Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 01.02.2011 года 2-51/11 Уинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Седухиной Г.Н., с участием помощника прокурора Бартова И.Н., при секретаре Кислицыной Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора прокуратуры Уинского района в интересах Киряковой Татьяны Викторовны к администрации Уинского муниципального района Пермского края об обязании предоставить Киряковой Т.В. благоустроенное жилое помещение, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Уинского района Пермского края в защиту интересов Киряковой Татьяны Викторовны обратился с иском к администрации Уинского муниципального района Пермского края об обязании предоставить Киряковой Т.В. благоустроенное жилое помещение. В обоснование своих требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец Киряковой Т. В. -ФИО1. На основании решения Уинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ее мать ФИО2 была лишена в отношении Киряковои Т. В. родительских прав, Кирякова Т. В. была передана на попечение органов опеки и попечительства. Жилое помещение за Киряковои Т. В. закреплено не было. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям, оставшимся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных или иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Согласно ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Киряковой Т. В. окончено 9 классов МОУ «<адрес> общеобразовательная школа». Однако, в нарушение требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, жилое помещение Киряковой Т. В. предоставлено не было, чем было нарушено право Киряковой Т. В. на получение жилого помещения вне очереди. Данное право не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет, что подтверждается правовой позицией, сформированной в определении Пермского краевого суда № 33-4464 от 05.08.2008 г. В соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. В настоящее время этот порядок установлен Положением о порядке распределения и использования денежных средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-П. Данное Положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на цели, с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения. При этом распределение денежных средств, предназначенных для приобретения жилья указанным категориям лиц, осуществляется Министерством социального развития Пермского края (п. 5 Постановления). В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение гражданам должно предоставляться общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Принимая во внимание вышеуказанные нормы, администрация Уинского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Киряковой Т.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. На заявленных требованиях прокурор настаивал в судебном заседании по доводам, указанным в заявлении, уточнив, что просит обязать администрацию Уинского муниципального района предоставить Киряковой Т.В. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В судебное заседание истец Кирякова Т.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, имеется заявление, где просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Представитель ответчика администрации Уинского муниципального района Пермского края Фефилова Н.Г., действующая по доверенности, иск признала и пояснила, что на сегодняшний день администрация Уинского района Пермского края реально не имеет возможности предоставить Киряковой Т.В. жилое помещение. Поскольку согласно Постановлению Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п перечисление субсидий из федерального бюджета местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. В 2010 году нормой общей площади жилого помещения были установлены 33 метра квадратных, стоимость 1 квадратного метра равнялась в четвертом квартале 2010 года 17101 рубль. Уинскому району было выделено 564 300 рублей на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей. В 2010 году в Уинском районе было выдано 5 сертификатов, но только 2 человека смогли приобрести жилое помещение. В 2011 году нормой общей площади жилого помещения были установлены 14 метров квадратных, стоимость 1 квадратного метра № рубля, получается № рублей. Расчетная стоимость одного квадратного метра утверждается губернатором, данные для расчета они берут с Росреестра. Сумма за 1метр квадратный в каждом районе Пермского края установлена разная, в некоторых районах она менее 18404 рублей. До 16.06.2010 г. расчет велся из 33 метров квадратных. Списки на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей ежегодно предоставляются в Министерство социального развития Пермского края, но реально только 1/10 части из этого списка по Пермскому краю предоставляют жилые помещения. Администрация Уинского района обязана предоставить Киряковой Т.В. жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам. Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление представитель Министерства социального развития Пермского края, действующая по доверенности, указала: в силу ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Таким образом, Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статус каждой из указанных категорий определен в Федеральном законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее - Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона №2621-580). Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Согласно распоряжению Правительства Пермского края от 14.12.2010 № 247-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, субсидий из федерального бюджета, предусмотренных в 2010 году на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края поручено произвести финансирование расходов на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с настоящим распоряжением Уинскому муниципальному району выделено 564,3 тыс.рублей. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные отзывы, письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, находит иск подлежащим удовлетворению. Судом установлено, что отец ФИО9- ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать - ФИО2, на основании решения Уинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав; Кирякова Т.В. была передана на попечение органов опеки и попечительства (л.д. 10). В 2002 году истица закончила учебное заведение МОУ «<адрес> общеобразовательная школа», что подтверждается справкой (л.д.20). Согласно заключения комиссии жилое помещение по адресу: <адрес> края, где зарегистрирована и проживает Кирякова Т.В., признано непригодным для постоянного проживания (л.д. 12). По данным центра технической инвентаризации <адрес> за Киряковой Т.В. на праве личной собственности жилье не зарегистрировано (л.д. 14). Согласно сообщению Ординского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю недвижимого имущества за Киряковой Т.В. не зарегистрировано (л.д. 15). Согласно сведениям администрации Уинского района Кирякова Т.В. ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в категории « Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей…». ( л.д. 16, 17). В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям, оставшимся без попечения родителей, по окончанию их пребывания образовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Согласно ст.8 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой-(попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Поскольку установлено, что Кирякова Т.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, окончила в 2002 г. учебное заведение, в соответствии с вышеуказанными нормами у Киряковой Т.В. возникло право на внеочередное получение жилого помещения. В соответствии с Законом Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам из числа перечисленных в статье 1 настоящего Закона категорий, нуждающимся в жилых помещениях, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. На основании изложенного следует обязать администрацию Уинского района предоставить Киряковой Татьяне Викторовне благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Уинского муниципального района Пермского края предоставить Киряковой Татьяне Викторовне благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Уинский районный суд. Судья : Г.Н.Седухина