Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. *** дд.мм.гг.
Судья *** районного суда *** Васин Ю.В.,
с участием процессуального истца - прокурора *** ФИО2,
представителя ответчика администрации муниципального района - *** муниципальный район по доверенности № от дд.мм.гг. - ФИО3,
соответчика - муниципального управления культуры МО - *** муниципальный район в лице своего представителя - начальника ФИО6,
третьего лица - МУК «*** центральная библиотека» в лице своего представителя- директора ФИО7
при секретаре судебного заседания Михеевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора *** в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО - *** муниципальный район ***, отделу культуры МО-*** муниципальный район о понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор *** обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО - *** муниципальный район *** о понуждении к совершению действий, утверждая, что по результатам проверки соблюдения требований законодательства о защите прав и интересов детей с ограниченными возможностями установлено, что муниципальные библиотеки, которые находятся в ведении отдела культуры МО - *** муниципальный район, не обеспечены периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой для инвалидов, в том числе, издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Указанная литература для инвалидов, кассеты и т.п. для библиотек в 2009 году и 6 месяцев 2010 года не приобретались.
Данный факт является нарушением ст. 14 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 года, согласно которой государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля для муниципальных библиотек является расходным обязательством органа местного самоуправления.
Прокурор указывает, что отсутствие в муниципальных библиотеках специальной литературы нарушает права инвалидов на получение необходимой информации.
Настоящий иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц, так как круг лиц, посещающих МУК «*** районная библиотека» меняется, в связи с чем, определить круг лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены, не представляется возможным.
Прокурор *** просит обязать учредителя - администрацию муниципального образования - *** муниципальный район - приобрести для МУК «*** районная библиотека» литературу (книги) для детей с ограниченными возможностями здоровья, являющихся инвалидами по зрению, а также установить ответчику срок для исполнения решения суда - в течение 1 месяца.
В судебном заседании прокурор *** ФИО2 иск поддержала, изложив содержание искового заявления.
Представитель ответчика - администрации МО-*** муниципальный район - ФИО3 требования прокурора не признала, считает их не обоснованными, суду пояснила, что обязанность по организации библиотечного обслуживания населения лежит на администрации МО-*** муниципальный район, согласно Соглашению № заключенного дд.мм.гг. между МО-*** городское поселение *** муниципального района *** в лице главы *** городского поселения ФИО4 и МО-*** муниципальный район в лице главы *** муниципального района ФИО5 При этом администрация МО-*** муниципальный район выполнила свои обязательства, передав МУК «*** центральная библиотека» имущество в оперативное управление. Кроме того МУК «***
центральная библиотека» является самостоятельным юридическим лицом. Согласно Устава МУК «*** центральная библиотека» учреждение создано в целях библиотечного обслуживания населения с учетом потребностей и интересов различных социально-возрастных групп, одной из задач учреждения является обеспечение доступности библиотечных услуг и библиотечных фондов для жителей муниципального образования, формирование библиотечного фонда с учетом образовательных потребностей и культурных запасов населения. Директор МУК «*** районная библиотека» обеспечивает выполнение возложенных на него задач и ответственен за результаты деятельности учреждения. МУК «*** районная библиотека» имеет свою смету доходов и расходов и финансируется из районного бюджета в пределах средств, утвержденных *** районной Думой в составе бюджета района. В *** центральной библиотеке имеется литература для инвалидов по зрению, но за все время с момента приобретения ее никто не использовал. Препятствий для использования имеющейся литературы для слепых и слабовидящих нет. При этом необходимо учитывать, что *** район является дотационным и при хронической нехватке финансовых средств на первое место выходит такой показатель, как эффективность их использования.
Представитель соответчика - начальник отдела культуры МО-*** муниципальный район ФИО6 иск не признала, суду пояснила, что работает в указанной должности с дд.мм.гг.. До этого более 10 лет работала в *** центральной библиотеке. В библиотеке имеется литература для инвалидов по зрению. Это ... аудиокниг, ... аудиокассет. Литература для инвалидов по зрению приобреталась в дд.мм.гг. годах за счет средств федерального бюджета, предоставленных в рамках целевой программы «Комплектование фондов библиотек». За все время работы в библиотеке данная литература никогда не использовалась. Из местного бюджета средства на пополнение библиотечного фонда никогда не выделялись. ФИО6 считает, что поскольку литература для инвалидов по зрению в наличии имеется, то иск прокурора необоснован.
