РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18.03.201 1 года 2-96/11 Уинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Седухиной Г.Н., с участием прокурора Киселевой Т.В., при секретаре Кислицыной Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора прокуратуры Уинского района в защиту интересов Анпилогова Антона Григорьевича к администрации Уинского муниципального района Пермского края об обязании предоставить Анпилогову А.Г. благоустроенное жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Прокурор Уинского района Пермского края в защиту интересов Анпилогова А.Г. обратился с иском к администрации Уинского муниципального района Пермского края об обязании предоставить Анпилогову А.Г. благоустроенное жилое помещение. В обоснование своих требований указывает, что согласно постановлению главы Уинского муниципального района № 330 от 21.09.2000 г. над Анпилоговым А.Г., являющимся несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, установлено попечительство. В соответствии с постановлением главы Уинского муниципального района от 23.07.2002 г. несовершеннолетний Анпилогов А.Г. был поставлен на учет в качестве несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, нуждающегося в жилом помещении. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям, оставшимся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных или иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Также, согласно ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В 2008 году Анпилогову А.Г. был выдан аттестат о среднем общем образовании. В 2009 году Анпилогов А.Г. отчислен из ГОУ НПО «Профессиональный лицей №» <адрес>. В нарушение указанных норм законодательства Анпилогову А.Г. жилое помещение предоставлено не было. Нарушение права Анпилогова А.Г на получение жилого помещения и не предоставление ему жилого помещения являются незаконными. Не предоставление жилого помещения является нарушением ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так как право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. В соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах но социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. В настоящее время этот порядок установлен Положением о порядке распределения и использования денежных средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-П. Данное Положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на цели, с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения. При этом распределение денежных средств, предназначенных для приобретения жилья указанным категориям лиц, осуществляется Министерством социального развития Пермского края (п. 5 Постановления). В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение гражданам должно предоставляться общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Принимая во внимание вышеуказанные нормы, администрация Уинского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Анпилогову А.Г. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. На заявленных требованиях прокурор настаивал в судебном заседании по доводам, указанным в заявлении, уточнив, что администрация Уинского района была не вправе была закреплять за Анпилоговым А.Г. жилое помещение опекуна ФИО6 Мать Анпилогова А.Г. была лишена родительских прав в 2007 году, а отец в 2009 году. В 2009 году администрация Уинского района вопрос о закреплении жилого помещения за Анпилоговым не рассматривала, чем нарушила его права. В 2008 году Анпилогову А.Г. МОУ «Судинская средняя общеобразовательная школа» был выдан аттестат о среднем общем образовании. В судебное заседание истец Анпилогов А.Г. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель ответчика администрации Уинского муниципального района Пермского края Фефилова Н.Г. действующая по доверенности, иск не признала и пояснила, что Анпилогов А.Г. был необоснованно включен в список детей-сирот на получение жилого помещения вне очереди. 21.09.2000 г. постановлением администрации Уинского района № 330 за Анпилоговым А.Г. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Вышеуказанное постановление никем оспорено не было. В настоящее время, данное жилое помещение не признано не пригодным для проживания. ФИО8 зарегистрирован в данном жилом помещении с рождения, проживал в указанном жилом помещении до 2005 года вместе с матерью ФИО12, проживает в настоящее время там же с бабушкой ФИО9 Право собственности на указанное жилое помещение за ФИО8 закрепили обоснованно, так как его опекун ФИО10, она же бабушка. Представитель третьего лица Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление представитель Правительства Пермского края, действующий по доверенности, указал: в силу ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждении, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Таким образом, Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статус каждой из указанных категорий определен в Федеральном законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной зашиты рассматриваемых категорий граждан. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ -исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край как субъект РФ в ст. 6 Закона № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и Постановлением Правительства Пермской области от 10.08.2006 № 16-п. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее - Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона №2621-580). Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные отзывы, письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, находит, что в удовлетворении исковых требований прокурору следует отказать. Судом установлено, что на основании решений Уинского районного суда родители Анпилогова А.Г. отец ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав, мать ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав (л.д. 7-8,9). Согласно постановлению главы Уинского муниципального района № 330 от 21.09.2000 г. над несовершеннолетним Анпилоговым А.Г. установлена опека, опекуном назначена бабушка ФИО10 Указанным постановлением за несовершеннолетним Анпилоговым Антоном Григорьевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 10). Согласно сведениям администрации Судинского сельского поселения Уинского муниципального района Пермского края Анпилогов Антон Григорьевича зарегистрирован и проживает в <адрес>, указанное жилое помещение принадлежит ФИО10, принято ею по наследству после смерти мужа. Анпилогов А.Г. зарегистрирован по данному адресу с рождения. Мать Анпилогова А.Г. ФИО12 в жилом помещении по <адрес> была зарегистрирована до 2005 года. (л.д. 45,56). По данным Федеральной службы государственной регистрации жилой дом по <адрес> <адрес> муниципального района зарегистрирован на праве собственности за ФИО9 /л.д.55/. Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди при условии отсутствия закрепленного жилого помещения за лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Если жилое помещение становится непригодным для проживания либо жилищные условия становятся неудовлетворительными, либо не лишено возможности обратиться с вопросом о предоставлении жилья по иным основаниям, несвязанным с реализацией мер по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. В соответствии с Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170 «Об утверждении Правил учета детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, нуждающихся в жилом помещении» обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения (п.З). Поскольку установлено, что за Анпилоговым А.Г. постановлением администрации Уинского района Пермской области № 330 от 21.09.2000 г. закреплено жилое помещение, он не имеет права на обеспечение жилой площадью по категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей...». На основании изложенного в исковых требованиях прокурора в защиту интересов Анпилогова Антона Григорьевича к администрации Уинского муниципального района Пермского края об обязании предоставления Анпилогову Антону Григорьевичу благоустроенного жилого помещения следует отказать. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В исковых требованиях прокурора в защиту интересов Анпилогова Антона Григорьевича к администрации Уинского муниципального района Пермского края об обязании за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Анпилогову Антону Григорьевичу благоустроенное жилое помещения общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным техническим требованиям, отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Уинский районный суд. Судья: