Дело № 2-625/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 августа 2012 года г. Ужур Ужурский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Голубевой В.А., при секретаре Коноваловой Е.В., с участием истца Дробот Т.А., представителя истцов Дробот Т.А., Парфеновой А.С., Куковской С.А. Лакоткиной Ю.А., действующей на основании доверенностей №, представителя ответчика госпиталя Якушева С.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дробот Т.А., Парфеновой А.С., Куковской С.А. к госпиталю о признании права на выплату компенсационного характера за работу в ночное время - 100 процентов часовой ставки за каждый час работы в ночное время, обязать произвести начисление и выплату заработной платы с учетом размера вновь установленной компенсационной выплаты за работу в ночное время с ДД.ММ.ГГГГ, суд УСТАНОВИЛ: Дробот Т.А., Парфенова А.С., Куковская С.А. обратилась в суд с исковым заявлением к госпиталю об установлении должностного оклада. Исковые требования мотивированы тем, что Дробот Т.А., Куковская С.А. и Парфенова А.С. с ДД.ММ.ГГГГ работают <данные изъяты> военного госпиталя Министерства обороны которое расположено по адресу: <адрес> На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 марта 2012 года № 422-р 31 мая 2012 года Министром обороны Российской Федерации утвержден Устав госпиталя. В связи с переименованием ответчиком по данному делу является ФГКУ госпиталь. В соответствии с п.4.1.1. трудовых договоров №Дробот ТА., № Куковской С.А., № Парфеновой А.С. установлены компенсационные выплаты (доплата, надбавка, другие виды выплат)ночные 100% за фактические вызовы. Истцы считают, что указанный п.4.1.1 трудовых договоров противоречит Трудовому кодексу РФ по следующим основаниям. В соответствии с ст. 154 ТК РФ,каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Для отдельных категорий работников бюджетной сферы размеры доплат за работу в ночное время предусмотрены российскими актами. В обоснование своих требований истцы ссылаются на Постановление Минтруда России от 8 июня 1992 г. № 17 «О размерах надбавок и доплат работников здравоохранения и социальной защиты населения», пункт 27 «Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо- оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации № 555 от 10 ноября 2008 года, пункт 22 раздела IV Положения о порядке исчисления заработной платы медицинских и фармацевтических работников Приложения № 4 «Условия оплаты труда гражданского персонала военно-медицинских учреждений (подразделений)» к приказу Министра обороны РФ от 08.03.1993 года № 130 «О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны РФ, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, на основе единой тарифной сетки», предусматривающим врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу военно-медицинских учреждений (подразделений), занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, и персоналу выездных бригад отделений неотложной медицинской помощи и помощи на дому, отделений скорой медицинской помощи производилась доплата за работу в ночное время в размере 100 процентов часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время. Постановлением Правительства РФ от 05 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (вместе с «Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений») установлено, что заработная плата работников и гражданского персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (гражданского персонала) и выполнения ими работ той же квалификации. В силу пункта 2.2 ранее действовавшего Постановления Минтруда РФ от 08.06.1992 г. № 17 «О размерах надбавок и доплат работников здравоохранения и социальной защиты населения» была установлена дополнительная оплата за работу в ночное время работникам учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, в том числе водителям санитарного транспорта, состоящим в штате автотранспортных предприятий и других организаций, привлекаемым для работы в ночное время, в размере 50 процентов часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время; медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу и работникам связи станций отделений скорой и неотложной медицинской помощи в размере 100 процентов часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время. По мнению истиц, из толкования норм, предусматривающих перечень лиц, имеющих право на получение надбавки к часовой тарифной ставке в размере 100 % за работу в ночное время, действующих в настоящее время и норм, действовавших ранее, следует, что право на получение такой надбавки имеют не только врачи выездных бригад отделений неотложной медицинской помощи и помощи на дому, но и медицинский персонал военно-медицинских учреждений, занятый оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи. Они считают, что указанное согласуется с положениями 2.3.5 «Отраслевого соглашения по федеральным государственным учреждениям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2010 - 2012 годы», утвержденного Минздравсоцразвития РФ 14 декабря 2009 г. и Профсоюзом работников здравоохранения РФ 15 декабря 2009 г. согласно которому производится оплата за работу в ночное время (с 22 часов с до 6 часов) в повышенном размере, до 50 % части оклада (должностного оклада, ставки заработной платы), рассчитанного за час работы, за каждый час работы в ночное время; работникам, госпиталь Обосновывая свои требования ст. 2, 129, 154 ТК РФ, Постановлением Минтруда России от 08.06.1992 года № 17 «О размерах надбавок и доплат работникам здравоохранения и социальной защиты населения», а также другими вышеперечисленными нормативными актами, просят признать за Дробот Т.