РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 05.10.2011 года 2-369/2011 Уинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Седухиной Г.Н., с участием прокурора Киселевой Т.В., при секретаре Кислицыной Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Уинского района в защиту неопределенного круга лиц к МДОУ «Уинский детский сад», администрации района о признании незаконным бездействие по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения, обязании установить контрольно-пропускной режим при входе в здание учреждения, установить кнопку тревожной сигнализации с выходом на пульт полиции, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Уинского района обратился в районный суд с указанным выше иском в защиту неопределенного круга лиц, указав, что прокуратурой Уинского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасных условиях воспитания и обучения в МДОУ «Уинский детский сад», в ходе которой установлено следующее. Охрана учреждения в дневное время не осуществляется, на входе в здание контрольно-пропускной пункт отсутствует. За входящими в дошкольное учреждение посетителями контроль осуществляется воспитателями. Ставка вахтера либо охранника не предусмотрена штатным расписанием учреждения. Также в учреждении отсутствует кнопка экстренного вызова полиции. В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка. В соответствии с ч. 2 ст. 32 ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств. Согласно ч. 3 ст. 32 образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "О противодействии терроризму" под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). В соответствии с ч. 3 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. Аналогичные положения заложены п. 6.1 Устава Уинского муниципального района. В соответствии с п. 1.5 Приказа Департамента образования администрации Пермской области от 22.06.2006 N 90 «О комплексной защищенности учреждений образования от проявлений террористических угроз» на органы управления образованием городских округов и муниципальных районов возложена обязанность при организации технологической цепочки обеспечения безопасности подведомственных образовательных учреждений руководствоваться принципами организации защищенности учреждений техническими средствами защиты, к которым отнесены: ограждение по всему периметру учреждения, система экстренной связи, охранно-пожарная сигнализация, контрольно-пропускной пункт. Согласно п. 1.7 указанного выше Приказа Департамента образования администрации Пермской области на органы управления образованием возложена обязанность разработать и осуществить реализацию планов мероприятий на ближайшую и среднесрочную перспективу по обеспечению комплексной безопасности личности, имущества и объектов учреждений образования. Постановлением главы Уинского муниципального района от 12 октября 2007 года № 599 (в ред. постановления главы Уинского муниципального района от 19.07.2009г. № 359) утверждено Положение об антитеррористической комиссии Уинского муниципального района, утвержден план мероприятий по противодействию терроризму, защите населения и усилению общественной безопасности на территории Уинского муниципального района. Пунктом 3.5 данного плана на руководителей организаций, учреждений и предприятий возложена обязанность по организации жесткого пропускного режима на объектах жизнеобеспечения в учреждениях культуры, образования и здравоохранения. Согласно п. 1.4 Устава МДОУ «Чайкинский детский сад» учредителем учреждения является администрация Уинского района. Несмотря на вышеперечисленные требования законодательства и наличие в Уинском районе с 2007 года постоянно действующего плана мероприятий по противодействию терроризму, защите населения и усилению общественной безопасности, в ходе проверки установлено, что безопасность воспитанников и работников МДОУ «Чайкинский детский сад» от проявленийтерроризма и иных преступных посягательств до настоящего времени не обеспечена, что является недопустимым в условиях существующей реальности, при которой основными тенденциями являются увеличение количества террористических актов и пострадавших от них лиц, расширение географии терроризма. При таких условиях основой обеспечения надежной защиты образовательного учреждения от преступных посягательств и терроризма является надлежащая инженерно-техническая укрепленность в сочетании с оборудованием системой тревожной сигнализации, усилении контрольно-пропускного режима в здание, наличие в штате должностей охранника либо вахтера. На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, когда нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает иск в интересах пострадавших. В данном случае прокурор выступает в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, которые в силу возраста не могут отстаивать свои интересы самостоятельно, а от непринятия должных мер по безопасности может зависеть их жизнь и здоровье. Количество лиц, права которых могут быть нарушены, не является постоянным и в силу различных причин меняется (ежегодно проходит новый набор воспитанников, в течение года по заявлениям родителей ряд детей отчисляется, на освободившиеся места принимаются новые дети, в связи с чем конкретные лица не могут быть определены). В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просит исключить из заявленных требований внесение изменений в штатное расписание, в котором предусмотреть ставку вахтера в дневное время. Представитель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Чайкинский детский сад» исковые требования прокурора признала частично, не признала исковые требования о признании бездействия МДОУ «Чайкинский детский сад» по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения воспитанников, считает, что в МДОУ «Чайкинский детский сад» проводится определенная работа по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения воспитанников. Имеется паспорт антитеррористической защищенности объекта МДОУ «Чайкинский детский сад», согласно которому разработаны мероприятия по усилению противодиверсионной защиты и снижению уязвимости объекта, а также долгосрочные мероприятия, требующие длительного времени и значительных финансовых затрат: установка видеонаблюдения, современных систем инженерно-технических средств охраны, металлических дверей, кнопки экстренного вызова полиции. Согласно должностных инструкций воспитатели и помощника воспитателя они несут ответственность за сохранность жизни и здоровья каждого ребенка группы. Но фактически охрана учреждения в дневное время не осуществляется, на входе в здание контрольно-пропускной пункт отсутствует, кнопка экстренного вызова полиции также отсутствует. Представитель администрации Уинского района Пермского края исковые требования прокурора признала частично, не признала исковые требования о признании бездействия администрации района по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения воспитанников детского сада. Администрацией района проводится работа по антитеррористической направленности. 12.10.2007 года постановлением главы муниципального района утверждено Положение об антитеррористической комиссии района и ее составе, утвержден план мероприятий по противодействию терроризму, защите населения и усилению общественной безопасности на территории Уинского муниципального района. Проведено 4 заседания антитеррористической комиссии. В МДОУ «Чайкинский детский сад» не установлен контрольно-пропускной режим при входе в здание учреждения, кнопка тревожной сигнализации с выходом на пульт полиции также отсутствует. Считает, что вместо ставки вахтера в здание детского сада целесообразнее установить домофон. Представитель Управления учреждениями образования исковые требования прокурора признала частично, не признала исковые требования о признании бездействия по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения муниципального дошкольного образовательного учреждения «Чайкинский детский сад». Пояснила, что Управлением учреждениями образования проводится определенная работа по антитеррористической защищенности объектов детских садов и школ района. Разрабатываются мероприятия по противодействию терроризму. В настоящее время управлением подготовлены заявки в администрацию района о выделении денежных средств для установки пропускных режимов при входах в здания учреждений, установления кнопок тревожной сигнализации с выходом на пульт полиции, для установки домофонов в зданиях детских садов или введения ставок вахтеров в школах. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, находит исковые требования прокурора в защиту неопределенного круга лиц законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению. Судом установлено, что в соответствии с Уставом учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения «Чайкинский детский сад» является администрация района. /л.д.6-7/. Согласно акту обследования организации охраны, технической укрепленности объекта от 10.08.2011 года, объяснению заведующей детским садом в МДОУ «Чайкинский детский сад» отсутствует тревожная кнопка с выходом на пульт полиции, отсутствует контрольно-пропускной пункт на входе в детский сад. /л.д. 9,10/. В штатном расписании МДОУ «Чайкинский детский сад» ставка вахтера не предусмотрена. /л.д.8/. Согласно паспорту антитеррористической защищенности объекта МДОУ «Чайкинский детский сад» в долгосрочных мероприятиях, требующих длительного времени и значительных финансовых затрат запланировано в том числе: установка современных систем инженерно-технических средств охраны, установка кнопки экстренного вызова полиции. /л.д. 25-30/. Постановлением главы муниципального района от 12.10.2007 года / с изменениями от 31.01.2011 года/ утверждено положение об антитеррористической комиссии и ее состава и план мероприятий по противодействию терроризму, защите населения и усилению общественной безопасности на территории Уинского района. В 2011 году проведены 3 заседания комиссии. /л.д. 31-47/. Проведенные мероприятия не подтверждают факт обеспечения безопасных условий воспитания и обучения воспитанников МДОУ «Чайкинский детский сад», администрацией района. До настоящего времени охрана детского сада в дневное время не осуществляется, при входе в здание контрольно-пропускной пункт отсутствует, не установлена кнопка тревожной сигнализации с выходом на пульт полиции. Что является недопустимым в условиях существующей реальности, при которой основными тенденциями являются увеличение количества террористических актов и пострадавших от них лиц, расширение географии терроризма. В соответствии с ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Согласно ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Статья 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относит участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и /или/ ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. Указанное положение заложено и в Уставе Уинского муниципального района. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Признать бездействие по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения МДОУ «Чайкинский детский сад» и его учредителя администрации Уинского муниципального района Пермского края незаконными. Обязать МДОУ «Чайкинский детский сад» и администрацию Уинского муниципального района Пермского края до 01 марта 2013 года выполнить мероприятия по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения, а именно: установить контрольно-пропускной режим при входе в здание учреждения, установить кнопку тревожной сигнализации с выходом на пульт полиции. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Уинский районный суд Пермского края. Судья: