГГГГ, то есть она сохраняет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.

В соответствии со статьей 6 Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных ответчикауслуг» руководителям и специалистам краевых государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства, специалистам культуры краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), для которых указанные учреждения являются основным местом работы, предоставляются субсидии. Алейникова Е.А. не является работником культуры муниципального учреждения, следовательно, администрация ЗАТО п. С. не может признавать ее право на субсидию.

Статьей 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, каковым является Алейникова Е.А., включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя также плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Таким образом, бесплатное предоставление жилья включает в себя плату за наем, содержание и ремонт жилого помещения. Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя, помимо прочего, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

Как следует из представленных истицей квитанций, а также акта сверки, представленного ОАО «К», Алейникова Е.А. за период с марта 2011 года по май 2012 года включительно произвела оплату ОАО «К» за потребленную по месту жительства электроэнергию на освещение в сумме 1449 рублей 02 копейки.

Согласно представленных истицей и МУП ЖКХ ЗАТО п. С. квитанций, Алейникова Е.А. произвела оплату за содержание и ремонт жилья, наем жилья, отопление и вывоз ТБО за период с марта 2011 года по май 2012 года включительно в сумме 34.834 рубля 62 копейки.

Истица за указанные периоды времени понесла убытки в виде полной оплаты жилого помещения, отопления и освещения, хотя ей должны были быть предоставлены соответствующие меры социальной поддержки.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

При определении надлежащего ответчика по делу суд исходит из следующего.

Льготы по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением медицинским работникам были предусмотрены федеральным законом, а после его отмены соответствующие меры социальной поддержки должны быть установлены федеральным законодателем. Предприятие, в котором работала истица, является федеральным государственным учреждением Министерства обороны РФ, имеет ведомственную подчиненность.

         Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ( в ред. от ДД.ММ.ГГГГ ) «О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала» Правительством Российской Федерации предоставлено только Министерству обороны РФ в пределах выделенных средств право устанавливать для гражданского персонала воинских частей льготы и компенсации применительно к размерам, предусмотренным для аналогичных категорий работников бюджетных предприятий, учреждений и организаций в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, Москве и Санкт-Петербурге, на территориях которых дислоцируются воинские части.

Вопросы возмещения затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, должны решаться Министерством обороны Российской Федерации, в данном случае Министерству финансов Российской Федерации действующим законодательством не предоставлено право устанавливать гражданскому персоналу воинских частей какие- либо льготы и непосредственно осуществять данной категории лиц выплаты компенсационного характера, об этом говорится в Определении верховного суда РФ от 19.08.2001 № В11-6.

В связи с чем суд предлагал истице заменить ответчика на надлежащего - Министерство обороны РФ. Алейникова Е.А. не согласилась на замену ненадлежащего ответчика.

Согласно ч. 2 ст. 41 ГПК РФ в случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.

Поскольку исковые требования предъявлены к ненадлежащим ответчикам, в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса ( ч. 1 ст. 98 ГК РФ). Поскольуку суд не нашел оснований для удовлетворения иска, не подлежат возмещению и судебные расходы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Алейниковой Е.А. к администрации ЗАТО п. С. о признании права на жилищно-коммунальные льготы, к Российской Федерации о взыскании излишне уплаченных сумм за жилищно-коммунальные услуги и электроэнергию в размере 36 283, 64 рубля и судебных расходов в сумме 1288, 51 рубль отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, начиная с 11 сентября 2012 года.

Председательствующий      Голубева В.А.