Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15.04.2011 года 2-129/11 Уинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Братчиковой Н.А., с участием помощника прокурора Бартова И.В., при секретаре Кислицыной Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора прокуратуры Уинского района в интересах Калачевой Анны Сергеевны к администрации Уинского муниципального района Пермского края об обязании предоставить Калачевой А.С. благоустроенное жилое помещение, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Уинского района Пермского края в защиту интересов обратился с иском к администрации Уинского муниципального района Пермского края об обязании предоставить Калачевой А.С. благоустроенное жилое помещение. В обоснование своих требований указывает, что решением Уинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ родители Калачевой А.С. - ФИО1 и ФИО2 были лишены родительских прав. Калачева А.С. ДД.ММ.ГГГГ № была поставлена на учет в качестве несовершеннолетней, оставшейся без попечения родителей, нуждающейся в жилом помещении. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям, оставшимся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных или иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Также, согласно ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В 2008 году Калачева А.С. было выдано свидетельство об окончании <адрес> профессионального училища №. Однако, в нарушение указанных норм законодательства, Калачевой А.С. жилое помещение так и не было предоставлено. Нарушение права Калачевой А.С. на получение жилого помещения и не предоставление ей жилого помещения является незаконными. Не предоставление жилого помещения является нарушением ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так как право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. В соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке,- установленном нормативным правовым актом губернатора. В настоящее время этот порядок установлен Положением о порядке распределения и использования денежных средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-П. Данное Положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на цели, с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения. При этом, распределение денежных средств, предназначенных для приобретения жилья указанным категориям лиц, осуществляется Министерством социального развития Пермского края (п. 5 Постановления). В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение гражданам должно предоставляться общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Принимая во внимание вышеуказанные нормы, администрация Уинского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Калачевой А.С. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. На заявленных требованиях прокурор настаивал в судебном заседании по доводам, указанным в заявлении, дополнив, что администрацией района не была исполнена обязанность по предоставлению жилья ФИО1. ФИО1, пытаясь устроить свою судьбу, была вынуждена вселиться в жилое помещение, предоставленное ее матери. Она не могла остаться без места жительства. Истец Калачева А.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, имеется заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель ответчика администрации Уинского муниципального района Пермского края Фефилова Н.Г. действующая по доверенности, иск не признала и пояснила, чтоКалачева А.С. была поставлена в очередь на получение жилья в 2003г как ребенок, оставшийся без попечения родителей. После окончания учебного заведения соответствующий документ в администрацию района не представляла. Калачева А.С. с декабря 2008г зарегистрирована и проживает по адресу <адрес> края. Данное жилое помещение предоставлено матери Калачевой А.С. - ФИО1 в 2008 году по договору социального найма. Калачева А.С. имеет право пользования данным жилым помещением, поэтому свое право на получение жилья утратила. Представитель третьего лица Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление представитель Правительства Пермского края, действующий по доверенности, указал: в силу ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Таким образом, Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статус каждой из указанных категорий определен в Федеральном законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее - Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона №2621-580). Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные отзывы, письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, находит иск подлежащим удовлетворению. Судом установлено, что на основании решения Уинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ родители Калачевой А.С.- ФИО1 и ФИО2 лишены родительских прав (л.д. 14). Согласно сведениям администрации Уинского района Калачева А.С. ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в категории « Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей…». ( л.д. 11). ДД.ММ.ГГГГ истец окончила ГОУ НПО ПУ №, что подтверждается свидетельством (л.д.46). По данным центра технической инвентаризации <адрес> за Калачевой А.С. на праве личной собственности жилье не зарегистрировано (л.д. 18). Согласно сообщению Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю недвижимого имущества за Калачевой А.С. не зарегистрировано (л.д. 13). ДД.ММ.ГГГГ администрацией Аспинского сельского поселения заключен договор социального найма с ФИО1 на жилое помещение по адресу : <адрес>., совместно с нанимателем вселены члены семьи, в т.ч. Калачева А.С., по данному адресу Калачева А.С. зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ( л.д.7,35) В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям, оставшимся без попечения родителей, по окончанию их пребывания образовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Согласно ст.8 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой-(попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Поскольку установлено, что Калачева А.С. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, сведений о том, что за ней было закреплено жилое помещение суду не представлено, окончила в июне 2008 г. учебное заведение, в соответствии с вышеуказанными нормами у Калачевой А.С. возникло право на внеочередное получение жилого помещения. С учета в установленном законом порядке Калачева А.С. снята не была. В соответствии с Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170 "Об утверждении Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении снятие детей-сирот с учета осуществляется по решению органа местного самоуправления с согласия органа опеки и попечительства в случаях: усыновления детей-сирот в установленном законом порядке; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах несоответствующих действительности сведений о нуждаемости в предоставлении жилья, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; в случае смерти лица, состоящего на учете. То обстоятельство, что ФИО1 в настоящее время имеет право пользования жилым помещением по адресу : <адрес>2, не должно влиять на возникшее у нее в соответствии с законом право на внеочередное получение жилья. Учебное заведение ФИО1 окончила в июне 2008г, сразу по его окончанию у истицы возникло право на получение жилья вне очереди, однако администрацией района обязанность по предоставлению жилья Калачевой А.С. исполнена не была. В связи с этим позднее ФИО1 зарегистрировалась и вселилась в жилое помещение по адресу : <адрес> предоставленное по договору социального найма ее матери, так как любой гражданин должен иметь место жительства. В соответствии с Законом Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам из числа перечисленных в статье 1 настоящего Закона категорий, нуждающимся в жилых помещениях, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. На основании изложенного следует обязать администрацию Уинского района предоставить Калачевой А.С. жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Уинского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Калачевой Анне Сергеевне благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Уинский районный суд. Судья : Братчикова Н.А.