Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
"Дата" с.Уйское
Уйский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Неежлевой Л.С., при секретаре Макейчик Е.В., с участием помощника прокурора Уйского района Кононович Ю.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Уйского района в интересах Колбановой Т.Ю. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Уйском районе Челябинской области об оспаривании отказа в назначении государственной пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы и обязании назначить и произвести перерасчет государственной пенсии по случаю потери кормильца,
УСТАНОВИЛ :
Прокурор Уйского района Крынецкий Н.С. обратился в суд в интересах Колбановой Т.Ю. с иском, с учетом уточненных исковых требований, к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ о признании незаконным отказа в назначении и перерасчете пенсии по случаю потери кормильца, обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца по нормам ст.8 и ст. 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с 2012 года
В обоснование иска указал, что супруг Колбановой Т.Ю. –ФИО5 в перио"адрес" года проходил военные сборы на Чернобыльской АЭС в в/ч 44332, что подтверждается военным билетом. ФИО5 являлся получателем пенсии по инвалидности. Согласно справки МСЭ от "Дата" он являлся инвалидом 2 группы, причина инвалидности-увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связано с аварией на Чернобыльской АЭС. Согласно решения Екатеринбургского межведомственного экспертного совета от "Дата" № заболевание, ставшее причиной инвалидности, связано с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. ФИО5н. умер "Дата". Согласно медицинского свидетельства причина смерти его: сердечная недостаточность, постинфарктный кардиосклероз, хроническая ишемическая болезнь сердца. Колбанова Т.Ю. является вдовой ФИО5 и с "Дата" является получателем пенсии по случаю потери кормильца. Пенсия ей назначена в соответствии со ст.10 и ст.17 ФЗ от "Дата" №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» в размере 125% размера социальной пенсии. "Дата" Челябинским региональным межведомственным советом по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов дано заключение о наличии причинной связи смерти ФИО5 с радиационным воздействием комплекса неблагоприятных факторов в результате ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. "Дата" прокурором района в адрес начальника ГУ УПФ РФ в Уйском было направлено представление об устранении нарушений пенсионного законодательства. Письмом начальника ГУ УПФ РФ в "адрес" от "Дата" был дан ответ о необходимости предоставления дополнительно заключения военно-врачебной комиссии. Просил удовлетворить иск.
Помощник прокурора Уйского района Кононович Ю.Ф. исковые требования с учетом их уточнения, поддержала, указала на доводы, изложенные в иске(л.д.3-7,53-54).
Колбанова Т.Ю. исковые требования поддержала, в обоснование считает, что Пенсионный Фонд РФ отказывает ей в назначении пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы по нормам ст.8 и ст.15 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» незаконно. Она обратилась в ГУ УПФ РФ в Уйском районе первоначально с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца "Дата", повторно "Дата", представила все требующиеся, в том числе медицинские, документы, однако, ей была с "Дата" назначена пенсия по случаю потери кормильца в размере 125% от размера социальной пенсии, и уже при повторном обращении с заявлением о перерасчете по нормам ст.ст.8 и 15 ФЗ ей также было отказано по тем основаниям, что не представлено еще одного заключения военно-врачебной комиссии, устанавливающей причинно-следственную связь между заболеванием и смертью ее мужа с полученным им увечьем при исполнении иных обязанностей военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, то есть с военной травмой. Считает что она представила необходимые документы, а именно два заключения, одно из которых заключение Екатеринбургского межведомственного экспертного совета и второе заключение Челябинского регионального межведомственного экспертного совета, которым установлена причина смерти-заболевание,связанное с воздействием комплекса неблагоприятных факторов во время выполнения работ по ликвидации аварии на ЧАЭС, кроме того, ее муж при жизни согласно заключения МСЭ имел военную травму, а именно увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с ликвидацией последствий на ЧАЭС, ему была назначена пенсия с учетом его военной травмы, что является достаточным для назначения пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы. Просила удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Уйском районе Р.на Л.А., действующая по доверенности, исковые требования не признала, сослалась на доводы, изложенные в отзыве (л.д.42-44 ), в обоснование возражений показала, что Колбанова Т.Ю. с "Дата" является получателем государственной пенсии по случаю потери кормильца, назначенной ей по нормам п.3 ст.17 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» - как нетрудоспособному члену семьи гражданина, пострадавшего в результате радиационных или техногенных катастроф, в размере 125процентов размера социальной пенсии. "Дата" Колбанова Т.Ю. обратилась к ним с заявлением и просила назначить ей пенсию по случаю потери кормильца, умершего вследствие военной травмы, по нормам ст.ст.8 и 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», то есть в размере 200% размера социальной пенсии, предусмотренной в п.п.1 п.4 ст.15 данного закона. Однако, для перевода Колбановой Т.Ю. на этот вид пенсии необходимо установить причинную связь смерти кормильца с военной травмой, то есть необходимо заключение межведомственного совета, а также заключение военно-врачебной комиссии. Колбанова Т.Ю. представила только заключение межведомственного экспертного совета о причине смерти ее мужа-как ликвидатора, но не представила заключение ВВК, которым была бы установлена причинно-следственная связь заболевания и смерти мужа истца с военной травмой, в связи с чем и было отказано. При предоставлении ею такого заключения, она будет переведена на пенсию по основаниям ст. 15 п.4 п.п. 1 вышеназванного закона.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы сторон, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
По смыслу нормы п.1 ч.1 ст.29 Закона РФ от "Дата" № « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, погибших(умерших) вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их желанию назначаются в соответствии с Федеральным законом от "Дата" №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» или Федеральным законом от "Дата" «О трудовых пенсиях в РФ»
В соответствии с п.3 ч.1 ст.29» вышеуказанного Закона № от "Дата" супругу(жене, мужу)независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели(смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста или до наступления инвалидности гарантируется назначение пенсии по случаю потери кормильца-участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с Чернобыльской катастрофой-как вследствие военной травмы(ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте).
Данная норма является отсылочной, размер и порядок назначения пенсии регулируются пенсионным законодательством. Условия и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих Российской армии, членов их семей зависит от характера военной службы.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат производится на основании ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» на основании п.2 ст.15 данного закона. Органом, назначающим и выплачивающим пенсию в силу ст.6 данного закона является Пенсионный Фонд РФ.
Юридически значимыми обстоятельствами по делу суд считает : была ли у кормильца ФИО5. военная травма, являлся ли ФИО5 профессиональным военным /служил по призыву, поскольку от этого зависит применение закона, по которому необходимо назначать пенсию по случаю потере кормильца, является ли обязательным установление причинной связи между военной травмой и смертью кормильца для установления пенсии по случаю потери кормильца по основаниям, связанным с военной травмой.
Судом при рассмотрении дела установлено, что ФИО5 в перио"адрес" года проходил военные сборы на Чернобыльской АЭС в качестве рядового в войсковой части №, что подтверждается военным билетом (л.д.13-16 ), также справкой военкомата (л.д.19).
С "Дата" он являлся получателем пенсии по инвалидности(труд.) на основании ст.ст.31,43 Закона от 20.11.1990 года №340-1(вследствие общего заболевания), которая выплачивалась по "Дата". С "Дата" ФИО5 вид пенсии был изменен в связи с предъявлением удостоверения ликвидатора(л.д.60) и справки МСЭ, которой была установлена причина инвалидности: увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с аварией на ЧАЭС), что подтверждается справкой МСЭ(л.д.18,63) и не оспаривается сторонами, и ему была назначена пенсия по инвалидности(государственная) на основании п.1.2 ст.10 Закона от "Дата" №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» в размере 250% размера социальной пенсии.
Таким образом, установлено, что ФИО5 в 2002 году была назначена бессрочно 2 группа инвалидности по причине – увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связанное с аварией на ЧАЭС, что подтверждается справкой МСЭ (л.д.18,63) и не оспаривается сторонами.
ФИО5 умер "Дата", что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.20), причина смерти указана- сердечная недостаточность, постинфарктный кардиосклероз, хроническая ишемическая болезнь сердца, что подтверждается медицинским свидетельством о смерти (л.д.21-22). Государственная пенсия по инвалидности продолжалась выплачиваться ФИО5 с "Дата" по "Дата".
Истица Колбанова Т.Ю. родилась "Дата", является женой ФИО5, что подтверждается копией паспорта(л.д.10), свидетельством о заключении брака (л.д.11), и получателем государственной пенсии по случаю потери кормильца с "Дата"(л.д.25).
Данная пенсия назначена Колбановой Т.Ю. по нормам п.3 ст. 17 ФЗ № «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» в размере 125 % размера социальной пенсии как нетрудоспособному члену семьи гражданина, пострадавшего в результате радиационных или техногенных катастроф, что подтверждается сведениями ПФР (л.д.42).
Установлено, что Колбанова Т.Ю. первоначально обратилась "Дата" в ГУ УПФ РФ в "адрес" с заявлением о назначении ей государственной пенсии по случаю потери кормильца, на основании которого с "Дата"(с момента достижения 50-летнего возраста) ей была назначена государственная пенсия по случаю потери кормильца, повторно же обратилась "Дата" с заявлением о перерасчете ей пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы по нормам ст.ст.8 и 15 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» №166-ФЗ, что подтверждается заявлениями(л.д.57-58, 70-71).
Решением ГУ УПФ РФ в Уйском районе № от "Дата" Колбановой Т.Ю. было отказано в перерасчете размера государственной пенсии по случаю потери кормильца по нормам ст.8 и ст.15 Федерального закона №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по причине отсутствия документов, подтверждающих причинную связь заболевания и смерти кормильца с военной травмой, что подтверждается решением(л.д.68), протоколом Комиссии(л.д.69).
При обсуждении вопроса о законности отказа в перерасчете пенсии по случаю потери кормильца и возможности назначения Колбановой Т.Ю. пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы по нормам ст.ст.8 и 15 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», суд исходит из следующего.
В силу п.п.1 п.4 ст.15 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от "Дата" №166-ФЗ - пенсия по случаю потери кормильца члену семьи военнослужащего, проходившего военную службу по призыву в качестве солдат, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере: пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего - 200 процентов размера социальной пенсии. При этом потерей кормильца вследствие военной травмы считается его смерть, наступившая вследствие причин ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Согласно постановления Минтруда и социального развития РФ и Пенсионного Фонда РФ от "Дата" № «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»(в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ №н, ПФ РФ №п от "Дата") в п. 9.1, п. 32 указано, что к заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца из числа военнослужащих, погибших(умерших) в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов или старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие военной травмы или заболевания, в необходимых случаях в дополнение к документам, предусмотренным п.9 настоящего Перечня, прилагаются документы, в том числе подтверждающие причину гибели(смерти) военнослужащего; причинную связь смерти бывшего военнослужащего с военной травмой или заболеванием, полученными в период прохождения военной службы. Причинная связь смерти бывших военнослужащих с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученным в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, подтверждается заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссии.
Согласно заключения Екатеринбургского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти у лиц № от "Дата" заболевание, ставшее причиной инвалидности ФИО5, связано с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС(л.д.23)
Согласно п.3 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от "Дата" № «О создании и организации деятельности межведомственных факторов» функции организационно-методического руководства деятельностью, осуществляемой в области проведения экспертизы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, возложены на Федеральный межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов. В соответствии с п.5 Перечня межведомственных экспертных советов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития № от "Дата" Челябинский региональный межведомственный экспертный совет создан на базе федерального государственного учреждения науки «Уральский научно-практический центр радиационной медицины ФМБА России».
Заключением Челябинского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности или смерти у лиц, подвергшихся радиационному воздействию, № от "Дата" установлено, что заболевание ФИО5, приведшее к его смерти, связано с воздействием комплекса неблагоприятных факторов во время выполнения работ по ликвидации последствий радиационной аварии на Чернобыльской АЭС(л.д.24).
Таким образом, суд считает, что требования прокурора и истицы Колбановой Т.Ю. обоснованы и подлежат удовлетворению.
Суд считает, что решение ответчика об отказе Колбановой Т.Ю. в перерасчете пенсии по случаю потери кормильца по нормам ст.ст.8,15 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» не соответствует закону, в связи с чем подлежит отмене, а на ответчика надлежит возложить обязанность назначить и произвести истице перерасчет пенсии по случаю потери кормильца, вследствие военной травмы по нормам ст.8 и ст.15 Федерального закона со дня возникновения права на такую пенсию, то есть с "Дата".
Доводы ответчика о том, что для назначения государственной пенсии по случаю потери кормильца по нормам ст.8 и ст.15 Федерального закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» необходимо кроме заключения федеральной учреждения МСЭ, устанавливающего причину смерти, также заключение военно-врачебной комиссии об установлении причинно-следственной связи смерти кормильца с военной травмой суд находит необоснованными.
Как следует из информации ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области(л.д.65-66) порядок установления гражданам причины инвалидности регулируется Постановлением Минтруда РФ от 15.04.2003 года №17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», согласно п.7 которого причина инвалидности»военная травма» определяется гражданам, уволенным с военной службы(бывшие военнослужащие), в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья(ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территории других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы, на основании и в точном соответствии с заключением ВВК, или иных военно-медицинских документов. Согласно п.11 данного Разъяснения, причина инвалидности с формулировкой «заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС» определяется гражданам, указанным в п.2 части 1 статьи 13 Закона РФ от "Дата" № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, а именно, военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченные к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, если их инвалидность наступила вследствие нарушения здоровья, связанных с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС и установление причинной связи развившихся заболеваний, инвалидности и смерти может устанавливаться как межведомственными экспертными советами таки и военно-врачебными комиссиями(ВВК).
Кроме того, согласно письма ВВК ФБУ «354ОВКГ» МО РФ("адрес")(л.д.87-88) военно-врачебная комиссия в соответствии с п.40 «Положения о военно-врачебной экспертизе», утвержденной Постановлением Правительства РФ от "Дата" №, не правомочна устанавливать причинную связь заболевания ФИО5, умершего в "Дата" году, то есть через 17 лет после увольнения, приведшего к его смерти. Для военнослужащих, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, выносится только формулировка «Заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС, что также подтверждается справкой МСЭ(л.д.18), в связи с чем проведение экспертизы по данному вопросу в ВВК не целесообразно, так как это входит в компетенцию медико-социальной экспертизы.
Из письма Челябинского регионального межведомственного экспертного совета № от "Дата"(л.д.90) также следует, что решения МЭС, также как и использованная формулировка, являются юридически достаточными, не требуют применения заключения военно-врачебной комиссии или изменения формулировки. Кроме того, в справке МСЭ 014 №544232 от 06.06.2002 года(л.д.18,63) мужу истицы ФИО5 при жизни была установлена причина инвалидности-увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС, и он получал пенсию по инвалидности вследствие военной травмы, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования прокурора и истицы Колбановой Т.Ю. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Уйского района в интересах Колбановой Т.Ю. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Уйском районе Челябинской области удовлетворить.
Отменить решение Государственного учреждения Управления пенсионного Фонда РФ в Уйском районе Челябинской области № от "Дата", которым Колбановой Т.Ю. отказано в перерасчете размера государственной пенсии по случаю потери кормильца по нормам ст.8 и ст.15 Федерального закона от "Дата" №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в Уйском районе Челябинской области назначить Колбановой Татьяне Юрьевне государственную пенсию по случаю потери кормильца вследствие военной травмы по нормам ст.8 и ст.15 Федерального закона от "Дата" №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и произвести ее перерасчет с "Дата".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, через Уйский районный суд.
Председательствующий: Неежлева Л.С.