о предоставлении благоустроенного жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26.08.2011 года

2-326/11

Уинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Седухиной Г.Н.,

с участием помощника прокурора Киселевой Т.В.,

при секретаре Габовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора прокуратуры Уинского района в интересах Малковой Ирины Анатольевны к администрации Уинского муниципального района Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Уинского района Пермского края в защиту интересов Малковой И.А. обратился с иском к администрации Уинского муниципального района Пермского края об обязании предоставить Малковой И.А. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В обоснование своих требований прокурор указывает, что Малкова И.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать ФИО1 решением Орджоникидзевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти. Согласно постановлению главы местного самоуправления Уинского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Малкова И.А. направлена в детский дом. Решением комиссии по жилищным вопросам администрации района от ДД.ММ.ГГГГ Малкова И.А. поставлена на учет для получения жилья в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

Также согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой-(попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В июне 2011 года Малкова И.А. окончила Государственное образовательное учреждения начального профессионального образования «Пермский техникум профессиональных технологий и дизайна», получила диплом.

В нарушение указанных норм законодательства жилое помещение Малковой И.А. предоставлено не было.

Нарушение права Малковой И.А. на получение жилого помещения и не предоставление ей жилого помещения являются незаконными.

Не предоставление жилого помещения является нарушением ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Данная правовая позиция подтверждается и определением Пермского краевого суда от 05.08.2008 года № 33-4464.

В соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-П.

Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения.

При этом распределение денежных средств, предназначенных для приобретения жилья указанным категориям лиц, осуществляется Министерством социального развития Пермского края (п.5 Постановления).

В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 года № 170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы, администрация Уинского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Малковой И.А. жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям Уинского района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

На исковых требованиях прокурор настаивал в судебном заседании по доводам, указанным в заявлении, добавив, что Малкова И.А. была поставлена на льготную очередь для получения жилья по категории «Дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» по ходатайству администрации детского дома. Сведений, что жилое помещение по <адрес> закреплено за Малковой И.А., отсутствуют. Согласно акту обследования уже в январе 2005 года указанное жилье было непригодным для проживания. О чем в деле имеется заключение о техническом состоянии жилого строения и подтвердил в судебном заседании проводивший обследование представитель «Службы заказчика» ФИО7 Если жилое помещение закреплено за несовершеннолетним, администрация детского дома должна была его содержать. При поступлении несовершеннолетней в детский дом жилое помещение по <адрес> уже было непригодно для проживания, поэтому администрация детского дома ходатайствовала перед администрацией района о постановке несовершеннолетней на льготную очередь для получения жилья.

Истец Малкова И.А. поддержала исковые требования прокурора, добавив, что в собственности у нее жилья нет, в настоящее время она проживает в жилом помещении приемной семьи. Она была поставлена в льготную очередь для получения жилья в качестве нуждающейся в жилом помещении после смерти отца и лишении родительских прав матери. В жилом помещении по <адрес> с 1996 года никто не проживает. Дом непригоден для проживания, фактически полностью разрушен. Просит предоставить ей жилое помещение. Материально она не обеспечена.

Представитель ответчика администрации Уинского муниципального района Пермского края исковые требования не признала, пояснила, что на учет ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лиц из их числа» Малкова И.А. была поставлена необоснованно. Протокол заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не сохранился. На момент лишения родительских прав матери у Малковой И.А. имелось жилое помещение по <адрес>. Согласно Федеральному закону № 159 жилье по окончании образовательного учреждения предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения. Согласно данным Центра технической инвентаризации за Малковой И.А. зарегистрировано совместно с ФИО8 доли жилого дома с хозяйственными постройками по <адрес>. Суду представлен договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ доли указанного жилого помещения Малковой И.А. и ее сестре ФИО8 Согласно гражданскому законодательству бремя содержания жилого помещения в надлежащем виде несет собственник жилья. Если жилье непригодно для проживания, Малковой И.А. должно быть предоставлено жилье по договору социального найма как нуждающейся в улучшении жилищных условий, а не по категории «Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лиц из их числа». Заключение о техническом состоянии жилого строения /дома по <адрес>/ не соответствует требованиям законодательства.     

Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В отзыве на исковое заявление представитель Министерства социального развития Пермского края, действующая по доверенности, указала: в силу ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями:

наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статус каждой из указанных категорий определен в Федеральном законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан.

Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет.

В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается.

Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ.

В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее - Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона №2621-580).

Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам.

Распоряжением Правительства Пермского края от 14.12.2010 года № 247-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, субсидий из федерального бюджета, предусмотренных в 2010 году на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Уинскому муниципальному району выделено из краевого бюджета 564,3 тысячи рублей.

Распоряжением Правительства Пермского края от 24.03.2011 года № 52-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, предусмотренных в 2011 году на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Уинскому муниципальному району выделено 2 574,8 тысяч рублей. Органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств и предоставить отчет об их использовании в установленном порядке.

Таким образом, Правительство Пермского края исполнило свои обязательства в части распределения денежных средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе перед администрацией Уинского муниципального района Пермского края в полном объеме.

Допрошенный в качестве специалиста ФИО7 пояснил: в 2005 году он работал техником по строительству и ремонту жилых строений МУ «Служба заказчика». Он обследовал и дал заключение о техническом состоянии жилого строения по <адрес>. Межведомственной комиссии по обследованию технических состояний жилых строений в то время еще не существовало. Поскольку он обследовал здание единолично, не мог дать заключение. А дал рекомендации. Фактически по его заключению от ДД.ММ.ГГГГ о техническом состоянии жилого строения по <адрес> здание было непригодно для проживания уже в тот момент, об этом бы дала заключение комиссия.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленный отзыв, письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, находит иск подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что отец Малковой И.А. - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Малковой И.А..- ФИО1 решением Орджоникидзевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав./ л.д. 14, 21-23/.

Согласно постановлению главы местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ Малкова И.А. направлена в детский дом. / л.д.24/.

По заявлению директора МОУ «Аспинский детский дом» от ДД.ММ.ГГГГ просьба Малкову Ирину Анатольевну поставить на учет как нуждающуюся в жилом помещении согласно Указу губернатора Пермской области от 22.06.2000 года №170 «О правилах учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении». /л.д.12/.

ДД.ММ.ГГГГ Малкова И.А. поставлена на учет для предоставления жилой площади в льготную очередь по категории «Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа», учетный номер 107. /л.д.11/.

ДД.ММ.ГГГГ истец закончила учебное заведение, что подтверждается дипломом о начальном профессиональном образовании. /л.д.18/.

По данным Кунгурского филиала Центра технической инвентаризации Пермского края за Малковой И.А. зарегистрировано совместно с ФИО8 доли жилого дома с хозяйственными постройками, расположенного по адресу: <адрес> - Основание: договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ. /л.д.9/.

Судинское сельское поселение сообщает, что в результате внесения изменений в адресное хозяйство <адрес> переименован в <адрес> ФИО8 на территории Судинского сельского поселения не проживает с 2002 года. /л.д.25/.

По данным администрации Судинского сельского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в собственности Малковой И.А. находится жилье по адресу: <адрес>, которое находится в аварийном состоянии. /л.д.15/.

Согласно заключению о техническом состоянии жилого дома по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оценка технического состояния дома в целом неудовлетворительная: здание требует капитального ремонта, замены кровли и обрешетки, ремонта стропильных лаг, бетонных фундаментов, смены венцов из бревен, оконных переплетов и части оконных блоков, дощатых покрытий полов и лаг, чердачных перекрытий и балок, перекладки отопительной печи, замены электропроводки и приборов. /л.д.16-17/.

Согласно сообщению Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю недвижимого имущества за Малковой И.А. не зарегистрировано. / л.д. 26/.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям, оставшимся без попечения родителей, по окончанию их пребывания образовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ст.8 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой-(попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Поскольку установлено, что Малкова И.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, окончила в 2011 году учебное заведение, в соответствии с вышеуказанными нормами у нее возникло право на внеочередное получение жилого помещения.

В соответствии с Законом Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам из числа перечисленных в статье 1 настоящего Закона категорий, нуждающимся в жилых помещениях, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания.

Судом установлено, что жилое помещение по <адрес> / <адрес> находится в аварийном состоянии, непригодно для проживания с 2004 года. Данных, подтверждающих, что за несовершеннолетней Малковой И.А. было закреплено жилое помещение, суду не представлено.

На основании изложенного следует обязать администрацию Уинского района предоставить Малковой И.А. жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам за счет средств краевого бюджета, направленных на эти цели.

             Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Уинского муниципального района Пермского края предоставить Малковой Ирине Анатольевне жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам за счет средств краевого бюджета, направленных на эти цели.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Уинский районный суд.

    Судья :