Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11.01.2011 года 2-15/11 Уинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Седухиной Г.Н., с участием помощника прокурора Бартова И.Н., при секретаре Крыловой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора прокуратуры Уинского района в интересах Лобановой Нины Владимировны к администрации Уинского муниципального района Пермского края о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Уинского района Пермского края в защиту интересов Лобановой Н.В. обратился с иском к администрации Уинского муниципального района Пермского края об обязании предоставить Лобановой Н.В. жилое помещение на территории <адрес>. В обоснование своих требований указывает, что согласно постановлению главы Уинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ Красносельских Н.В. (Лобанова Н.В.), являющаяся несовершеннолетней, оставшейся без попечения родителей, была передана под попечительство ФИО6 В данном постановлении указано также, что попечителю ФИО6 рекомендовано оформить договор передачи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> (где проживала Красносельских Н.В. до смерти своей матери) в собственность несовершеннолетних. При этом, в соответствии с ч. 3 ст.2 Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Таким образом, оформление данного жилого помещения в собственность Красносельских Н.В. (Лобанова Н.В.) являлось обязанностью не только опекуна, но и органов опеки и попечительства. Однако, жилое помещение в собственность несовершеннолетних оформлено не было, в результате чего жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> пришло в непригодное для проживания состояние, что подтверждается актом обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Несовершеннолетняя Красносельских Н.В. (Лобанова Н.В.) была поставлена на учет в качестве несовершеннолетней, оставшейся без попечения родителей, нуждающейся в жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ за №, что подтверждается выпиской из списка лиц данной категории, ответом первого заместителя главы муниципального района ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям, оставшимся без попечения родителей, по окончанию их пребывания образовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Также, согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996г. дети-сироты и. дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. ДД.ММ.ГГГГ Красносельских Н.В. (Лобановой Н.В.) был выдан диплом об окончании ГОУ НПО «Профессиональное училище №». Данный диплом вместе с заявлением о предоставлении жилого помещения был представлен Красносельских Н.В. (Лобановой Н.В.) в администрацию Уинского муниципального района. Однако, в нарушение указанных норм законодательства, Красносельских Н.В. (Лобановой Н.В.) жилое помещение так и не было предоставлено. Нарушение права Красносельских Н.В. (Лобановой Н.В.) на получение жилого помещения и непредоставление ей жилого помещения являются незаконными. Непредоставление жилого помещения является нарушением ст.57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", так как право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет, что подтверждается определением Пермского краевого суда N 33-4464 от 05.08.2008г. В соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 8 ФЗ № 159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-П. Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения. При этом распределение денежных средств, предназначенных для приобретения жилья указанным категориям лиц, осуществляется Министерством социального развития Пермского края (п.5 Постановления). В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. № 170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Принимая во внимание вышеуказанные нормы, администрация Уинского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Красносельских Н.В. (Лобановой Н.В.), а также членам ее семьи, жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям с.Уинское, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. На заявленных требованиях прокурор настаивал в судебном заседании по доводам, указанным в заявлении, уточнив, что просит обязать администрацию Уинского района предоставить Лобановой Н.В. жилое помещение на территории с. Уинское Пермского края общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам с учетом членов ее семьи. Истец Лобанова Н.В. поддержала уточненные требования прокурора, добавив, что она проживает в съемном жилье в <адрес>, была зарегистрирована у родителей по адресу: <адрес>, в настоящее время дом требует капитального ремонта. В 2003 году она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в возрасте 15 лет. После окончания профессионального училища, она обращалась в администрацию района с просьбой о предоставлении жилья, однако до настоящего времени жилье ей не предоставлено. Представитель ответчика администрации Уинского муниципального района Пермского края Хасимова Ф.М., действующая по доверенности, иск признала и пояснила, что в настоящее время денежные средства из краевого бюджета на приобретение жилых помещений не поступают, строительство нового жилья не ведется, свободных жилых помещений нет. Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление представитель Министерства социального развития Пермского края, действующая по доверенности, указала: в силу ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Таким образом, Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статус каждой из указанных категорий определен в Федеральном законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее - Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона №2621-580). Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Федеральные средства ожидаются во втором полугодии 2010 года. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные отзывы, письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, находит иск подлежащим удовлетворению. Судом установлено, что мать Лобановой Н.В. - ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ, в девичестве Лобанова Н.В. носила фамилию Краносельских л.д. (9,9а) Согласно постановлению главы местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ над Лобановой Н.В. установлена опека (л.д.10). ДД.ММ.ГГГГ истица закончила учебное заведение, что подтверждается дипломом (л.д.5а) По данным центра технической инвентаризации <адрес> за Лобановой Н.В. на праве личной собственности жилье не зарегистрировано. (л.д. 6). Согласно сообщению Ординского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю недвижимого имущества за Лобановой Н.В. не зарегистрировано (л.д. 7). Согласно сведениям, письму администрации Уинского района Лобанова Н.В. ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в категории « Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей…». ( л.д.35,36) В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям, оставшимся без попечения родителей, по окончанию их пребывания образовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Согласно ст.8 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой-(попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Поскольку установлено, что Лобанова Н.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, окончила в 2006 г. учебное заведение, в соответствии с вышеуказанными нормами у Новиковой возникло право на внеочередное получение жилого помещения. В соответствии с Законом Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам из числа перечисленных в статье 1 настоящего Закона категорий, нуждающимся в жилых помещениях, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Согласно данных из паспорта, свидетельству о заключении брака ( л.д. 29 а, 30,32) семья истицы состоит из 3 человек ( муж, сын). На основании изложенного следует обязать администрацию Уинского района предоставить Лобановой Н.В. жилое помещение на территории с. Уинское Пермского края общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам с учетом членов ее семьи. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Уинского муниципального района Пермского края предоставить Лобановой Нине Владимировне жилое помещение на территории с. Уинское Пермского края общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам с учетом членов ее семьи. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Уинский районный суд. Судья : Г.Н.Седухина