о признании незаконными действий Управления учреждения спорта, молодежной политики администрации Уи



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года

2-195/2010

Уинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Седухиной Г.Н.,

при секретаре Гайнетдиновой А.М.,

с участием помощника прокурора Уинского района Бартова И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Уинского района в защиту интересов Болотовой Ольги Леонидовны к управлению учреждениями культуры, спорта и молодежной политики администрации Уинского муниципального района о признании незаконными действий по начислению заработной платы Болотовой О.Л. с включением уральского коэффициента в минимальный размер оплаты труда с Дата обезличена года, признании незаконными действий администрации Уинского муниципального района по финансированию управления учреждениями культуры, спорта и молодежной политики администрации Уинского муниципального района в размере, не позволяющем выплачивать заработную плату с начислением уральского коэффициента на размер оплаты труда, соответствующий МРОТ, об обязании администрации Уинского муниципального района перечислить управлению учреждениями культуры, спорта и молодежной политики администрации из бюджета района денежные средства, необходимые для погашения задолженности по заработной плате, взыскании с управления учреждениями культуры, спорта и молодежной политики администрации недоначисленной заработной платы за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года в сумме Номер обезличен,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Уинского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился с иском в защиту интересов Болотовой Ольги Леонидовны к Управлению учреждениями культуры, спорта и молодежной политики администрации Уинского муниципального района о признании незаконными действий по начислению заработной платы Болотовой О.Л. с включением уральского коэффициента в минимальный размер оплаты труда с Дата обезличена года, признании незаконными действий администрации Уинского муниципального района по финансированию управления учреждениями культуры, спорта и молодежной политики администрации Уинского муниципального района в размере, не позволяющем выплачивать заработную плату с начислением уральского коэффициента на размер оплаты труда, соответствующий МРОТ, об обязании администрации Уинского муниципального района перечислить управлению учреждениями культуры, спорта и молодежной политики администрации из бюджета района денежные средства, необходимые для погашения задолженности по заработной плате, взыскании с управления учреждениями культуры, спорта и молодежной политики администрации недоначисленной заработной платы за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года в сумме Номер обезличен Свои требования мотивирует тем, что в результате проведенной прокуратурой Уинского района проверки соблюдения законодательства о трудовых правах работников управления учреждениями культуры, спорта и молодежной политики администрации Уинского муниципального района было выявлено существенное нарушение трудовых прав Болотовой О.Л., которая состояла в трудовых отношениях с управлением учреждениями культуры, спорта и молодежной политики администрации Уинского муниципального района с Дата обезличена года в должности ФИО12 Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146 ТК РФ). Согласно ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 года № 403/20-155 для непроизводственных отраслей утверждены районные коэффициенты к заработной плате на территории Пермской области (Пермского края) - 1,15 (кроме Гайнского района, Коми-Пермяцкого автономного округа, Красновишерского и Чердынского районов области, где коэффициент установлен в размере 1,20). Данный нормативно-правовой акт является действующим.

В результате проверки установлено, что Болотовой О.Л. заработная плата начислялась с нарушением вышеизложенных норм, так как уральский коэффициент был включен в МРОТ, что подтверждается лицевыми счетами на работника. Управлением учреждениями культуры, спорта и молодежной политики администрации Уинского муниципального района работникам пропорционально отработанных часов начислялся размер оклада, затем на эту сумму ему начислялись все надбавки и начисления - за стаж работы, вредные условия работы, премиальные, и другие, в том числе и уральский коэффициент в размере 15%, затем, если сумма была меньше 1 МРОТ, делались доначисления до 4330 рублей (МРОТ).

Исходя из вышеуказанных норм трудового законодательства работнику следовало производить доначисление до МРОТ, а затем на данную сумму производить начисление уральского коэффициента. Иное толкование работодателем ст.ст. 133, 146, 148 ТК РФ привело к уравниванию оплаты труда работников за аналогичный труд в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых, что является социально не справедливым.

Управление учреждениями культуры, спорта и молодежной политики администрации Уинского муниципального района является бюджетным учреждением, финансовое обеспечение выполнения функций которого, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Полномочиями по составлению проекта бюджета в соответствии со ст. 171 Бюджетного кодекса РФ наделены администрации муниципальных образований. Согласно п. 2 и 4 ч. 1 ст. 41 Устава Уинского района администрация района разрабатывает проект районного бюджета. Полномочиями по принятию местного бюджета наделены в соответствии со ст. 153 Бюджетного кодекса РФ представительные органы местного самоуправления.

В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в заявлении.

Истец Болотова О.Л. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика, управления учреждениями культуры, спорта и молодежной политики администрации Уинского муниципального района, Муллахметова Ю.А., с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что в своей деятельности управление руководствуется разъяснениями Аппарата Правительства Пермского края, в частности, разъяснением по применению районного коэффициента от Дата обезличена года, в котором указывается на то, что поскольку районные коэффициенты призваны компенсировать дополнительные расходы и повышенные затраты труда, связанные с проживанием и выполнением работы в неблагоприятных климатических условиях, они относятся к выплатам компенсационного характера и включаются в состав заработной платы, из чего следует, что месячная начисленная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда не может быть ниже 4330 рублей с учетом районного коэффициента. Представитель ответчика Кичигина Г.В. дополнила, что в бюджете района денежные средства на выплату заработной платы работникам управления учреждениями культуры, спорта и молодежной политики заложены по принципу включения уральского коэффициента в минимальный размер оплаты труда, дополнительные денежные средства для выплаты заработной платы в случае начисления уральского коэффициента на минимальный размер оплаты труда в бюджете отсутствуют.

Представитель третьего лица финансового управления администрации Уинского муниципального района, Осетрова В.В. дала аналогичные показания.

Представитель третьего лица Аппарата Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Земского Собрания Уинского муниципального района, Митюков В.П., заявленные требования поддержал.

Представитель третьего лица администрации Уинского муниципального района Пермского края, Латыпова Л.С., исковые требования не поддержала, пояснив, что администрация Уинского муниципального района не утверждает бюджет района, в связи с чем не может перечислить управлению учреждениями культуры, спорта и молодежной политики администрации из бюджета района какие-либо денежные средства.

Суд, заслушав истцов, представителей ответчика, третьих лиц, изучив представленные письменные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Болотова О.Л. состояла в трудовых отношениях с управлением учреждениями культуры, спорта и молодежной политики администрации Уинского муниципального района с Дата обезличена года в должности ФИО13ФИО13 что подтверждается приказом о приеме на работу л.д. 29, 30), штатным расписанием л.д. 21), трудовой книжкой л.д. 26, 27), расчетными листами л.д. 8-12). Болотова О.Л. уволена Дата обезличена года.л.д. 32.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7), каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).

Конституционный суд Российской Федерации в своем Определении от 01.10.2009 года № 1160-О-О разъяснил следующее: «Трудовой кодекс Российской Федерации, часть третья его статьи 133, в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).

Как следствие, в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).

Приведенное правовое регулирование было изменено Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", который наряду с повышением размера минимальной оплаты труда исключил из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определение понятия минимальной оплаты труда и признал утратившей силу часть четвертую статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации в редакции названного Федерального закона величина минимального размера оплаты труда является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников (статья 130) и устанавливается федеральным законом (статья 133). Основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является, как и прежде, обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. Иными словами, правовая природа минимального размера оплаты труда и его основное назначение в механизме правового регулирования трудовых отношений не претерпели изменений.

Таким образом, в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

Одновременно была введена дополнительная гарантия: согласно статье 5 Федерального закона от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" не допускается в связи с принятием данного Федерального закона снижение тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера), установленных до 1 сентября 2007 года (дня вступления в силу указанного Федерального закона).

Тем самым при изменении правового регулирования, касающегося минимального размера оплаты труда, был предусмотрен правовой механизм, не допускающий снижения размеров оплаты труда. Иные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в частности обязанность работодателя осуществлять в повышенном размере оплату труда, производимого в особых условиях (статья 146 Трудового кодекса Российской Федерации), были сохранены в неизменном виде.

Из этого следует, что сама по себе отмена нормы части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации не предполагала снижение размера заработной платы работников и не была направлена на умаление их права на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и членов его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (абзац седьмой статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации)».

Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2009 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4 330 рублей в месяц.

Статьей 146 Трудового кодекса РФ установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.

Заработная плата конкретного работника, согласно Трудовому кодексу РФ, устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135), которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. 2 ст. 135) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда (ст. 146).

В силу международных норм и требований российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных).

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации», не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования статей 2, 22, 130, 132, 135, 146 и 148 Трудового кодекса РФ, в том числе правило об установлении работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями заработной платы в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), предусмотренными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.

Согласно представленным справкам о перерасчете заработной платы за период с января 2009 года по март 2010 года сумма недоначисленной Болотовой О.Л. заработной платы (с вычетом налога на доходы физических лиц) составила Номер обезличенл.д. 45.

В соответствии со ст. 171 Бюджетного кодекса РФ составление проекта бюджета является исключительной прерогативой местных администраций муниципальных образований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия управления учреждениями культуры, спорта и молодежной политики администрации Уинского муниципального района по начислению заработной платы Болотовой Ольге Леонидовне с включением уральского коэффициента в минимальный размер оплаты труда с Дата обезличена года.

Обязать администрацию Уинского муниципального района Пермского края перечислить управлению учреждениями культуры, спорта и молодежной политики администрации из бюджета Уинского муниципального района денежные средства в сумме Номер обезличен необходимые для погашения задолженности по заработной плате перед Болотовой Ольгой Леонидовной.

Взыскать с управления учреждениями культуры, спорта и молодежной политики администрации Уинского муниципального района в пользу Болотовой Ольги Леонидовны недоначисленную ей заработную плату за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года в сумме Номер обезличен.

Решение о взыскании заработной платы подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Уинский районный суд Пермского края.

Судья: