Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17.02.2011 года 2-52/11 Уинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Седухиной Г.Н., с участием помощника прокурора Бартова И.Н., при секретаре Гайнетдиновой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора прокуратуры Уинского района в интересах Москалевой Галины Васильевны к администрации Уинского муниципального района Пермского края об обязании предоставить Москалевой Г.В. благоустроенное жилое помещение, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Уинского района Пермского края в защиту интересов Москалевой Г.В. обратился с иском к администрации Уинского муниципального района Пермского края об обязании предоставить Москалевой Г.В. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В обоснование своих требований прокурор указывает, что Москалева Г.В. является сиротой. Решением Уинского районного суда Пермской области родители Москалевой Г.В. ФИО1 и ФИО2 лишены родительских прав. Москалева Г.В. была передана на попечение органов опеки и попечительства. Согласно постановлению главы Уинского муниципального района № 324 от 11.11.2005 года Москалева Г.В. была направлена в муниципальное образовательное учреждение «Аспинский детский дом». Жилое помещение за ней закреплено не было, что подтверждается выпиской из списка лиц данной категории. В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Также согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой-(попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В 2008 году Москалевой Г.В. был выдан аттестат об окончании муниципального общеобразовательного учреждения « <адрес> средняя общеобразовательная школа». Данный аттестат вместе с заявлением о предоставлении жилого помещения был представлен Москалевой Г.В. в администрацию Уинского муниципального района Пермского края. В нарушение указанных норм законодательства жилое помещение Москалевой Г.В. предоставлено не было. Нарушение права Москалевой Г.В. на получение жилого помещения и не предоставление ей жилого помещения являются незаконными. Не предоставление жилого помещения является нарушением ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Данная правовая позиция подтверждается и определением Пермского краевого суда от 05.08.2008 года № 33-4464. В соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-П. Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения. При этом распределение денежных средств, предназначенных для приобретения жилья указанным категориям лиц, осуществляется Министерством социального развития Пермского края (п.5 Постановления). В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 года № 170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Принимая во внимание вышеуказанные нормы, администрация Уинского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Москалевой Г.В. жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям Уинского района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. На заявленных требованиях прокурор настаивал в судебном заседании по доводам, указанным в заявлении. Истец Москалева Г.В. поддержала исковые требования прокурора, добавив, что в настоящее время она проживает в с. Уинское, снимает квартиру. В собственности жилья у нее нет. Она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении после лишения родителей родительских прав. После окончания школы обращалась в администрацию района, просила предоставить ей жилье. До настоящего времени жилье ей не предоставлено. Представитель ответчика администрации Уинского муниципального района Пермского края исковые требовании признала, пояснила, что 07.12.2005 года администрацией Уинского муниципального района Москалева Г.В. была поставлена в очередь для предоставления жилой площади вне очереди по категории «дети-сироты». Жилое помещение за Москалевой Г.В. закреплено не было. У Москалевой Г.В. возникло право на получение жилого помещения. При поступлении денежных средств из краевого бюджета будет решаться вопрос с предоставлением жилья Москалевой Г.В. Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление представитель Министерства социального развития Пермского края, действующая по доверенности, указала: в силу ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Таким образом, Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статус каждой из указанных категорий определен в Федеральном законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее - Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона №2621-580). Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Федеральные средства ожидаются во втором полугодии 2010 года. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные отзывы, письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, находит иск подлежащим удовлетворению. Судом установлено, что родители Москалевой Г.В. ФИО1 и ФИО2 решением Уинского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. л.д. 9. Согласно постановлению главы местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ Москалева Г.В. направлена в муниципальное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<адрес> детский дом» л.д.10, 13. Согласно протоколу заседания комиссии по жилищным вопросам администрации Уинского района от ДД.ММ.ГГГГ Москалева Г.В. поставлена на учет в льготную категорию «дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа». л.д.11-12. В 2008 году истец закончила учебное заведение, что подтверждается копией аттестата об основном общем образовании. л.д.30. По данным Кунгурского филиала центра технической инвентаризации <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ за Москалевой Галиной Васильевной, 1991 года рождения приватизированного и иного недвижимого имущества жилого назначения на праве личной собственности на территории Уинского района не зарегистрировано. л.д. 17. Согласно сообщению Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю недвижимого имущества за Москалевой Г.В. не зарегистрировано. л.д. 29. По сведениям, письму администрации Уинского района Москалева Г.В. ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в категории « Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей…». л.д.7, 18-19. В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям, оставшимся без попечения родителей, по окончанию их пребывания образовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Согласно ст.8 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой-(попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Поскольку установлено, что Москалева Г.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, окончила в 2008 году учебное заведение, в соответствии с вышеуказанными нормами у нее возникло право на внеочередное получение жилого помещения. В соответствии с Законом Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам из числа перечисленных в статье 1 настоящего Закона категорий, нуждающимся в жилых помещениях, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. На основании изложенного следует обязать администрацию Уинского района предоставить Москалевой Г.В. жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам за счет средств краевого бюджета, направленных на эти цели. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Уинского муниципального района Пермского края предоставить Москалевой Галине Васильевне жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам за счет средств краевого бюджета, направленных на эти цели. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Уинский районный суд. Судья :