о признании права собственности на жилой дом



                                                       Р Е Ш Е Н И Е

                                      Именем Российской Федерации

"Дата" года "Адрес" области

     Уйский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Неежлевой Л.С., при секретаре Ильясовой Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М й В.А. к МО "*"», Межрайонной ИФНС №5 по Челябинской области о признании права собственности на жилой дом за умершей, возникшее при ее жизни, и включении его в наследственную массу,

                                            У С Т А Н О В И Л :

        М а В.А. обратилась в суд с иском к МО "*"» о признании права собственности на квартиру № жилого дома №, расположенную по адресу: "Адрес", "Адрес" района "Адрес", за ее умершей матерью М й Л.В., возникшее при ее жизни и включении его в состав наследственной массы.

      В обоснование иска указала, что данная квартира в 1998 году ее матерью при жизни была приобретена у М а Ф.Ф., однако каких-либо правоустанавливающих документов на квартиру не оформлялось. Со времени покупки в квартире проживал ее сын М в В.Н. со своей семьей. В январе 2001 года последний съехал с квартиры и в нее вселилась ее мать. "Дата" года М а Л.В. умерла и с того времени в квартире никто не проживает. В сентябре 2010 года она начала оформлять наследство после смерти матери, но ей было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на дом. Никто никаких претензий к ней по поводу наследства не предъявляет, земельный участок под квартирой был предоставлен в 2010 году ей в собственность. Просила удовлетворить исковые требования.

       Истец М а В.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, по основаниям, указанным в иске, дополнила, пояснив суду, что кроме нее других наследников не имеется, в 1998 году приобрела данную половину дома и до самой смерти владела и пользовалась ею как своей собственной, никто не претендует на нее, претензий не предъявляет. Земельный участок под квартирой предоставлен ей в собственность для ведения личного подсобного хозяйства. Претензий третьих лиц на дом не имеется, расположение дома не нарушает интересы и границы соседних землепользователей. В настоящее время она желает вступить в наследство, оформить квартиру на себя, чтобы в дальнейшем ею распорядиться. Просила удовлетворить требования.

    Представитель истца М н В.Ф. поддержал требования своего доверителя, просил иск удовлетворить.  

    Представители МО "*"», Межрайонной ИФНС № по "Адрес", Нотариус Уйского нотариального округа в судебное заседание не прибыли, о дне рассмотрения уведомлены надлежащим образомл.д.27,29,31). С учетом мнения участников процесса суд счет возможным рассмотреть дело в их отсутствие, о чем вынес определение.    

        Выслушав истца и его представителя, допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

        Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, квартира № дома № по "Адрес" в "Адрес" района "Адрес" была приобретена матерью истицы М й Л.В. в 1998 году у  М а Ф.Ф., что подтверждается пояснениями истца в судебном заседании, показаниями свидетеля М й Э.С., подтвердившей в судебном заседании, что ее бывший муж в 1998 году продал квартиру № дома № по "Адрес" в "Адрес" района "Адрес" матери истицы –М й Л.В., которым она владела и пользовалась самой смерти, ухаживала за ним, содержала, делала ремонт, справкой и выписками из похозяйственной книги МО «"*"л.д.7-8,33), согласно которым спорной квартирой и земельным участком под ней с 1998 года владеет на праве собственности М а Л.В., задолженности по сборам и налогам на недвижимое имущество не имеется. Согласно свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака л.д.11-12 ) истица является дочерью М й Л.В. Из свидетельства о смерти видно, что мать истицы- М а Л.В.. умерла "Дата" годал.д.13).

      Учитывая, что никаких правоустанавливающих документов на дом нет, суд приходит к выводу о необходимости применения по аналогии ст.222 ГК РФ и признании указанного дома самовольной постройкой.

    Согласно п.3 ст.222 Гражданского кодекса РФ  право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном(бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, и если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо не создает угрозу их жизни и здоровью.

        Из выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участокл.д. 33), Постановления Главы администрации Уйского муниципального района № от "Дата" годал.д.9)  следует, что земельный участок под жилой квартирой № дома №, расположенной в "Адрес", "Адрес" района "Адрес", общей площадью 300 кв. м. выделен истице в собственность для ведения личного подсобного хозяйства.

     Из показаний истицы, справки МО «"*"»л.д.32) следует, что в данном доме в настоящее время никто не зарегистрирован и не проживает. В судебном заседании установлено, что оспариваемая жилая квартира не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, соответствует градостроительным и противопожарным нормам, не создает угрозу их жизни и здоровью, о чем свидетельствуют показания истца, заявления соседних землепользователейл.д.14), а также Заключением Комитета по строительству, архитектуре и ЖКХ администрации Уйского районал.д.15). Согласно сведений Федеральной регистрационной службыл.д.16,22-23) записи о регистрации прав, ограничений(обременений) на жилое помещение и земельный участок под ним, расположенные по адресу: "Адрес", "Адрес"-2/"Адрес" Челябинской области, в Едином государственном реестре прав отсутствуют. Данная жилая квартира согласно справки ОГУП «Обл. ЦТИ»л.д.36) ни за кем не зарегистрирована, имеет общую площадь-  25,1 кв.м. Сохранение постройки по вышеуказанному адресу не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

       Учитывая, что в силу ст.17 ГК РФ правоспособность матери истца-  М й Л.В.. была утрачена в связи со смертью, и самостоятельно она зарегистрировать спорную недвижимость возможности не имеет, данная жилая квартира подлежит включению в состав наследственной массы.

        Истица является дочерью М й Л.В., что подтверждается свидетельством о рождениил.д.7). В силу ст.1142 ГК РФ дети являются наследниками по закону первой очереди. При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца законны и обоснованны.

      Учитывая, что регистрация права собственности на недвижимость носит заявительный характер, а возможность этого по причине смерти правообладателя утрачена, однако в силу ст.1154 ГК РФ не утрачено право наследников наследовать имущество после смерти М й Л.В., суд считает, что требования истца о включении имущества в состав наследственной массы также правомерно. Согласно информации нотариусал.д.24) после смерти М й Л.В. с заявлением о принятии наследства "Дата" года и  "Дата" года обратилась М а В.А., было заведено наследственное дело №"Дата" год, других заявлений о принятии наследства не поступало.

       Инвентаризационная стоимость жилой квартиры в ценах 2010 года согласно справки ОГУП ОБЛ. ЦТИ(л.д.36 ) составляет 59871 рублей.

     На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд                     

                                                 Р Е Ш И Л :

     Признать за М й Л.В., умершей "Дата" года, право собственности на жилую квартиру №(два) дома №(два), общей площадью 25,1(двадцать пять целых одна десятая) квадратных метра, находящуюся по адресу: "Адрес", "Адрес" района "Адрес", возникшее при ее жизни и включить данную жилую квартиру в состав наследственной массы, оставшейся после смерти М й Л.В.

           Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения через Уйский районный суд.

        Председательствующий:                                            Неежлева Л.С.