о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Югорск                                 22 ноября 2010 года

    Югорский районный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Василенко О.В., с участием:

истицы <Истец>,

представителя истцы Ф.Р.А.,

представителя ответчика Ш.С.А.,

при секретаре В.Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <Истец> к <Ответчик> о признании установленным трудового стажа в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в "КГБ", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГККП "КГБ", признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

    <Истец> обратилась в суд с иском к <Ответчик> (далее по тексту - <Ответчик>) о признании установленным трудового стажа в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в "КГБ", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГККП "КГБ", признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

    В обоснование своих требований указала, что после окончания <данные изъяты> она, как врач интерн, была принята <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ была переведена в поликлинику <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ - в <данные изъяты>, где проработала до ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ была принята <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ переведена в <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в <Ответчик> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, однако получила отказ ввиду несоответствия организационно-правовой формы организаций, в которых она работала, организационно-правовой форме, требуемой законодательством России, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии - учреждение; а также ввиду того, что приказ о переводе после прохождения интернатуры в <данные изъяты> был издан ДД.ММ.ГГГГ, тогда как фактический перевод был осуществлен с ДД.ММ.ГГГГ, то есть приказ был издан после перевода. Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (далее по тексту - Список), в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Переименование "КГБ" на ГККП "КГБ" не исключает ее из числа учреждений здравоохранения и не исключает истицу из числа работников здравоохранения. В приказе об ее переводе после прохождения интернатуры в поликлинику участковым терапевтом от ДД.ММ.ГГГГ, изданном после ее фактического перевода, допущена ошибка работников отдела кадров, которые своевременно не оформили перевод.

В судебном заседании <Истец> поддержала исковые требования по тем же основаниям, дополнив, что ответчику по его требованию ею дважды были представлены документы, подтверждающие ее непрерывную работу в сфере здравоохранения. Изменение организационно-правовой формы «"КГБ"» в силу закона не влечет за собой не включение периодов ее работы участковым терапевтом в специальный медицинский стаж. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она является работником здравоохранения, осуществляет лечебную деятельность.

Представитель истца Ф.Р.А. поддержал исковое заявление по тем же основаниям, указав, что при назначении трудовой пенсии по старости периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. В Список, утвержденный постановлением Правительства СМ РСФСР от 06.09.1991г. № 464, включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Приказ о переводе истицы в поликлинику участковым терапевтом был издан после ее фактического перевода в связи с технической ошибкой кадрового работника, однако представленными архивными справками подтверждается, что фактически перевод был осуществлен ДД.ММ.ГГГГ Стаж <Истец> в области здравоохранения является непрерывным.

    Представитель ответчика Ш.С.А. исковые требования не признала, указывая, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГККП "КГБ" не засчитан истице в стаж, поскольку Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 и Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г. закреплена единственная организационно-правовая форма, работа в которой дает право на досрочную трудовую пенсию - учреждение. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также не засчитан в специальный трудовой стаж истицы ввиду того, что приказ о переводе в <данные изъяты> был издан пять лет спустя после фактического перевода. В материалах дела отсутствуют сведения о том, какую именно должность истица занимала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Спорные периоды включены в общий трудовой стаж, однако они не зачтены в специальный медицинский стаж, поскольку <Истец> не было представлено подтверждающих документов. Кроме того, справки, уточняющие периоды работы, выданные учреждениями, расположенными на территории иностранных государств, не должны содержать ссылку на российское законодательство. Не согласна с возложением обязанности в назначении пенсии с даты обращения в <Ответчик>, поскольку такая обязанность может быть возложена на пенсионный орган с даты первоначального обращения лишь при необоснованном отказе в назначении пенсии пенсионным органом. Полагала, что в материалах дела отсутствуют правовые основания в назначении <Истец> досрочной трудовой пенсии.      

Суд, выслушав объяснения истицы <Истец>, ее представителя Ф.Р.А., представителя ответчика Ш.С.А., показания свидетелей П.Т.Н., А.Д.К., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Копией свидетельства о перемене фамилии, имени, отчества серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Отделом ЗАГС <адрес>, подтверждается перемена <Истец> фамилии на <Истец>

    Из копии трудовой книжки известно, что ДД.ММ.ГГГГ <Истец> принята <данные изъяты> в "КГБ" для прохождения интернатуры, ДД.ММ.ГГГГ переведена <данные изъяты> , ДД.ММ.ГГГГ уволена в порядке перевода по согласованию между руководителями в <данные изъяты> , а ДД.ММ.ГГГГ принята <данные изъяты> , ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию. ДД.ММ.ГГГГ принята <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ переведена в <данные изъяты>, а ДД.ММ.ГГГГ - в <данные изъяты>, где и работает до настоящего времени.

Трудовая книжка работника в соответствии со ст.66 ТК РФ является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже.

    ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с медицинской деятельностью.

    Коллегиальным решением <Ответчик> от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии <Истец> отказано в связи с отсутствием права выхода на пенсию.

В специальный (медицинский) стаж <Истец> не были включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в "КГБ", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГККП "КГБ". Однако указанные периоды работы включены в общий трудовой стаж <Истец>, что следует из объяснения представителя ответчика и коллегиального решения <Ответчик>.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина.

    В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Согласно п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах независимо от их возраста.

Из архивной справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ видно, что в документах по личному составу неполного архивного фонда "КГБ" имеется приказ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, которым <Истец> - <данные изъяты> принята <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ; приказ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, которым <Истец>, <данные изъяты> , переведена <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ

    Сведений о перерыве в работе, связанной с медицинской деятельностью, указанная справка не содержит, что соответствует также и записям в трудовой книжке истицы.

    Справкой главного врача ГККП "КГБ" от ДД.ММ.ГГГГ также подтверждается, что <Истец> действительно работала в "КГБ" с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>.

    В документах по личному составу неполного архивного фонда "КГБ" имеется приказ от ДД.ММ.ГГГГ, которым <Истец> - <данные изъяты> принята <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ; по поликлинике <адрес> имеется приказ от ДД.ММ.ГГГГ, которым <Истец> - <данные изъяты> переведена в порядке служебного перевода в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, что следует из архивной справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <Истец> работала в "КГБ" с ДД.ММ.ГГГГ (приказ о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ об увольнении с работы от ДД.ММ.ГГГГ) в должности <данные изъяты>

В коллегиальном решении <Ответчик> от ДД.ММ.ГГГГ. указано на то, что в вышеназванной справке нет сведений о занимаемой должности <Истец> в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Однако данные сведения содержатся в вышеуказанной архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ

    В судебном заседании установлено, что <Истец> фактически работала <данные изъяты> "КГБ" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Этот период ответчиком включен в общий трудовой стаж, однако он не зачтен в специальный медицинский стаж.

Установленные судом обстоятельства занятия истицей в спорный период лечебной деятельностью в должности <данные изъяты> "КГБ" ответчиком не опровергнуты.

    Таким образом, суд считает установленным трудовой стаж <Истец> в должности участкового терапевта поликлиники с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в "КГБ".

    По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Согласно п. 1 разъяснения от 17.10.2003г. № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27,28,30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003г. № 70, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

    В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999г. № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464.

Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464 «Об утверждении Списка» установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Вышеназванным Постановлением утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерация».

    В указанный Список включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. в случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Как следует из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 года № 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п.1 ст.27 и подп. 7 - 13 п.1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Положения статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 03.06.2004г. № 11-П, на специальный стаж не должны влиять наименование учреждения или принадлежность его тому или иному собственнику.

    Работа истицы <данные изъяты> в ГККП "КГБ" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается архивными справками, представленными сторонами и не оспаривается ими.

    ГККП "КГБ" является государственной организацией здравоохранения, о чем свидетельствует справка начальника <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ .

Свидетель П.Т.Н. в судебном заседании показала, что знакома с истицей с ДД.ММ.ГГГГ Когда она устроилась на работу в "КГБ", <Истец> уже работала там <данные изъяты>. После изменения названия больницы ее функции не изменились.

Свидетель А.Д.К. также подтвердила факт работы с истицей в "КГБ" с ДД.ММ.ГГГГ., <Истец> работала <данные изъяты>.

    При данных обстоятельствах суд признает трудовой стаж <Истец> в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГККП "КГБ" установленнымв соответствии с пенсионным законодательством, действующим в период работы истицы. Наименование учреждения само по себе не предопределяет различие в условиях и характере профессиональной деятельности истицы в указанной должности.

    В силу ст. 1 Соглашения стран-участников СНГ от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Указанное Соглашение подписано, в том числе, и Казахстаном, и Россией. Учитывая, что <Истец> переехала из <адрес> на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, она имеет право на назначение пенсии по нормам, предусмотренным российским законодательством.

    Поэтому довод представителя ответчика о том, что справки, уточняющие периоды работы, выданные учреждениями, расположенными на территории иностранных государств, не должны содержать ссылку на российское законодательство, несостоятелен.

    Статьей 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

    Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

    Из материалов дела усматривается, что с заявлением о назначении пенсии истица обратилась в <Ответчик> ДД.ММ.ГГГГ, а, значит, с учетом включения оспариваемых периодов в специальный стаж, у нее в это время возникло право на указанную пенсию, поэтому пенсия подлежит назначению с момента обращения.

    Довод представителя ответчика о том, что в данном случае отказ <Ответчик> в назначении пенсии не является незаконным, не может быть рассмотрен судом, поскольку такое исковое требование не было заявлено.     

    При данных обстоятельствах суд считает исковые требования <Истец> подлежащими удовлетворению.

    На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взыскание понесенных истцом расходов по оплате государственной пошлины в сумме 400 рублей.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98, 194-198 ГПК РФ, суд                                  

РЕШИЛ:

    Исковые требования <Истец> удовлетворить.

    Признать установленным трудовой стаж <Истец> в должности <данные изъяты> в "КГБ" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГККП "КГБ"

Признать за <Истец> право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с <Ответчик> в пользу <Истец> судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 400 (четыреста) рублей.

    Решение может быть обжаловано в Федеральный суд ХМАО - Югры через Югорский районный суд ХМАО - Югры в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Решение в окончательной форме принято судом 26 ноября 2010 года.

Верно.

Судья Югорского районного суда                  О.В. Василенко

Секретарь суда                     А.А. Тюрина