о признании бездействия администрации



Дело № 2-939/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ужур                                                                                                    11 сентября 2012 года                                                    

Ужурский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Макаровой Л.А.

с участием помощника прокурора Ужурского района Колесниковой Е.В.

при секретаре Глушковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ужурского района к администрации муниципального образования сельсовет о признании незаконным бездействия и возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ужурского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельсовет о признании незаконным бездействия и возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ужурского района проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации сельсовета. Проверкой установлено: на территории в пределах границ муниципального образования сельсовет обнаружены два захламленных земельных участка:

- на земельном участке сельскохозяйственного назначения, общей площадью 0,3 га, находящемся в ведении администрации сельсовета, расположенном <данные изъяты> поверх плодородного слоя почвы размещены твердые бытовые отходы: полиэтиленовая упаковка, порубочные остатки, строительный мусор, пластиковая упаковка, зола, стекло. Согласно условных знаков для топографических планов масштабов <данные изъяты>, вышеуказанный земельный участок находится за чертой населенного пункта и по условным обозначениям является пастбищем;

- на земельном участке сельскохозяйственного назначения, общей площадью 0,1га, находящемся в ведении администрации сельсовета, расположенном <данные изъяты>, поверх плодородного слоя почвы размещены твердые бытовые отходы: полиэтиленовая упаковка, порубочные остатки, строительный мусор, пластиковая упаковка, зола, стекло. Согласно условных знаков для топографических планов масштабов 1<данные изъяты>, указанный земельный участок находится за чертой населенного пункта, по условным обозначениям является пастбищем.

Согласно ст. 3 Устава, территориально земельные участки находятся в пределах границ сельсовета, согласно карте относятся к землям сельскохозяйственного назначения и являются пастбищем. Документы на перевод указанных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию отсутствуют.

Согласно частей 1 и 2 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Администрация сельсовета обязана при выявлении фактов несанкционированного размещения отходов (свалки) выполнить мероприятия по отчистке территории от отходов и мусора. Несанкционированное размещение отходов на территории сельсовета свидетельствует о том, что администрация поселения ненадлежащим образом выполняет обязанности, установленные федеральными законами, а именно обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах муниципального образования в пределах определенных территорий и, как последствие, не ликвидация несанкционированных свалок создают возможность распространения инфекционных заболеваний. Мотивируя свои требования положениями ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. ст. 3, 7, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 14, 37 Федерального закона РФ от 06.10.2009 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона РФ от 24.06.1988 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» просит признать бездействие администрации сельсовета незаконным, обязать устранить допущенные нарушения, а именно, ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные: <адрес>; в <адрес>.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Ужурского района Красноярского края Колесникова Е.В. отказалась от исковых требований к муниципальному образованию сельсовет о ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке сельскохозяйственного назначения, общей площадью 0,1 га в <адрес>. В остальной части исковые требования поддержала в полном объеме, настаивает на их удовлетворении. Просит суд обязать администрацию сельсовета ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в <адрес> в срок до 01 декабря 2012 года.

Представитель ответчика муниципального образования сельсовет в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. От главы администрации сельсовета Р.. поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, против удовлетворении исковых требований не возражает. Администрацией сельсовета уже ведутся работы по ликвидации несанкционированных свалок.

Заслушав помощника прокурора, изучив обстоятельства и материалы дела суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что прокурорской проверкой выявлены на территории земельных участков, находящихся в границах и ведении администрации сельсовета несанкционированные свалки. Согласно акта проверки П-518 от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения, общей площадью 0,3 га, находящегося в ведении администрации сельсовета, расположенного в <адрес>, поверх плодородного слоя почвы размещены твердые бытовые отходы: полиэтиленовая упаковка, порубочные остатки, строительный мусор, пластиковая упаковка, зола, стекло.

Согласно условным обозначениям чертежа размещения земель сельсовета, утвержденного Геосправбюро Комитета по земельным ресурсам <данные изъяты>, данные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения и являются пастбищами.

Документы на перевод указанных земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию отсутствуют.

В соответствии со ст.10 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом согласно п. 2 ст. 51 сброс отходов на почву запрещается. В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов на территориях городских и других поселений запрещается.

Часть 1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» определяет, что отходы производства и потребления подлежат захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

В силу п.п.1, 6 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах, производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. На основании п.5 ст.12 указанного закона захоронение отходов на территориях городских и других поселений запрещается.

В соответствии с Законом Красноярского края № 13-3028 от 18.02.2005 года «Об установлении границ и наделения соответствующим статусом муниципального образования У. район и находящихся в его границах иных муниципальных образований» муниципальное образование сельсовета наделен статусом сельского поселения.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах: организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.8 Федерального закона) «Об отходах производства и потребления», п. 18 ч.1 ст.7 Устава сельсовета к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

На основании ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится разработка и реализация местных программ использования и охраны земель.

Пунктом 1 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель предусмотрена обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления.

В силу положений ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии с п.1 ст.72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными органами.

Судом установлено, что вывоз твердых бытовых отходов с территории сельского поселения осуществляется на вышеуказанный земельный участок. Данный земельный участок в соответствии с требованиями закона к полигонам отходов производства и потребления не оборудован. В нарушение указанных требований закона до настоящего времени не принято мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории указанного земельного участка.

Указанное бездействие органа местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия.

Поскольку законом на органы местного самоуправления прямо возложена обязанность, при выявлении фактов несанкционированного размещения отходов, выполнить мероприятия по очистке территории от отходов и мусора, бездействие администрации сельсовета как органа местного самоуправления муниципального образования является незаконным, а потому заявление прокурора Ужурского района подлежит удовлетворению. Срок, в течение которого прокурор просит обязать администрацию сельсовета устранить допущенные нарушения санитарного законодательства является разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковые требования прокурора Ужурского района.

Признать бездействие администрации муниципального образования сельсовет по проведению мероприятий по очистке территорий от отходов и мусора незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования сельсовет ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке сельскохозяйственного назначения по адресу: <адрес>, в срок до 01 декабря 2012 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в месячный срок.

Председательствующий                      Л. А. Макарова