Дело № Р Е Ш Е Н И Е "ДАта" "Адрес" "Адрес" районный суд "Адрес" в составе председательствующего судьи Неежлевой Л.С., при секретаре Макейчик Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Луканиной Надежды Васильевны к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в "Адрес"» "Адрес" о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, связанный с педагогической деятельностью, обязании назначить досрочную трудовую пенсию, У С Т А Н О В И Л : Луканина Н.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в "Адрес" о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости, включении периодов работы в должности секретаря-заведующей отделом учащейся молодежи "Адрес" РК ВЛКСМ с "ДАта" по "ДАта"; в должности методиста "Адрес" Дома пионеров с "ДАта" по "ДАта"; в должности заместителя заведующего отделом пропаганды и агитации "Адрес" РК КПСС с "ДАта" по "ДАта"; в должности методиста по воспитательной работе методического кабинета "Адрес" отдела народного образования с "ДАта" по "ДАта"; в должности преподавателя "Адрес" филиала СПТУ-134 с "ДАта" по "ДАта", обязании ГУ УПФ РФ в "Адрес" назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости, связанной с педагогической деятельностью с "ДАта" и взыскании расходов по госпошлине. В обоснование иска указала, что "ДАта" она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Однако, решением ГУ УПФ РФ в "Адрес" от "ДАта" ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого согласно ст.27 п.1 п.п.19 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» педагогического стажа(не менее 25 лет). Вышеуказанные периоды не были зачтены ей в специальный трудовой стаж, связанный с педагогической деятельностью по тем основаниям, что работа в должностях оспариваемых периодов не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии. С данным решением она не согласна, считает, что она приобрела право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицо не менее 25 лет осуществляющее педагогическую деятельность, просит признать за ней это право, включить оспариваемые периоды в специальный стаж, обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию с момента обращения и взыскать судебные издержки. В судебном заседании Луканина Н.В. исковые требования поддержала, уточнила, просила признать незаконным решение Пенсионного фонда об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, засчитать период работы секретарем в райкоме ВЛКСМ с "ДАта" по "ДАта" и период работы в райкоме КПСС с "ДАта" по "ДАта", обязать назначить досрочную пенсию со дня обращения за ней с "ДАта", в остальной части поддержала в полном объеме, сослалась на доводы, изложенные в иске(л.д.3-7). Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в "Адрес" Р.а Л.А. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве от "ДАта"(л.д.28-30), считает, что решение № от "ДАта" об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью вынесено законно и обоснованно, просила в иске отказать. Представитель "Адрес" районного отдела образования в суд не прибыл, о дне и времени судебного разбирательства извещены, представили в суд отзыв, в котором исковые требования Луканиной Н.В. поддерживают(л.д.27). Суд с учетом мнения участников процесса, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие, о чем вынес определение. Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы сторон, суд признает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пунктом 2 ст.27 указанного Федерального закона предусмотрено, что Список соответствующих работ, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. До 2002 года действовали Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявших педагогическую деятельность, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463 и от 22.09.1991 года №1067. Установлено, что Луканина Н.В. имеет высшее педагогическое образование по специальности «учитель химии, биологии»; с "ДАта" начала педагогическую деятельность в должности учителя химии и биологии в "Адрес" средней школе, с "ДАта" была переведена учителем в "Адрес" среднюю школу; с "ДАта" избрана секретарем-заведующей отделом учащейся молодежи "Адрес" райкома ВЛКСМ; с "ДАта" по "ДАта" работала методистом "Адрес" Дома пионеров; затем с "ДАта" по "ДАта" работала директором районного краеведческого музея, при этом, в период с "ДАта" по "ДАта" работала по совместительству преподавателем в СПТУ-134; с "ДАта" по "ДАта" была утверждена заместителем заведующего отдела пропаганды и агитации, заведующей кабинетом политпросвещения райкома КПСС; с "ДАта" по "ДАта" методистом по воспитательной работе метокабинета "Адрес" РОНО. Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке истицы (л.д.14-15), а также архивными справками и документами(л.д.18,49,59-60), уточняющими справками(л.д.19,32,50-51,62-63), личной карточкой(л.д.66-67). "ДАта" Луканина Н.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в "Адрес" с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Однако, решением УПФ РФ в "Адрес" № от "ДАта" Луканиной Н.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года№ 173-ФЗ в связи с отсутствием у неё необходимого для назначения пенсии 25-летнего стажа педагогической работы (л.д.10). Протоколом №39 от 09.02.2012г. заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в "Адрес"(л.д.11-13) по представленным документам в специальный трудовой стаж истицы на соответствующих видах работ включено 22 лет 11 месяцев 02 дня, не засчитаны перечисленные в исковом заявлении периоды работы секретарем-заведующей отделом учащейся молодежи райкома ВЛКСМ, заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации, заведующей кабинетом политпросвещения райкома КПСС, методистом по воспитательной работе "Адрес" РОНО, методистом районного Дома пионеров, а также работа по совместительству преподавателем в СПТУ-134. Факт работы истицы в указанные выше периоды и в указанных должностях сторонами не оспаривается. Условия и порядок включения в стаж педагогической деятельности времени работы на выборных должностях, в советских, партийных и комсомольских органах до "ДАта" года регламентированы Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», Инструктивным письмом Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1- 63- И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», а также Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 года № 94, Приложения № 5 и 6 которой содержат Перечни учебных заведений, учреждений, организаций и должностей, работы в партийных, комсомольских органах, службы в вооруженных силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях ; порядок зачета этой работы в специальный трудовой стаж. Пунктом 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусмотрено учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывать выборную и другую ответственную работу в партийных и комсомольских органах. Пунктом 3.1 Инструктивного письма от 30 июня 1986 г. N 1-63-И установлено, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах, подлежащей включению в соответствующий педагогический стаж, относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др. Подпунктом «а» пункта 1 Порядка зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных Силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях от 16.05.1985 года также предусмотрено, что учителям, преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без каких-либо условий и ограничений время освобожденной партийной и комсомольской работы в партийных и комсомольских органах на ответственной должности, в том числе в должности заведующего парткабинетом, кабинетом политпросвещения предприятия, учреждения или организации. Подпунктом «д» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и действовавшего до 1 октября 1993 года (то есть в период работы заявителя), предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения методической, научно-методической и учебно-методической работы в школах и средних специальных учебных заведениях, учебных, педагогических, учебно-методических, методических и научно-методических кабинетах, станциях и бюро. Как установлено в судебном заседании Луканина Н.В. работала в период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения в должности методиста по воспитательной работе в методическом кабинете "Адрес" отдела образования, что соответствует требованиям указанного Положения. Пунктом 4 утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения установлено, что время работы в партийных и комсомольских органах, а также методическая работа в методических и научно-методических кабинетах, станциях и бюро засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Поскольку спорные периоды составляли менее 1/3 требуемого для назначения пенсии стажа ( 4 года 09 месяцев 16 дней секретарем по учащейся молодежи райкома ВЛКСМ и заведующей отделом политпросвещения райкома КПСС и 0 лет 01 мес. 17 дней методистом по воспитательной работе РОНО), суд считает правомерным включить данные периоды в специальный стаж работы истицы. На момент обращения истицы в ГУ УПФ РФ в "Адрес" с заявлением о назначении досрочной пенсии, из 25 лет требуемого стажа более 2\3 ей были зачтены в специальный педагогический стаж (22 год 11 месяцев 02 дней). При этом доводы представителя ГУ УПФ РФ в "Адрес" Р.а Л.А. в судебном заседании, а также, доводы, изложенные в отзыве(л.д.30), о том, что в соответствии с п.4 Положения от 1959 года время работы, указанной в п.1,2,3 Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа( не менее 16 лет 8 месяцев) требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем от 1959 года, что в момент обращения истца за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшее на момент ее работы в спорные периоды, утратило силу, следовательно, условие о включении в специальный стаж этих периодов работы при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент обращения гражданина за пенсией, а на момент утраты силы названного Постановления, суд считает несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, которым периоды выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах; методическая работа в школах и средних специальных учебных заведениях, учебных, учебно- методических, методических кабинетах, станциях и бюро засчитывались в соответствующий специальный стаж, работа истца в этих должностях осуществлялась до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что периоды работы истицы с "ДАта" по "ДАта" секретарем-заведующей отделом учащейся молодежи райкома ВЛКСМ; с "ДАта" по "ДАта" заместителем заведующего отдела пропаганды и агитации, заведующей кабинетом политпросвещения райкома КПСС, с "ДАта" по "ДАта" методистом методкабинета "Адрес" отдела народного образования подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у нее на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Суд считает, что работа истицы с "ДАта" по "ДАта" по совместительству преподавателем "Адрес" филиала СПТУ-134 также подлежит включению в специальный трудовой стаж. Согласно действующему Списку №781 в графе «наименование учреждений» указано: училище всех наименований. В графе «Наименование должности» указана должность: преподаватель. В судебном заседании установлено, что Луканина Н.В. работала по совместительству преподавателем в СПТУ-134 с "ДАта" по "ДАта", при этом период ее работы в данной должности с "ДАта" по "ДАта" включен истице в специальный трудовой стаж, что подтверждается таблицей трудовой деятельности(л.д.43), сведениями о пенсионных правах застрахованного лица(л.д.52-53). Вместе с тем, факт работы Луканиной Н.В. по совместительству в СПТУ-134 на указанной выше должности с "ДАта" по "ДАта" подтверждается показаниями свидетеля Т.й Л.П., показавшей в судебном заседании, что в спорный период с "ДАта" по "ДАта" работала с истицей также по совместительству в СПТУ-134, что Луканина Н.В. уволилась в июне 1987 года, а она продолжала работать, а также уточняющими справками СПТУ(ПУ)134(л.д.19,32,50), личной карточкой(л.д.66-67). Таким образом, истица занимала должность и преподавала в учреждении, которое указано в названном документе. Согласно п.п. 4,6 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449), периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами. Поскольку истица выполняла в данный период работу преподавателя СПТУ, была надлежащим образом тарифицирована на эту должность, то объем учебной нагрузки в данном случае значения не имеет. Обсуждая вопрос о зачете в специальный стаж периода работы с "ДАта" по "ДАта" методистом районного Дома пионеров суд считает, что данный период не подлежат включению в специальный стаж истицы. Действовавшим в спорный период работы истицы Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положением, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусматривалась возможность зачета в стаж работы учителей методическая работа, научно-методическая и учебно-методическая работа в школах и средних специальных учебных заведениях, учебных, педагогических, учебно-методических, методических и научно-методических кабинетах, станциях и бюро. "Адрес" Дом пионеров "Адрес" РОНО, в котором протекала трудовая деятельность истицы в качестве методиста в указанные выше периоды, к перечисленным учреждениям не относится. Более поздним законодательством - Списком профессии и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, не предусмотрена методическая работа в Доме пионеров. Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, должность методиста также не предусмотрена. Специальный трудовой стаж Луканиной Н.В. для назначения досрочной трудовой пенсии, засчитанный ответчиком на основании решения комиссии от "ДАта" №(л.д.11-13), составляет 22 года 11 месяцев 02 дней. Трудовой стаж, подлежащий зачету в специальный стаж на основании решения суда, составляет 05 лет 03 месяцев 02 дней( периоды работы с "ДАта" по "ДАта"= 00 лет 11 мес. 29 дней; с "ДАта" по "ДАта"= 00 лет 04 мес. 00дней; с "ДАта" по "ДАта"= 03 лет 09 мес. 17 дней; с "ДАта" по "ДАта"= 00 лет 01 мес. 17дней). Итого общий суммированный специальный трудовой стаж Луканиной Н.В. с учетом зачтенных выше периодов, дающий право на досрочную пенсию, составляет 27 лет 02 месяцев 04 дней, то есть более 25 лет, что дает истице право на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости, связанной с педагогической деятельностью. В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ » трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, при этом днем обращения считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Как установлено в судебном заседании, Луканина Н.В. впервые обратилась за назначением досрочной трудовой пенсии в ГУ УПФ РФ "ДАта", что подтверждается решением комиссии (л.д.11), копией заявлением истицы (л.д.53-55) и не оспаривается сторонами. Учитывая, что на момент обращения Луканиной Н.В. к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, связанной с педагогической деятельностью, ее специальный стаж с учетом спорных периодов, зачтенных судом, составляет более 25 лет, в связи с чем имеются все основания для удовлетворения требований об обязании ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения-"ДАта", поскольку истицей выработан стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости, связанной с педагогической деятельностью. В соответствии со ст.ст. 98 ГПК РФ, суд считает в пользу истицы следует взыскать с ответчика –ГУ УПФ РФ, понесенные по делу расходы –госпошлину в сумме 200 рублей, уплаченные при подаче иска и подтвержденные документально(л.д.8). На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Луканиной Надежды Васильенвы к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в "Адрес" удовлетворить частично. Решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в "Адрес" от "ДАта" № об отказе в назначении Луканиной Н.В. досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью признать незаконным. Признать за Луканиной Надеждой Васильевной право на досрочное назначение пенсии по старости, связанной с педагогической деятельностью, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в "Адрес" включить в специальный трудовой стаж Луканиной Надежды Васильевны для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, связанной с педагогической деятельностью, периоды работы в должности секретаря-заведующей отделом учащейся молодежи райкома ВЛКСМ с "ДАта" по "ДАта"; в должности заместителя заведующего отделом пропаганды и агитации, заведующей кабинетом политпросвещения райкома КПСС с "ДАта" по "ДАта"; в должности преподавателя "Адрес" филиала СПТУ-134 с "ДАта" по "ДАта", в должности методиста по воспитательной работе "Адрес" РОНО с "ДАта" по "ДАта", всего зачесть 05 лет 03 месяцев 03 дней. Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в "Адрес" назначить Луканиной Надежде Васильевне досрочную трудовую пенсию по старости, связанной с педагогической деятельностью, с "ДАта". Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в "Адрес" в пользу Луканиной Надежды Васильевны расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200(двести) рублей. В остальной части требования Луканиной Н.В. оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, через Уйский районный суд. Председательствующий:_______________ Неежлева Л.С.