А., Куковской С.А., Парфеновой А.С. право на получение надбавки за работу в ночное время в размере 100% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время. Обязать госпиталь производить начисление и выплату заработной платы Дробот Т.А., Куковской С.А., Парфеновой А.С. с учетом надбавки в размере 100% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время, взыскать с ответчика в пользу Дробот Т.А., Куковской С.А., Парфеновой А.С. задолженность по заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения судом. Истцы Парфенова А.С., Куковская С.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены своевременно, надлежащим образом телефонограммами. В судебном заседании Дробот Т.А., представитель истцов Лакоткина Ю.А. исковые требования поддержали в полном объеме, подтвердили все изложенное в иске. Кроме того, они настаивают на том, что в отношении истиц не могут применяться положения коллективного договора, поскольку он создан без учета мнения профсоюзной организации, что должно быть сделано на основании ст. ст. 29,30, 31 ТК РФ. Исходя из требований ст. 8 ТК РФ, данный договор является ничтожным, не может служить доказательством в данном деле. Он имеет условия, ущемляющие права работников. В частности, оплата ночных производится в нарушение закона, в соответствии со ст. 9 ТК РФ коллективный договор не имеет юридической силы. Представитель ответчика госпиталя Якушев С.А. исковые требования не признал, суду пояснил, что пункт 27 «Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо- оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации № 555 от 10 ноября 2008 года, на который ссылаются истцы в обоснование своих требований, предусматривает оплату до 100 % часовой ставки ( части тарифной ставки, должностного оклада за час работы) за работу в ночное время : врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу выездных бригад отделений неотложной медицинской помощи и помощи на дому военно- медицинских учреждений, занятым оказанием экстренной скорой и неотложной медицинской помощи. Поскольку истцы не являются персоналом выездных бригад отделений медицинской помощи и помощи на дому военно- медицинского учреждения, а являются фельдшерами неотложной( медицинской помощи) поликлинического отделения, выплата производится из расчета до 100 % за фактическое оказание неотложной ( медицинской) помощи. Исходя из положений ст. 154 ТК РФ, конкретные размеры повышения оплаты труда за оплату в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. В трудовых договорах истиц в п.4.1.2.( компенсационные выплаты) указано: « ночные 100% за фактические вызова, праздничные «, то есть за фактическое оказание неотложной помощи и в праздничные дни. Просит в удовлетворении исковых требований отказать. Заслушав сторон, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующему. В силу ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту (ст. 2 ТК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 219 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Согласно ст. 96 ТК РФ, ночное время - время с 22 часов до 6 часов. В соответствии со ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. В силу п. 12 Приказа Министра обороны РФ от 10.11.2008 года № 555, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 135 ТК РФ). Судом установлено, что Дробот Т.А., Куковская С.А. и Парфенова А.С. являются <данные изъяты> структурного подразделения госпиталь, расположенного на <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено трудовыми договорами от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, заключенными на неопределенный срок. В настоящее время На основании приказа начальника структурного подразделения госпиталь № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об объявлении штатной списочной численности и коечного фонда и распределения рабочих и служащих ВС РФ» с ДД.ММ.ГГГГ для приведения к штатному расписанию и связи с отсутствием служебной необходимости откреплены от приемного отделения структурного подразделения госпиталь <данные изъяты>, в том числе Дробот Т.А., Куковская С.А. и Парфенова А.С. Местом дислокации указанных в настоящем приказе <данные изъяты> считается приемное отделение. В соответствии с п. 27 «Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны РФ № 555 от 10.11.2008 года (в ред. от 29.04.2011 года) «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 года № 583», гражданскому персоналу военно-медицинских учреждений устанавливаются выплаты компенсационного характера за работу в ночное время в следующих размерах: врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу выездных бригад отделений неотложной медицинской помощи и помощи на дому военно-медицинских учреждений, занятым оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, до 100 процентов часовой ставки (части тарифной ставки, должностного оклада за час работы) за каждый час работы в ночное время. Пунктом 4.1.2 трудовых договоров истиц установлены компенсационные выплаты (доплата, надбавка, другие виды выплат) - ночные 100 % за фактические вызовы, праздничные дни за каждый час. Данный пункт соответствует положениям раздела V - Оплаты труда по коллективному договору, введенному в действие с ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда. Согласно данному коллективному договору системы труда включают: - размеры тарифных ставок, окладов( должностных окладов); - доплаты и надбавки компенсационного характера, том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных; - системы доплат и надбавок стимулирующего характера; Системы премирования. Доплаты гарантируются: За работу в ночное время - в размере 50 процентов; - за работу в выходные и праздничные дни - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Данный коллективный договор утвержден начальником госпиталя по согласованию с выборным представительным органом работников госпиталя. Таким образом, нарушений трудового законодательства ни при принятии коллективного трудового договора, ни в его положениях судом не установлено. Доводы истцов и их представителя о том, что его положения не могут на них распространяться, несостоятельны. Кроме того, одним из основных доводов в обоснование иска истцы ссылаются на то, что согласно пункту 27 «Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо- оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации № 555 от 10 ноября 2008 года, до 100 % часовой ставки ( части тарифной ставки, должностного оклада за час работы) за работу в ночное время выплачивается: врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу выездных бригад отделений неотложной медицинской помощи и помощи на дому военно- медицинских учреждений, занятым оказанием экстренной скорой и неотложной медицинской помощи. Истцы полагают, что они имеют право на такую надбавку в связи с тем, что выполняют те же функции. Суд не может согласиться с их доводами, поскольку истцы не являются персоналом выездных бригад отделений медицинской помощи и помощи на дому военно- медицинского учреждения, а являются фельдшерами неотложной( медицинской помощи) поликлинического отделения, выплата производится из расчета до 100 % за фактическое оказание неотложной ( медицинской) помощи. Исходя из положений ст. 154 ТК РФ, конкретные размеры повышения оплаты труда за оплату в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. В трудовых договорах истиц в п.4.1.2.(компенсационные выплаты) указано: « ночные 100% за фактические вызова, праздничные», то есть за фактическое оказание неотложной помощи и в праздничные дни. Согласно выписке из штатного расписания госпиталя , <данные изъяты> относятся к поликлиническому отделению, с ДД.ММ.ГГГГ местом дислокации <данные изъяты> Дробот Т.А., Куковской С.А. и Парфеновой А.С. считается приемное отделение. Фельдшеры неотложной (медицинской) помощи поликлинического отделения не являются медперсоналом выездных бригад, выездные бригады в госпитале отсутствуют, что подтверждается введенным штатом №, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ Начальником генерального штаба Вооруженных сил РФ. Органы государственного контроля (надзора) согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ также пришли к выводу о том, что поскольку фельдшеры неотложной (медицинской) помощи поликлинического отделения не являются медперсоналом выездных бригад, им правомерно производится оплата за работу в ночное время в размере 100 % за фактическое оказание неотложной медицинской помощи. Таким образом, Дробот Т.А., Парфеновой А.С., Куковской С.А. не может быть установлена выплата компенсационного характера за работу в ночное время 100 процентов часовой ставки (части тарифной ставки, должностного оклада за час работы) за каждый час работы в ночное время. Следовательно, в удовлетворении всех заявленных требований надлежит отказать. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Дробот Т.А., Парфеновой А.С., Куковской С.А. к госпиталю о признании права на выплату компенсационного характера за работу в ночное время - 100 процентов часовой ставки за каждый час работы в ночное время, обязать производить начисление и выплату заработной платы с учетом надбавки в размере 100% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время, взыскать задолженность по заработной плате с учетом размера компенсационной выплаты за работу в ночное за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, начиная с 3 сентября 2012 года. Председательствующий: Голубева В.А.