Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

с. Уинское                                                                                          05 марта 2011 г.

Судья Уинского районного суда Пермского края Братчикова Н.А.,

с участием государственного обвинителя Третьяковича Д.В.,

подсудимых Дергачева А.И., Паластрова Е.В.,

защитников Горшковой З.А., Исаевой Л.А.,

потерпевшего ФИО6

при секретаре Кислицыной Л.П.,

рассмотрев материалы уголовно-апелляционного дела в отношении

Дергачева Андрея Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего в <адрес> <адрес>, гражданина РФ, имеющего <данные изъяты> образование, <данные изъяты> малолетних детей на иждивении нет, <данные изъяты> ранее судимого Уинским районным судом : ДД.ММ.ГГГГ по п. «а» ч.2 ст. 166 УК РФ к 03 годам лишения свободы, условно с испытательным «роком 2 года; ДД.ММ.ГГГГ по п. «а,б» ч.2 ст. 166 УК РФ, с применением ч.1 ст.70 УК РФ к наказанию по данному приговору, частично присоединено наказание по приговору от ДД.ММ.ГГГГ, окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года 1 месяц.;ДД.ММ.ГГГГ по п. «а» ч.2 ст.166 УК РФ, чЛ ст.166 УК РФ и ч.1 ст.158 УК РФ к 3годам л./св., с прим. ст.70 УК РФ к наказанию назначенному по данному приговору суда, частично присоединено наказание по приговору Уинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Освобожден по отбытию срока ДД.ММ.ГГГГ, осужденного мировым судьей судебного участка № <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст. 139 УК РФ,

Паластрова Евгения Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего там же по <адрес>, граж-
данина РФ, имеющего <данные изъяты> образование, <данные изъяты> не работающего, ранее судимого, мировым судьей судебного участка № <адрес> ДД.ММ.ГГГГ прекращено уголовное преследование по ч.1 ст. 139 УК РФ,

установил:

Паластров Е.В. и Дергачев А.И. обвиняются в том, что ДД.ММ.ГГГГ около часов после совместного распития спиртных напитков подошли к дому, занимаемому ФИО6, расположенному по адресу: <адрес>, село <адрес> <адрес>, входная дверь которого была закрыта на навесной замок.

Затем, Паластров Е.В. и Дергачев А.И., действуя согласованно, имея умысел на незаконное проникновение, осознавая, что хозяина нет дома, применяя физическую силу с помощью металлического прута открыли входную дверь дома, сломав при этом запорное устройство, и не получив разрешения войти, продолжая осуществлять свой преступный умысел, направленный на незаконное проникновение в дом ФИО6, оба вошли в дом, где распивали спиртное в течение часа, после чего покинули жилище.

Органами предварительного расследования действия Паластрова Е.В. и Дергачева А.И. квалифицированы по ч.1 ст.139 УК РФ, как незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица.

Постановлением мирового судьи в отношении Паластрова Евгения ФИО12 прекращено уголовное преследование по ч.1 ст. 139 УК РФ, в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения, на основании п.1 ч.1 ст. 27 УПК РФ, за непричастностью к совершению преступления.

Приговором мирового судьи судебного участка <адрес> муниципального района <адрес> Дергачев Андрей Иванович признан виновным в совершении преступления, предусмотренного 1 ст. 139 УК РФ и ему назначено наказание в виде исправительных работ сроком на 10 (десять) месяцев с удержанием заработка в доход государства, в местах определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание в виде исправительных работ.

Приговор мирового судьи в отношении Дергачева А.И. изменен приговором Уинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в части назначения наказания. Наказание Дергачеву А.И. назначено в виде исправительных работ сроком на 08 месяцев с удержанием из заработка в доход государства в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание.

     Потерпевший ФИО6 в своей жалобе выражает несогласие с постановлением мирового судьи о прекращении уголовного преследования в отношении Паластрова Е.В., указывая следующее: Постановлением мирового судьи судебного участка Уинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ уголовное преследование в отношении Паластрова Е.В. по ст.139 ч.1 УК РФ прекращено на основании п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ за непричастностью к совершению преступления в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения. Он в судебном заседании оставил этот вопрос на усмотрение суда, надеясь на справедливое решение, т.к. не имеет юридического опыта, но судья принял решение, с которым он полностью не согласен. Полагает, что данное постановление суда вынесено незаконно, необоснованно и подлежит отмене, т.к. при его вынесении допущено нарушение уголовно-процессуального закона и несоответствие фактическим обстоятельствам уголовного дела. Прежде всего, в судебном заседании достоверно установлено, что после того, как Дергачев А.И. сломал замок на дверях его дома, в дом зашли Паластров Е.В., ФИО7, ФИО8 При этом в дом они зашли в его отсутствие, никто их туда не приглашал, они осознавали, что незаконно проникли. Однако этот факт по непонятным причинам не получил никакой оценки со стороны мирового судьи и государственного обвинителя. В отношении ФИО7, ФИО8 по факту незаконного проникновения в мой дом вообще не принято никакого решения.

В то же время п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.04.1996 года № 1 предписано, что при постановлении приговора должны получить оценку все рассмотренные в судебном заседании доказательства, как подтверждающие выводы суда по вопросам, разрешаемым при постановлении приговора, так и противоречащие этим выводам. Суд в соответствии с требованиями закона должен указать в приговоре, почему одни доказательства признаны им достоверными, а другие отвергнуты. По делу в отношении нескольких подсудимых или по делу, по которому подсудимый обвиняется в совершении нескольких преступлений, приговор должен содержать анализ доказательств в отношении каждого подсудимого и по каждому обвинению. Ссылаясь в приговоре на показания допрошенных по делу лиц, заключение эксперта, протоколы следственных и судебных действий и иные документы, подтверждающие, по мнению суда, те или иные фактические обстоятельства, необходимо раскрыть их содержание. Например, не только перечислить фамилии потерпевших, свидетелей, но и изложить существо их показаний. В данном случае мировым судьей этого выполнено не было, приговор не отражает установленных судом доказательств в полном объеме. Далее п.6 указанного Постановления пленума Верховного Суда РФ содержит, что в соответствии со ст. 73 УПК РФ при производстве по уголовному делу в суде подлежат доказыванию, в частности, событие преступления, виновность подсудимого в совершении преступления, форма его вины и мотивы преступления. С учетом этих требований и в силу ст. 307 УПК РФ описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора должна содержать описание преступного деяния, признанного доказанным судом, с указанием места, времени, способа его совершения, формы вины, мотивов, целей и последствий преступления. Если преступление совершено группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в приговоре должно быть четко указано, какие конкретно преступные действия совершены каждым из соучастников преступления. В приговоре необходимо привести всесторонний анализ доказательств, на которых суд основал выводы, при этом должны получить оценку все доказательства, как уличающие, так и оправдывающие подсудимого. В случаях, когда в деле имеется несколько заключений экспертов, содержащих различные выводы по одним и тем же вопросам, суду следует дать в приговоре оценку каждому из них в совокупности с другими доказательствами по делу и привести мотивы, по которым он согласился с одним из заключений и отверг другие.

В описательно-мотивировочной части приговора должно быть также отражено отношение подсудимого к предъявленному обвинению и дана оценка доводам, приведенным им в свою защиту. В случае изменения подсудимым показаний, данных им при производстве дознания или предварительного следствия, суд обязан тщательно проверить те и другие его показания, выяснить причины изменения показаний и дать им оценку в совокупности с иными собранными по делу доказательствами. Однако указанное требование судьей также не выполнено, ни оспариваемый приговор, ни постановление ничего подобного не содержат. В данном случае наоборот добыты бесспорные доказательства, что Паластров Е.В. и другие лица незаконно проникли в его дом, распивали там спиртное, навели беспорядок, и не понесли, кроме Дергачева А.И., никого наказания. В связи с изложенным, просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> о прекращении уголовного преследования в отношении Паластрова Евгения Васильевича от ДД.ММ.ГГГГ, отменить приговор мирового судьи судебного участка № <адрес> в отношении Дергачева Андрея Ивановича от ДД.ММ.ГГГГ и вынести обвинительный приговор в отношении Дергачева А.И., Паластрова Е.В. по ст. 139 ч.1 УК РФ.

На своей жалобе ФИО6 настаивал в суде по изложенным в ней доводам.

Подсудимый Паластров Е.В. с доводами жалобы не согласен, постановление и приговор мирового судьи считает законным и обоснованными настаивает на показаниях, данных мировому судье.

Подсудимый Дергачев А.И. с доводами жалобы не согласен, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ примерно около 17 часов он, Паластров, ФИО13 и ФИО14 пошли с ФИО15 к нему домой за деньгами. По дороге он решил зайти к ФИО19 Вместе с ним был ФИО7. На дверях дома ФИО16 висел навесной замок. Он с ФИО17     выдернули пробой с помощью железного прута, зашли в дом ФИО6 Паластров и ФИО20 подошли позднее. С собой у них была бутылка газировки и неполная бутылка водки. В доме ФИО18 они находились около часа, допили водку и ушли.

Защитники Горшкова З.А., Исаева Л.А. с доводами жалобы не согласны, считают обжалуемый приговор мотивированным, законным и обоснованным.

Прокурор с доводами жалобы не согласен, считает постановление и приговор законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется, указывает, что в уголовном деле имеется справка от психиатра-нарколога о том, что Дергачев А.И. на учете у данного специалиста не состоит. Ранее по приговорам Уинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Дергачев А.И. уже привлекался к уголовной ответственности, что не давало оснований предполагать наличие у него психического расстройства. В ходе судебного следствия по ходатайству адвоката была назначена судебно-психиатрическая экспертиза, в результате которой у Дергачева А.И. обнаружена <данные изъяты> Следовательно, на предварительном следствии было обязательно участие защитника, в соответствии с п.3 ч.1 ст.51 УПК РФ, в связи, с чем мировым судьей протокол допроса Дергачева А.И. на предварительном следствии признан недопустимым доказательством. Также оба подсудимых изменили на судебном следствии свои показания, заявив, что Паластров Е.В. не участвовал в незаконном проникновении в жилище ФИО6, а пришел туда позже с ФИО8 ФИО8 подтвердил измененные показания Паластрова Е.В. и Дергачева А.И. Измененные показания подтвердил и свидетель ФИО7, показавший, что в дом ФИО6 вошел он и Дергачев А.И., а Паластров Е.В. в дом ФИО6 с ними не заходил. При указанных обстоятельствах не имеется оснований для поддержания обвинения в отношении Паластрова Е.В. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.139 УК РФ.

Проверив материалы уголовного дела, рассмотрев доводы, указанные в апелляционной жалобе, заслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей ФИО8, ФИО7, суд не находит оснований для отмены постановления о прекращении уголовного дела.

Свидетель ФИО8 пояснил, что он не помнит события произошедшие ДД.ММ.ГГГГ, полностью подтверждает показания, данные им при рассмотрении дела мировым судьей, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ около часов он встретил Паластрова Дергачева и ФИО21 Дергачев и ФИО22 куда-то ушли, а он и Паластров остались. Через некоторое время они пошли с Паластровым в какой-то дом выпить спиртное. В этом доме уже были Дергачев и ФИО23 В чей дом заходили, он не знает. На входной двери замка не было.

Свидетель ФИО7     подтвердил показания, данные им при рассмотрении дела мировым судьей, пояснив, что он не изменит свои показания, в том числе в связи с проверкой в отношении него по факту незаконного проникновения в жилой дом ФИО24. Действительно, в дом ФИО25 вошли, взломав запорное устройство, он и Дергачев. Паластров с ними в дом не заходил.

    Из показаний свидетеля ФИО11 следует, что ДД.ММ.ГГГГ со слов ФИО6 она узнала о том, что ДД.ММ.ГГГГ кто-то проник к нему в дом и распивал там спиртное.

     Из протокола принятия устного заявления ФИО6 следует, что ДД.ММ.ГГГГ в период с часов в его дом, взломав запорное устройство, незаконно проникли, за что он желает привлечь этих лиц к уголовной ответственности ( л.д. 9)

     Из протокола осмотра места происшествия ( л.д. 10-11) следует, что осмотрен дом по адресу : с<адрес> <адрес>, обнаружено, что у двери в дом выдернута из косяка металлическая накладка вместе с замком. С места происшествия изъят металлический прут.

     Согласно адресному листку, ФИО6 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>

Из постановления о приобщении к уголовному делу вещественных доказательств следует, что металлический прут, изъятый с места происшествия признан вещественным доказательством и приобщен к делу. ( л.д. 33). Из протокола осмотра вещественного доказательства, следует, что металлический прут в виде шестигранника изогнут ( л.д. 35).

     В соответствии со ст. 239 УПК РФ в случае отказа прокурора от обвинения в порядке, установленном частью седьмой статьи 246 настоящего Кодекса, судья выносит постановление о прекращении уголовного дела. Согласно ч.7 ст.246 УПК РФ, если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования.

    Данный отказ обязателен для суда и означает отказ государства от уголовного преследования данного лица и предопределяет принятие судом решения в соответствии с позицией государственного обвинителя, поскольку закон исходит из того, что уголовное судопроизводство осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон, а формулирование обвинения и его поддержание перед судом обеспечиваются обвинителем. Суд не является органом уголовного преследования, в связи с чем, мотивированный отказ государственного обвинителя от части обвинения является обязательным для суда.

Свой отказ от обвинения Паластрова Е В. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.139 УК РФ прокурор мотивировал тем, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение. В ходе судебного следствия по делу ходатайству адвоката была назначена судебно-психиатрическая экспертиза, в результате которой у Дергачева А.И. обнаружена легкая умственная отсталость. Следовательно, на предварительном следствии было обязательно участие защитника, в соответствии с п.3 ч.1 ст.51 УПК РФ, в связи с чем, мировым судьей протокол допроса Дергачева А.И. на предварительном следствии признан недопустимым доказательством. Также оба подсудимых на судебном следствии заявили, что Паластров Е.В. не участвовал в незаконном проникновении в жилище ФИО6, а пришел туда позже с ФИО8 Свидетели ФИО8 ФИО7 подтвердили данные показания, пояснив, что в дом ФИО6 вошел ФИО26 и Дергачев А.И., а Паластров Е.В. в дом ФИО6 с ними не заходил.

Поскольку государственный обвинитель отказался от обвинения в отношении Паластрова Е.В., мотивировав его, уголовное преследование в отношении Паластрова Е.В. подлежит безусловному прекращению. Доводы жалобы о вынесении обвинительного приговора в отношении Паластрова Е.В. не основаны на законе.

Нельзя согласиться с доводами жалобы о том, что приговор не отражает установленных судом доказательств в полном объеме. Судом исследованы объяснения потерпевшего ФИО6, свидетелей ФИО28 а также материалы дела - протокол осмотра места происшествия, зафиксировавший дом и дверной проем, через которое было совершено проникновение в дом, адресный листок, подтверждающий регистрацию ФИО27 по месту жительства по адресу : с. <адрес> протокол принятия устного заявления, протокол осмотра вещественного доказательства. Вопреки доводам жалобы существо показаний потерпевшего, свидетелей, содержание письменных доказательств раскрыто в приговоре. Описательно -мотивировочная часть приговора в отношении Дергачева А.И. соответствует требованиям ст. 307 УПК РФ. Приговор в полном объеме отражает установленные судом доказательства, им дана всесторонняя и надлежащая оценка. В своей жалобе потерпевший указывает, что в случае изменения подсудимым показаний, данных им при производстве дознания или предварительного следствия, суд обязан тщательно проверить те и другие его показания, выяснить причины изменения показаний и дать им оценку в совокупности с иными собранными по делу доказательствами. Указанное требование судьей также не выполнено. При этом, из протокола судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 233) следует, что показания Дергачева А.И., данные на предварительном следствии признаны недопустимым доказательством, в связи с тем, что в нарушение ст. 51 ч.1 п.3 УК РФ, подсудимый был допрошен в отсутствие адвоката. Поэтому выяснение причин изменения показаний Дергачевым А.И. не требовалось, и они не подлежали оценке в совокупности с другими доказательствами. Не подлежали оценке и показания Паластрова Е.В., поскольку в отношении него было прекращено уголовное преследование в связи с отказом прокурора от обвинения.

На основании изложенного не имеется законных оснований для отмены по доводам жалобы обжалуемого постановления, отмены приговора в отношении Дергачева А.И. и вынесения обвинительного приговора в отношении Паластрова Е.В. и Дергачева А.И.

Приговор мирового судьи в отношении Дергачева А.И. изменен приговором Уинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в части назначения наказания. Наказание Дергачеву А.И. назначено в виде исправительных работ сроком на 08 месяцев с удержанием из заработка в доход государства в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание. Приговор Уинского районного суда не

обжаловался, вступил в законную силу.

    Руководствуясь ст.367 ч.3 п.1 УПК РФ, суд

    П О С Т А Н О В И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка Уинского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении уголовного преследования в отношении Паластрова Е.В. по ст.139 ч.1 УК РФ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО6 - без удовлетворения.

Приговором Уинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Дергачев Андрей Иванович признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.139 УК РФ и ему назначено наказание в виде исправительных работ сроком на 08 месяцев с удержанием из заработка в доход государства в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 суток с подачей жалобы через Уинский районный суд.

Судья: