об обязании предоставить Коротаеву А.Н. благоустроенное жилое помещение



4

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14.02.2011 года

2-57/11

Уинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Седухиной Г.Н., с участием помощника прокурора Киселевой Т.В., при секретаре Кислицыной Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора прокуратуры Уинского района в интересах Коротаева Алексея Николаевича к администрации Уинского муниципального района Пермского края об обязании предоставить Коротаеву А.Н. благоустроенное жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Уинского района Пермского края в защиту интересов Коротаева А.Н. обратился с иском к администрации Уинского муниципального района Пермского края об обязании предоставить Коротаеву А.Н.благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В обоснование своих требований прокурор указывает, что Коротаев А.Н. является сиротой. ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ умер его отец ФИО2. Согласно постановлению главы Уинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Коротаев А.Н., являющийся несовершеннолетним, оставшийся без попечения родителей, был передан под опеку ФИО6 Согласно данному постановлению жилое помещение за Коротаевым А.Н. не закреплялось, что подтверждается выпиской из списка лиц данной категории, ответом первого заместителя главы муниципального района ЗомареваИ.Д. от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

Также согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой-(попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

ДД.ММ.ГГГГ Коротаеву А.Н. был выдан аттестат об окончании муниципального общеобразовательного учреждения « Ломовская средняя общеобразовательная школа». Данный аттестат вместе с заявлением о предоставлении жилого помещения был представлен Коротаевым А.Н. в администрацию Уинского муниципального района Пермского края.

В нарушение указанных норм законодательства жилое помещение Коротаеву А.Н. предоставлено не было.

Нарушение права Коротаева А.Н. на получение жилого помещения и не предоставление ему жилого помещения являются незаконными.

Не предоставление жилого помещения является нарушением ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Данная правовая позиция подтверждается и определением Пермского краевого суда от 05.08.2008 года № 33-4464.

В соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-П.

Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения.

При этом распределение денежных средств, предназначенных для приобретения жилья указанным категориям лиц, осуществляется Министерством социального развития Пермского края (п.5 Постановления).

В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 года № 170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы, администрация Уинского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Коротаеву А.Н. жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям с.Уинское, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

На заявленных требованиях прокурор настаивал в судебном заседании по доводам, указанным в заявлении.

Истец Коротаев А.Н. поддержал исковые требования прокурора, добавив, что он проживает с братом в <адрес> снимают квартиру. В собственности у него жилья нет. Он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении после


смерти родителей. После окончания школы обращался в администрацию района, просил предоставить ему жилье. До настоящего времени жилье ему не предоставлено.

Представитель ответчика администрации Уинского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился. О дне и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В отзыве на исковое заявление представитель Министерства социального развития Пермского края, действующая по доверенности, указала: в силу ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статус каждой из указанных категорий определен в Федеральном законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан.

Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет.

В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается.

Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ.

В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного


жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее - Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона №2621-580).

Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам.

Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Федеральные средства ожидаются во втором полугодии 2010 года.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные отзывы, письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, находит иск подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что мать Коротаева А.Н. -ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Коротаева А.Н.- ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. л.д. 11.12.

Согласно постановлению главы местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ над Коротаевым А.Н. установлена опека л.д. 13.

ДД.ММ.ГГГГ истец закончил учебное заведение, что подтверждается аттестатом об основном общем образовании, л.д. 15.

По данным Кунгурского филиала центра технической инвентаризации Пермского края на ДД.ММ.ГГГГ за Коротаевым Алексеем Николаевичем года рождения приватизированного и иного недвижимого имущества жилого назначения на праве личной собственности на территории Уинского района не зарегистрировано, л.д. 29.

Согласно сообщению Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю недвижимого имущества за Коротаевым А.Н. не зарегистрировано, л.д. 28.

Согласно сведениям, письму администрации Уинского района Коротаев А.Н. ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в категории « Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей...». л.д.7, 19-20.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям, оставшимся без попечения родителей, по окончанию их пребывания образовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ст.8 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой-(попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Поскольку установлено, что Коротаев А.Н. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 18,04.2003 как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, окончил в 2007 году учебное заведение, в соответствии с вышеуказанными нормами у Коротаева А.Н. возникло право на внеочередное получение жилого помещения.

В соответствии с Законом Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам из числа перечисленных в статье 1 настоящего Закона категорий, нуждающимся в жилых помещениях, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания.

Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей.

На основании изложенного следует обязать администрацию Уинского района предоставить Коротаеву А.Н. жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам за счет средств краевого бюджета, направленных на эти цели.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Уинского муниципального района Пермского края предоставить Коротаеву Алексею Николаевичу жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам за счет средств краевого бюджета, направленных на эти цели.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Уинский районный суд.

Судья: