РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17.03.2011 года 2-120/11 Уинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Седухиной Г.Н., с участием прокурора прокуратуры района Киселевой Т.В., при секретаре Габовой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора прокуратуры Уинского района в интересах Накаряковой Олеси Владимировны к администрации Уинского муниципального района Пермского края об обязании предоставить Накаряковой О.В. благоустроенное жилое помещение УСТАНОВИЛ: Прокурор Уинского района Пермского края в защиту интересов Накаряковой О.В. обратился с иском к администрации Уинского муниципального района Пермского края об обязании предоставить Накаряковой О.В. благоустроенное жилое помещение, пояснив, что согласно постановлению главы Уинского муниципального района №421 от 20.11.2000 г. в отношении Накаряковой О.В., являющейся несовершеннолетней, оставшейся без попечения родителей, установлена опека, опекуном назначена ФИО7 В соответствии с постановлением главы Уинского муниципального района № 46 от 23.07.2002 г. Накарякова О.В. поставлена в льготную очередь на получение жилья. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям, оставшимся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных или иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Также, согласно ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством); не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В 2004 году Накарякова О.В. окончила обучение в среднем образовательном учреждении, был выдан аттестат. Однако, в нарушение указанных норм законодательства, Накаряковой О.В. жилое помещение так и не было предоставлено. Нарушение права Накаряковой О.В. на получение жилого помещения и не предоставление ей жилого помещения является незаконными. Не предоставление жилого помещения является нарушением ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так как право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. В соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке,-установленном нормативным правовым актом губернатора. В настоящее время этот порядок установлен Положением о порядке распределения и использования денежных средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года№ 16-П. Данное Положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на цели, с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения. При этом, распределение денежных средств, предназначенных для приобретения жилья указаннь категориям лиц, осуществляется Министерством социального развития Пермского края (п. Постановления). В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и Л1 из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области 22.06.2000 г. № 170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно бы благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленнь санитарным и техническим требованиям. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение граждан: должно предоставляться общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Принимая во внимание вышеуказанные нормы, администрация Уинского муниципального райо за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Накаряковой О. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее норл предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. На заявленных требованиях прокурор настаивал в судебном заседании по доводам, указанным заявлении. Истец Накарякова О.В. поддержала требования прокурора, добавив, что ее родители: оте ФИО2, умер ДД.ММ.ГГГГ, мать- ФИО3, умер ДД.ММ.ГГГГ, в отношении нее была установлена опека. В 2004 году она окончила обучение в среди-образовательном учреждении. В настоящее время она проживает в доме брата, своего жилья не имеет. Представитель ответчика администрации Уинского муниципального района Пермского кр Фефилова Н.Г. действующая по доверенности, иск признала и пояснила, что в момент постанов Накаряковой О.В. на льготную очередь на получение жилья ДД.ММ.ГГГГ за Накаряковой О.В. бы закреплено жилье по адресу: <адрес> где она проживала совместно с матерью, iсегодняшний день Накарякова О.В. имеет регистрацию по адресу: <адрес> За н должно было быть закреплено право пользования данным жилым помещением. Однако, администрац Судинского сельского поселения неправомерно заключила договор социального найма жилого помещен по адресу: <адрес> с другими гражданами. В связи с чем, администрация обяза предоставить Накаряковой О.В. жилое помещение по вышеуказанному адресу, либо другое жил помещение. Представитель третьего лиц Правительства Пермского края в судебное заседание не явил-извещен надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление представитель Правительства Пермского края, действующий доверенности, указал: в силу ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальн поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 1! ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опек (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях вс видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, ли после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваю! органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ни установленных социальных норм. Таким образом, Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жил площади вне очереди одновременно с тремя условиями: наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутстЕ закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательном учреждении или учрежден социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняют наказание в виде лишения свободы. Статус каждой из указанных категорий определен в Федеральном законе № 159-ФЗ, содержат специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваем категорий граждан. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся I попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением дет обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечеЕ жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принциг организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной вла< субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) по вопросам, которые являю-предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов I самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ -исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее - Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона №2621-580). Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные отзывы, письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, находит иск подлежащим удовлетворению. Судом установлено, что родители Накаряковой О.В.: отец- ФИО2, умер ДД.ММ.ГГГГ, мать- ФИО3, умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8, 9). Согласно постановлению главы Уинского муниципального района № 421 от 20.11.2000 г. над Накаряковой О.В. установлена опека (л.д. 7). В 2004 году истец закончил учебное заведение, что подтверждается аттестатом (л.д.26). По данным центра технической инвентаризации <адрес> за Накаряковой О.В. на праве личной собственности жилье не зарегистрировано (л.д. 18). Согласно сообщению Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю недвижимого имущества за Накаряковой О.В. не зарегистрировано (л.д. 13). Согласно сведениям администрации Уинского района Накарякова О.В. ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в категории « Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей...», (л.д. 11). В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям, оставшимся без попечения родителей, по окончанию их пребывания образовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Согласно ст.8 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Поскольку установлено, что Накарякова О.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, окончила в 2004 г. учебное заведение, в соответствии с вышеуказанными нормами у Накаряковой О.В. возникло право на внеочередное получение жилого помещения. В соответствии с Законом Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам из числа перечисленных в статье 1 настоящего Закона категорий, нуждающимся в жилых помещениях, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. На основании изложенного следует обязать администрацию Уинского района предоставить Накаряковой О.В. жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать администрацию Уинского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Накаряковой Олесе Владимировне благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Уинский районный суд. Судья: