Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08.02.2011 года
2-41/11
Уинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Седухиной Г.Н.,
с участием помощника прокурора Бартова И.Н.,
при секретаре Кислицыной Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора прокуратуры Уинского района в интересах Фараутдинова Адика Миргазияновича к администрации Уинского муниципального района Пермского края об обязании предоставить Фараутдинову А.М. благоустроенное жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Уинского района Пермского края в защиту интересов Фараутдинова Адика Миргазияновича обратился с иском к администрации Уинского муниципального района Пермского края об обязании предоставить Фараутдинову А.М. благоустроенное жилое помещение. В обоснование своих требований указывает, что на основании решения Уинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ФИО10 была лишена родительских прав, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был лишен родительских прав в отношении Фараутдинова А.М., Фараутдинов А.М.передан в приемную семью ФИО6
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям, оставшимся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных или иных учреждениях, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
ДД.ММ.ГГГГ Фараутдинову А.М. было выдано свидетельство об окончании <данные изъяты> школы <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Фараутдинову А.М. выдано свидетельство об окончании <данные изъяты> Фараутдинову А.М. присвоена квалификация <данные изъяты>.
Однако, в нарушение требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, жилое помещение Фараутдинову А.М. предоставлено не было, чем было нарушено право Фараутдинова А.М. на получение жилого помещения вне очереди. Данное право не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий и времени принятия их на учет, что подтверждается правовой позицией, сформированной в определении Пермского краевого суда № 33-4464 от 05.08.2008 г.
В соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
В настоящее время этот порядок установлен Положением о порядке распределения и использования денежных средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-П.
Данное Положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на цели, с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения.
При этом распределение денежных средств, предназначенных для приобретения жилья указанным категориям лиц, осуществляется Министерством социального развития Пермского края (п. 5 Постановления).
В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение гражданам должно предоставляться общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы, администрация Уинского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Фараутдинову А.М. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
На заявленных требованиях прокурор настаивал в судебном заседании по доводам, указанным в заявлении, уточнив, что просит обязать администрацию Уинского муниципального района предоставить Фараутдинову А.М. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Истец Фараутдинов А.М. поддержал уточненные требования прокурора, добавив, что в настоящее время он проживает в <адрес> в приемной семье ФИО6. Зарегистрироваться пришлось временно там же, поскольку дом в деревне <адрес> по <адрес> принадлежит его отчиму, который попросил его выписаться.
Представитель ответчика администрации Уинского муниципального района Пермского края Фефилова Н.Г., действующая по доверенности, иск признала и пояснила, что 16.11.2006 г. Фараутдинов А.М. был поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении в льготной категории, жилое помещение за Фараутдиновым А.М. не закреплялось. Считает, что администрация Уинского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, обязана предоставить Фараутдинову А.М. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В отзыве на исковое заявление представитель Министерства социального развития Пермского края, действующая по доверенности, указала: в силу ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями:
наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статус каждой из указанных категорий определен в Федеральном законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан.
Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет.
В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается.
Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ.
В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п.
В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее - Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона №2621-580).
Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам.
Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета.
Согласно распоряжению Правительства Пермского края от 14.12.2010 № 247-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, субсидий из федерального бюджета, предусмотренных в 2010 году на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края поручено произвести финансирование расходов на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с настоящим распоряжением Уинскому муниципальному району выделено № тыс.рублей.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные отзывы, письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, находит иск подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что на основании решения Уинского районного суда от 29.06.2005 года, от 20.10.2005года ФИО8, ФИО1 были лишены родительских прав (л.д.9, 10); Фараутдинов А.М. был устроен в приемную семью. (л.д. 11).
17.06.2010 г. истец закончил учебное учреждение, что подтверждается свидетельством (л.д.17).
По данным центра технической инвентаризации г. Кунгура за Фараутдиновым А.М. на праве личной собственности жилье не зарегистрировано (л.д. 19).
Согласно сообщению Ординского отдела Управления Росреестра по Пермскому краю недвижимого имущества за Фараутдиновым А.М. не зарегистрировано (л.д. 20).
Согласно сведениям администрации Уинского района Фараутдинов А.М. 16.11.2006 г. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в категории « Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей…». ( л.д. 21,22).
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям, оставшимся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ст.8 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
Поскольку установлено, что Фараутдинов А.М. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 16.11.2006 г. как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, окончил в 2010 г. учебное заведение, в соответствии с вышеуказанными нормами у Фараутдинова А.М. возникло право на внеочередное получение жилого помещения.
В соответствии с Законом Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам из числа перечисленных в статье 1 настоящего Закона категорий, нуждающимся в жилых помещениях, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания.
На основании изложенного следует обязать администрацию Уинского района предоставить Фараутдинову А.М. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Уинского муниципального района Пермского края предоставить Фараутдинову Адику Миргазияновичу благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Уинский районный суд.
Судья : Г.Н.Седухина