Представитель третьего лица - директор МУК «*** районная библиотека» ФИО7 считает, что поскольку законом «О библиотечном деле в РФ» предусмотрено право слепых и слабовидящих на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации, то иск прокурора удовлетворению подлежит. В *** центральной библиотеке имеется литература для инвалидов по зрению в виде аудиокниг и аудиокассет, но за все время с момента приобретения ими никто не пользовался. На дд.мм.гг. в смету расходов заложены средства на пополнение фонда литературы для инвалидов по зрению.
Допрошенная в качестве свидетеля главный бухгалтер отдела культуры МО-*** муниципальный район ФИО8 пояснила, что работает в указанной должности уже дд.мм.гг. В ведении отдела культуры находятся МУК «*** районная библиотека», муниципальный культурный досуговый центр и детская школа искусств. Финансовые средства по сметам распределяются отделом культуры. За все время ее работы из местного бюджета на пополнение библиотечного фонда средства никогда не выделялись. Выделяемых местным бюджетом средств хватает только на выплату заработной платы, оплату коммунальных услуг и выписку периодических изданий. Остальные направления деятельности *** центральной библиотеки финансируются по остаточному принципу, то есть, по сути, не финансируются. Пополнение библиотечного фонда происходит, только если выделяются целевые средства, либо в случае участия библиотеки в какой-либо федеральной или областной программе.
Выслушав процессуального истца, ответчика, соответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать информацию любым законным способом.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 года государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Согласно ст. 8 ФЗ РФ «О библиотечном деле» слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.
Соглашением о делегировании полномочий муниципального образования - *** городское поселение *** муниципального района по решению вопросов местного значения
поселения муниципальному образованию - *** муниципальный район № от дд.мм.гг., организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности
библиотечных фондов библиотек поселения передано в полномочия муниципальному образованию - *** муниципальный район.
Муниципальное учреждение культуры «*** центральная библиотека» *** муниципального района *** согласно Уставу создано в целях обеспечения библиотечного обслуживания населения с учетом потребностей и интересов, различных социально-возрастных групп.
В соответствии с п.п. 1.5 п.1 Устава «МУК «*** центральная библиотека» его учредителем является администрация муниципального образования - *** муниципальный район.
С учетом требований закона и положений Устава МУК «*** центральная библиотека», учреждение должно быть обеспечено периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой для населения, в том числе для инвалидов по зрению.
В то же время ни ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 года, ни ФЗ РФ «О библиотечном деле» от 29.12.1994 года № 78-ФЗ не содержат норм, устанавливающих периодичность приобретения, либо пополнения литературы для инвалидов по зрению.
В судебном заседании истцом не было представлено доказательств с какой периодичностью должна приобретаться литература для слепых и слабовидящих, а также каким образом в МУК «*** центральная библиотека» нарушаются права указанной категории лиц.
Согласно имеющейся в материалах дела справки № от дд.мм.гг., выданной МУЗ «*** центральная районная больница» на территории *** проживают ... детей в возрасте до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья по зрению.
Как видно из справки МУК «*** центральная библиотека» и подтверждено в судебном заседании в *** центральной библиотеке имеется литература для инвалидов по зрению. Это ... аудиокниг, ... аудиокассет, приобретенных в дд.мм.гг.. Препятствий для использования имеющейся литературы для слепых и слабовидящих нет.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что права инвалидов по зрению в МУК «*** центральная библиотека» не нарушаются.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что иск прокурора *** в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО - *** муниципальный район *** о понуждении к совершению действий удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска прокурора *** в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО - *** муниципальный район ***, отделу культуры МО-*** муниципальный район о понуждении к совершению действий - отказать.
Решение может быть обжаловано в *** областной суд через *** районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Ю.В.Васин