об обязании предоставить Скакову Э.Ф. благоустроенное жилое помещение



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25.05.2011 года

2-198/11

Уинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Седухиной Г.Н.,

с участием помощника прокурора Киселевой Т.В.,

при секретаре Кислицыной Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Уинского района в интересах Скакова Эльвина Фанилевича к администрации Уинского муниципального района Пермского края об обязании предоставить Скакову Э.Ф. благоустроенное жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Уинского района Пермского края в защиту интересов Скакова Эльвина Фанилевича обратился с иском к администрации Уинского муниципального района Пермского края об обязании предоставить Скакову Э.Ф. благоустроенное жилое помещение. В обоснование своих требований указывает, что Скаков Э.Ф. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ решением Уинского районного суда лишена родительских прав, отец записан со слов матери.

На основании Постановления главы местного самоуправления Уинского района Пермской области от 12.09.2007г. № 552 над несовершеннолетним установлено попечительство. ДД.ММ.ГГГГ Скаков Э.Ф. поставлен на льготную очередь для получения жилья по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям, оставшимся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных или иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Скаков Э.Ф. в 2006 году окончил <адрес> общеобразовательную школу. Однако, в нарушение требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, жилое помещение Скакову Э.Ф. предоставлено не было, чем было нарушено его право на получение жилого помещения вне очереди. Данное право не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Данная правовая позиция сформирована в определении Пермского краевого суда № 33-4464 от 05.08.2008 г.

В соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке,- установленном нормативным правовым актом губернатора.

В настоящее время этот порядок установлен Положением о порядке распределения и использования денежных средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-П.

Данное Положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на цели, с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения.

В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение гражданам должно предоставляться общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Исходя из изложенного, администрация Уинского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Скакову Э.Ф. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

На заявленных требованиях прокурор настаивал и в судебном заседании по доводам, указанным в заявлении.

Истец Скаков Э.Ф. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика, администрации Уинского муниципального района Пермского края, Фефилова Н.Г., исковые требования поддержала, пояснила, что Скаков Э.Ф. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2006 году окончил Ломовскую общеобразовательную школу. Благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям Скакову Э.Ф. не было предоставлено из-за отсутствия финансирования.

Представитель третьего лица, Правительства Пермского края, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в отзыве на исковое заявление указал: в силу ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет.

В силу ст.ст. 5, 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается.

Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ.

В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее - Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580).

Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам.

Согласно Постановлению Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета.

Обязательным условием предоставления Скакову Э.Ф. жилого помещения является отсутствие закрепленного за ним жилого помещения.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные отзывы, письменные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ родился Скаков Э.Ф., матерью которого согласно свидетельству о рождении является ФИО2, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. л.д. 8, 10.

Решением Уинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишена в отношении Скакова Э.Ф. родительских прав. л.д. 11.

Постановлением главы Уинского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ над Скаковым Э.Ф. установлено попечительство. л.д. 12.

ДД.ММ.ГГГГ Скаков Э.Ф. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в льготную категорию «Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей…». л.д. 13 - 17, 18, 21.

Скаков Э.Ф. получил основное общее образование, что подтверждается аттестатом от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 19.

Согласно закону обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения.

Из постановления главы Уинского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение за Скаковым Э.Ф. не закреплялось. л.д. 12, 13.

По данным Кунгурского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» за Скаковым Э.Ф. приватизированного и иного недвижимого имущества жилого назначения на праве личной собственности на территории Уинского района не зарегистрировано. л.д. 23.

Согласно уведомлению Управления Росреестра по Пермскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах Скакова Э.Ф. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества отсутствует. л.д. 22.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости обязать администрацию Уинского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края предоставить Скакову Э.Ф. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Уинского муниципального района Пермского края предоставить Скакову Эльвину Фанилевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за счет средств бюджета Пермского края благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Уинский районный суд Пермского края.

                       Судья: