решение по делу по заявлению прокурора о признании недействующими п.п.2,4,5,8 Устава МО



     <данные изъяты>

                    Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. <адрес>.                                  ДД.ММ.ГГГГ

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Шкуриной Е.В.,

с участием истца помощника прокурора <адрес> Сучковой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Нистарове Ю.В.,                       

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний <адрес> районного суда <адрес> гражданское дело по иску

прокурора <адрес> в интересах МО - <адрес> муниципальный район о признании несоответствующими действующему законодательству и не подлежащими применению п.п. 2,4,5,8 ст. 37 Устава МО - <адрес> муниципальный район,

у с т а н о в и л :

прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах МО-<адрес> муниципальный район о признании несоответствующими действующему законодательству и не подлежащими применению пункты 2,4,5,8 статьи 37 Устава МО - <адрес> муниципальный район, указав в исковом заявлении, что в ходе проверки соответствия уставов муниципальных образований <адрес> муниципального района действующему законодательству прокуратурой <адрес> установлено, что устав МО - <адрес> муниципальный район (далее по тексту - Устав) в новой редакции принят 1 июня 2006 г. решением <адрес> районной Думы , зарегистрирован ГУ Минюста РФ по ЦФО в <адрес> 16.06.2006 г. № RU625220002006001. Последние изменения в Устав были внесены 09.03.2010 г. (RU 625220002008001), 05.10.2010 г. (RU 625220002008002),16.12.2010 г. (RU 625220002008003).

Информация о регистрации Устава опубликована в районной газете <данные изъяты> 30.06.2006 г. № 48.

Пунктами 2,4,5,8 статьи 37 Устава установлены следующие гарантии главе администрации <адрес> муниципального района:

- жизнь и здоровье главы <адрес> муниципального района подлежат страхованию за счет средств местного бюджета на сумму годового денежного содержания главы <адрес> муниципального района. Страховые суммы выплачиваются в случае гибели (смерти) главы <адрес> муниципального района, либо получения им увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшее осуществление полномочий и полученных в связи с исполнением им служебных обязанностей (пункт 2 ст.37);

- главе <адрес> муниципального района предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью тридцать календарных дней. Кроме этого, независимо от выслуги лет, устанавливается дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью пятнадцать календарных дней (пункт 4 ст. 37);

- глава <адрес> муниципального района имеет право на ежемесячную доплату к пенсии при соблюдении одного из следующих условий:

- пребывания в должности не менее одного срока полномочий, установленного настоящим Уставом,

- достижения пенсионного возраста независимо от последующей трудовой деятельности,

- досрочного прекращения исполнения должностных полномочий вследствие полученной инвалидности 1 и 2 групп.

Размер ежемесячной доплаты к пенсии составляет восемьдесят процентов его месячного оклада (пункт 5 ст. 37);

- глава <адрес> муниципального района пользуется правом бесплатного проезда на территории <адрес> муниципального района на всех видах пассажирского транспорта, за исключением такси, а также получения компенсации за использование личного транспорта в служебных целях.

Прокурор <адрес> района указывает на противоречие указанных положений Устава МО - <адрес> муниципальный район федеральному и региональному законодательству, в частности Закону <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления <адрес>» № 11-ФЗ, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено предоставление выборным лицам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, ежегодного оплачиваемого отпуска, состоящего из основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 30 календарных дней и дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 15 календарных дней с сохранением денежного вознаграждения, размер которого определяется в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы; выборным лицам, осуществляющим полномочия на постоянной основе, для осуществления своей деятельности соответствующими представительными и исполнительно - распорядительными органами местного самоуправления муниципального образования предоставляется служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой, средствами связи, а также транспортное средство, в порядке и на условиях, установленных правовым актом представительного органа муниципального образования.

Статья 13 Закона определяет социальные гарантии выборных лиц: выборному лицу, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, членам его семьи гарантируется медицинское обслуживание. Выборное лицо, осуществляющее полномочия на постоянной основе, подлежит обязательному медицинскому страхованию, обязательному страхованию на случай причинения вреда здоровью и (или) имуществу, наступившему в связи с исполнением им своих полномочий, а также на случай заболевания или утраты трудоспособности, наступивших в период исполнения указанным лицом своих полномочий или после их прекращения, но в связи с их исполнением. Гарантии, установленные в части1 и части 2 ст. 13, предоставляются выборным лицам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, в порядке и на условиях, установленных для муниципальных служащих муниципальных образований <адрес>.

Статья 14 Закона предусматривает, что пенсионное обеспечение выборных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, производится в порядке и на условиях, установленных для муниципальных служащих муниципальных образований <адрес>. В случае смерти выборного лица, связанной с исполнением им своих полномочий, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации.

Статья 53 пункт 2 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ предусматривает возможность предоставления гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, права на транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсации за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в случаях и порядке, установленных соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

На основании изложенного истец указывает, что пункты 2,4,5,8 ст. 37 Устава МО - <адрес> муниципальный район не соответствуют действующему законодательству, в связи с чем подлежат приведению в соответствие с действующим законодательством.

Согласно п.9 ст. 37 Устава, льготы и гарантии, предусмотренные для главы муниципального образования, финансируются из средств местного бюджета.

Предоставление социальных гарантий главе МО, противоречащих действующему законодательству, по мнению прокурора <адрес>, может повлечь за собой существенные и необоснованные расходы бюджета в интересах одного лица, в то время как данные денежные средства могут быть направлены на финансирование вопросов местного значения муниципального образования.

На основании изложенного прокурор <адрес> просит суд признать несоответствующими действующему законодательству пункты 2,4,5,8 статьи 37 Устава Муниципального образования - <адрес> муниципальный район (в редакции от 03.12.2010 г.), утвержденного решением <адрес> Думы от 01.06.2006 г. , и не подлежащим применению с момента принятия судебного решения.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Сучкова Е.А. требования поддержала в полном объеме, изложив содержание заявления, и настаивала на их удовлетворении судом.

Представитель заинтересованного лица МО - <адрес> муниципальный район, глава администрации МО - <адрес> муниципальный район Кожин Н.А., представитель <адрес> районной Думы в судебное заседание не явились, однако от главы МО - <адрес> муниципальный район и председателя <адрес> районной Думы поступили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Гарантии осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (далее - выборные лица) на территории <адрес> определены Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 11-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления <адрес>", принятым Постановлением РОД от ДД.ММ.ГГГГ N 23-IV (далее по тексту - Закон).

Статья 1 указанного закона определяет, что гарантии осуществления полномочий выборных лиц устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом.

Пункт 3 Статьи 11 Закона, устанавливающей гарантии трудовых прав выборных лиц, предусматривает предоставление выборным лицам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, ежегодного оплачиваемого отпуска, состоящего из основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 30 календарных дней и дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 15 календарных дней, с сохранением денежного вознаграждения, размер которого определяется в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы.

Порядок предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска устанавливается правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.

Пункт 5 статьи 11 Закона предусматривает предоставление выборным лицам, осуществляющим полномочия на постоянной основе, для осуществления своей деятельности соответствующими представительными и исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления муниципального образования служебного помещения, оборудованного мебелью, оргтехникой, средствами связи, а также транспортного средства в порядке и на условиях, установленных правовым актом представительного органа муниципального образования.

Согласно п.2 ст. 53 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в случаях и порядке, установленных соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы в Российской Федерации обеспечивается посредством соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих, что определено п. 5 ст. 5 ФЗ от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ».

Статья 13 Закона <адрес> области от 15.02.2010 N 11-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления <адрес>" гласит, что выборному лицу, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, членам его семьи гарантируется медицинское обслуживание.

Выборное лицо, осуществляющее полномочия на постоянной основе, подлежит обязательному медицинскому страхованию, обязательному страхованию на случай причинения вреда здоровью и (или) имуществу, наступившего в связи с исполнением им своих полномочий, а также на случай заболевания или утраты трудоспособности, наступивших в период исполнения указанным лицом своих полномочий или после их прекращения, но в связи с их исполнением.

В соответствии со ст. 14 Закона пенсионное обеспечение выборных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, производится в порядке и на условиях, установленных для муниципальных служащих муниципальных образований <адрес>.

В случае смерти выборного лица, связанной с исполнением им своих полномочий, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п.5 п.1 ст. 23, ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.

В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Статья 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" устанавливает, что федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 6 - 9 части 1 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и выплачивается одновременно с ней.

Согласно п.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, гарантии главе администрации муниципального образования могут устанавливаться Уставом муниципального образования, но в пределах определенных иным нормативным правовым актам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, и не должны противоречить им.

В соответствии со ст. 253 ч.2 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Судом установлено, что Устав МО - <адрес> муниципальный район (далее по тексту - Устав) принят 1 июня 2006 г. решением <адрес> районной Думы , зарегистрирован ГУ Минюста РФ по ЦФО в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № RU625220002006001. Последние изменения в Устав были внесены 09.03.2010 г. (RU 625220002008001), 05.10.2010 г. (RU 625220002008002),16.12.2010 г. (RU 625220002008003).

Информация о регистрации Устава опубликована в районной газете <данные изъяты> 30.06.2006 г. № 48.

Уставом МО - <адрес> муниципальный район (статьей 37 Устава) предусмотрены следующие гарантии главе администрации муниципального района.

Пункт 2: Жизнь и здоровье главы <адрес> муниципального района подлежат страхованию за счет средств местного бюджета на сумму годового денежного содержания главы <адрес> муниципального района. Страховые суммы выплачиваются в случае гибели (смерти) главы <адрес> муниципального района, либо получения им увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшее осуществление полномочий и полученных в связи с исполнением им служебных обязанностей.

Пункт 4: Главе <адрес> муниципального района предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью тридцать календарных дней. Кроме этого, независимо от выслуги лет, устанавливается дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью пятнадцать календарных дней.

Пункт 5: Глава <адрес> муниципального района имеет право на ежемесячную доплату к пенсии при соблюдении одного из следующих условий:

- пребывания в должности не менее одного срока полномочий, установленного настоящим Уставом;

- достижения пенсионного возраста независимо от последующей трудовой деятельности;

- досрочного прекращения исполнения должностных полномочий вследствие полученной инвалидности 1 и 2 групп.

Размер ежемесячной доплаты к пенсии составляет восемьдесят процентов месячного оклада главы <адрес> муниципального района.

Пункт 8: Глава <адрес> муниципального района пользуется правом бесплатного проезда на территории <адрес> муниципального района на всех видах пассажирского транспорта, за исключением такси, а также получения компенсации за использование личного транспорта в служебных целях.

Анализ действующего законодательства по рассматриваемому вопросу позволяет суду сделать вывод о том, что установленные Уставом МО - <адрес> муниципальный район гарантии главе муниципального образования противоречат федеральному и региональному законодательству, в связи с чем положения п.п. 2,4,5,8 ст. 37 Устава МО - <адрес> муниципальный район подлежат признанию недействующими.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд считает, что названные пункты статьи 37 Устава МО - <адрес> муниципальный район подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление прокурора <адрес> удовлетворить, признать недействующими подпункты 2,4,5,8 статьи 37 Устава муниципального образования - <адрес> муниципальный район <адрес> области со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано, а прокурором внесено кассационное представление в <адрес> областной суд в течение 10 дней.

Судья <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>                                      Е.В. Шкурина