РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11.03.2011 года 2-68/11 Уинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Братчиковой Н.А., с участием помощника прокурора ФИО4, при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора прокуратуры Уинского района в интересах ФИО3 к администрации Уинского муниципального района Пермского края об обязании предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Прокурор Уинского района Пермского края в защиту интересов обратился с иском к администрации Уинского муниципального района Пермского края об обязании предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение. В обоснование своих требований указывает, что согласно постановлению главы Уинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, являющийся несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, был направлен в детский дом. В соответствии с постановлением главы Уинского муниципального района от 27.02.2003 г. несовершеннолетний ФИО2 был поставлен на учет в качестве несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, нуждающегося в жилом помещении. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям, оставшимся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных или иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Также, согласно ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В 2010 году ФИО2 был выдан диплом об окончании Чернушинского механико-технологического техникума. Однако, в нарушение указанных норм законодательства, ФИО2 жилое помещение так и не было предоставлено. Нарушение права ФИО3 на получение жилого помещения и не предоставление ему жилого помещения является незаконными. Не предоставление жилого помещения является нарушением ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так как право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. В соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке,-установленном нормативным правовым актом губернатора. В настоящее время этот порядок установлен Положением о порядке распределения и использования денежных средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-П. Данное Положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на цели, с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения. При этом, распределение денежных средств, предназначенных для приобретения жилья указанным категориям лиц, осуществляется Министерством социального развития Пермского края (п. 5 Постановления). В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение гражданам должно предоставляться общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Принимая во внимание вышеуказанные нормы, администрация Уинского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить ФИО2 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. На заявленных требованиях прокурор настаивал в судебном заседании по доводам, указанным в заявлении. Истец ФИО2 поддержал уточненные требования прокурора, добавив, что его родители ФИО6 и ФИО7 решениями Уинского районного суда были лишены родительских прав. В № году он окончил ГОУ СПО «<данные изъяты>». Но после окончания училища в администрацию района с заявлением о предоставлении жилья не обращался, документ об окончании учебного заведения не предоставил, так как ему об этом никто не разъяснил. До настоящего времени собственного жилого помещения не имеет, проживает с матерью в <адрес>. Представитель ответчика администрации Уинского муниципального района Пермского края ФИО8 действующая по доверенности, иск признала и пояснила, что в соответствии с постановлением главы местного самоуправления Уинского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 поставлен на льготную очередь для получения жилья. ФИО2 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители отец- ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ решением Уинского районного суда был лишен родительских прав, мать- ФИО7 решением Уинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав. В 2010 году ФИО2 окончил ГОУ СПО «Чернушинский МТТ». Однако, ни заявление, ни документ об окончании учебного заведения ФИО6 не были предоставлены в администрацию района. В связи с этим администрация района не знала, когда возникло право у ФИО3 на внеочередное получение жилого помещения. Жилое помещение за ФИО3 не закреплялось. Он был поставлен на льготную очередь для получения жилья обоснованно. Представитель третьего лица Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление представитель Правительства Пермского края, действующий по доверенности, указал: в силу ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Таким образом, Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статус каждой из указанных категорий определен в Федеральном законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ -исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее - Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона №2621-580). Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные отзывы, письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, находит иск подлежащим удовлетворению. Судом установлено, что на основании решений Уинского районного суда отец ФИО3-ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ решением Уинского районного суда был лишен родительских прав, мать-ФИО7 решением Уинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав (л.д. 10-11,13-14). Согласно постановлению главы Уинского муниципального района № 112 от 05.04.2000 г. ФИО2 признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей, (л.д. 12,36). В 2010 году истец закончил учебное заведение, что подтверждается справкой об обучении (л.д. 18). По данным центра технической инвентаризации г. Кунгура за ФИО3 на праве личной собственности жилье не зарегистрировано (л.д. 27). Согласно сообщению Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю недвижимого имущества за ФИО3 не зарегистрировано (л.д. 25). Согласно сведениям администрации Уинского района ФИО2 27.02.2003 поставлен на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в категории « Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей...». (л.д. 7). В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям, оставшимся без попечения родителей, по окончанию их пребывания образовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Согласно ст.8 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой-(попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Поскольку установлено, что ФИО2 состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 27.02.2003 г., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, окончил в 2010 г. учебное заведение, в соответствии с вышеуказанными нормами у ФИО3 возникло право на внеочередное получение жилого помещения. В соответствии с Законом Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам из числа перечисленных в статье 1 настоящего Закона категорий, нуждающимся в жилых помещениях, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. На основании изложенного следует обязать администрацию Уинского района предоставить ФИО2 жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать администрацию Уинского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Уинский районный суд. Судья: Братчикова Н.А.