Дело № 2- 391/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 апреля 2011 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Сазоновой О.В.,
при секретаре Хабаровой А.А.,
с участием представителя истца администрации района Мержоевой М.Г.
Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску администрации района к отделу судебных приставов об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №, суд
У С Т А Н О В И Л :
Администрация обратилась обратилась в суд с иском к отделу судебных приставов об освобождении от уплаты исполнительского сбора. Требования мотивированы тем, что 28.12.2010 года Ужурским районным судом Красноярского края вынесено решение, которым на администрацию района возложена обязанность при поступлении средств краевого бюджета приобрести в собственность муниципального образования благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение в городе размером не менее 13 кв.м. общей площади, которое предоставить Т.Ю. на условиях договора социального найма. Соответчиком по делу проходило Министерство образования и науки на которое решением суда возложена обязанность предоставить администрации района денежные средства из краевого бюджета для приобретения Т.Ю., благоустроенного, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, жилое помещение в городе, размером не менее 13 кв.м. общей площади. ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав- исполнитель М.Д. вынесла в отношении администрации района постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа №, выданного Ужурским районным судом. В связи с установлением судебным приставом- исполнителем 3-дневного срока для добровольной оплаты и во избежание иных штрафных санкций за несвоевременное исполнение, исполнительский сбор истцом оплачен в полном размере. Исполнить решение суда администрацией района возможно только после исполнения своих обязательств Министерством образования в части перечисления субвенций на приобретение жилых помещений для детей- сирот. Согласно письму Министерства образования и науки денежные средства на приобретение жилья детям- сиротам по решениям суда будут перечислены во 2 квартале 2011 года. Справкой финансового управления администрации района подтверждается, что целевые субвенции на приобретение жилья в районный бюджет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не поступали. Вина администрации района в несвоевременном исполнении решения суда отсутствует. Ссылаясь на п. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» истец просит освободить его от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, по исполнительному производству, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ужурским районным судом по гражданскому делу по иску прокурора в интересах Т.Ю..
В судебном заседании представитель истца администрации района Мержоева М.Г. настаивает на удовлетворении заявленных требований, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства.
Представитель отдела судебных приставов в суд не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен своевременно, надлежащим образом. От судебного пристава- исполнителя в суд поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, при разрешении иска полностью полагается на мнение суда.
Заслушав представителя истца, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что 28.12.2010 года Ужурским районным судом Красноярского края вынесено решение об обязании администрации района при поступлении средств краевого бюджета приобрести в собственность муниципального образования благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение в городе размером не менее 13 кв.м. общей площади, которое предоставить Т.Ю. на условиях договора социального найма.
Данным решением Министерство образования и науки обязано предоставить администрации района денежные средства из краевого бюджета для приобретения Т.Ю. благоустроенного, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, жилое помещение в городе, размером не менее 13 кв.м. общей площади.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом- исполнителем М.Д. возбуждено исполнительное производство № в отношении должника администрации района об обязании при поступлении средств краевого бюджета приобрести в собственность муниципального образования жилое помещение в городе, которое предоставить Т.Ю. на условиях договора социального найма.
Согласно п. 2 данного постановления, для должника установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа- 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства или со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с п. 3 постановления должник предупрежден о принудительном исполнении требований исполнительного документа по истечении установленного срока для добровольного исполнения с взысканием с должника исполнительского сбора в размере 5000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом- исполнителем М.Д. вынесено постановление о взыскании с администрации района исполнительского сбора в размере 5000 рублей в связи с неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин.
Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» № 229- ФЗ от 02.10.2007 года (с изм. и доп.) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случаях неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава- исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом- исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу- исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайным и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 закона «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 года № 13-п, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично- правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в порядке исполнительного производства.
Законодатель, определяя в ст. 112 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» понятие, размер и порядок взыскания исполнительского сбора, предусмотрел право должника обратиться в суд с иском об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Так, согласно ч. 7 ст. 112 закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Наличие или отсутствие указанных оснований определяется по правилам части 1 статьи 401 ГК РФ, предусматривающей, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Исходя из решения Ужурского районного суда Красноярского края от 28.12.2010 года следует, что началом исполнения обязательства для должника администрации района следует считать день поступления в районный бюджет средств из краевого бюджета на исполнение обязательств по обеспечению Т.Ю. жилым помещением.
Из представленных документов следует, что целевые средства на обеспечение жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, из краевого бюджета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в районный бюджет не поступало. Поступление денежных средств из краевого бюджета на приобретение жилых помещений, в том числе для обеспечения жильем Т.Ю., планируется во втором квартале 2011 года.
Таким образом, вины должника администрации Ужурского района в неисполнении исполнительного документа не имеется, в связи с чем, должник подлежит освобождению от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования администрации района удовлетворить.
Освободить должника администрацию района от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного на основании решения Ужурского районного суда Красноярского края от 28.12.2010 года по гражданскому делу об обязании администрации района при поступлении средств краевого бюджета приобрести в собственность муниципального образования благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение в городе размером не менее 13 кв.м. общей площади, которое предоставить Т.Ю. на условиях договора социального найма.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение 10 дней с момента вынесения.
Председательствующий: О.В. Сазонова