об истребовании имущества из чужого незаконного владения путем выселения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Югорск                           09 декабря 2010 года

    Югорский районный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Василенко О.В., с участием:

помощника Югорского межрайонного прокурора Власова А.С.,

представителя истца - ответчика Ч.Е.Н.,

ответчицы-истицы <Ответчик-истец>,

представителя ответчицы - истицы Ч.Д.Ш.,

при секретаре В.Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <Истец-ответчик>, к <Ответчик-истец> об истребовании имущества из чужого незаконного владения путем выселения, и по встречному иску <Ответчик-истец> к <Истец-ответчик>, о признании <Ответчик-истец> вставшим на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по г. Югорску в администрацию г. Югорска до ДД.ММ.ГГГГ, признании права социального найма на жилое помещение и обязании заключить договор социального найма,

УСТАНОВИЛ:

    ДД.ММ.ГГГГ <Истец-ответчик>, в лице представителя К.Д.А. обратилась в суд с иском к <Ответчик-истец> об истребовании имущества из чужого незаконного владения путем выселения.

В обоснование исковых требований указала, что в собственности муниципального образования городской округ город Югорск находится имущество - <адрес>, в которой проживает <Ответчик-истец>. Истцом разрешение на вселение ответчицы в указанное жилое помещение не предоставлялось, договоров аренды, найма с ней не заключалось. Считала, что <Ответчик-истец> владеет и пользуется спорной квартирой без надлежащего правового основания. В данном жилом помещении никто не зарегистрирован. На основании ст.ст. 288, 301 ГК РФ просила выселить ответчицу из занимаемого жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ <Ответчик-истец> обратилась в суд со встречным иском к <Истец-ответчик> об обязании предоставить ей спорное жилое помещение и заключить с ней договор социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ <Ответчик-истец> в лице представителя Ч.Д.Ш. изменила и уточнила встречные исковые требования, просила признать ее вставшим на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по г. Югорску в администрацию г. Югорска до ДД.ММ.ГГГГ, признать право социального найма на спорное жилое помещение и заключить с ней договор социального найма.

В обоснование встречных исковых требований <Ответчик-истец> указала, что до ДД.ММ.ГГГГ в течение 11,5 лет постоянно проживала в <адрес>, который относится к зоне, зараженной в результате катастрофы Чернобыльской АЭС, после чего приехала в г. Югорск. В ДД.ММ.ГГГГ обратилась в отдел по жилищной политике администрации г. Югорска о предоставлении жилья или постановке в очередь на получение жилья на основании Чернобыльского удостоверения, полученного в связи с катастрофой на АЭС, однако получила отказ в связи с отсутствием постоянной регистрации в г. Югорске и отсутствия подобных льгот. Она неоднократно в период с ДД.ММ.ГГГГ обращалась в жилотдел и главе города с просьбой о постановке на учет как гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий по г. Югорску, однако получала незаконный отказ. После постоянной регистрации в г. Югорске в ДД.ММ.ГГГГ неоднократно обращалась в жилотдел администрации по поводу предоставления временного жилья, получала незаконный отказ. ДД.ММ.ГГГГ она подала документы о постановке на учет как малоимущей, а ДД.ММ.ГГГГ получила соответствующее постановление. Обратившись ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г. Югорска по поводу предоставляемых льгот по Чернобыльскому удостоверению, ей было разъяснено, что по данному удостоверению льготы не положены, поскольку место жительства (<адрес>) не соответствует зоне проживания с правом на отселение, с чем не согласна. С ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована и проживала в <адрес>. Поскольку прибыла в г. Югорск в ДД.ММ.ГГГГ считала, что ее жилищные права возникли на основании ЖК РСФСР и Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Полагала, что отсутствие у нее ордера на занятие жилой площади при фактическом вселении в квартиру, проживании в нем и исполнении обязанностей нанимателя, само по себе не может служить препятствием к возникновению у нее права пользования жилым помещением.

    В судебном заседании представитель истца - ответчика Ч.Е.Н. исковые требования поддержала полностью по тем же основаниям, встречные исковые требования не признала. Пояснила, что спорное жилое помещение <Ответчик-истец> занимает незаконно, поэтому должна быть оттуда выселена. ДД.ММ.ГГГГ <Ответчик-истец> была поставлена на учет как нуждающаяся в жилом помещении на условиях социального найма с момента ее обращения в администрацию г. Югорска с заявлением. До ДД.ММ.ГГГГ ответчица-истица с подобным заявлением не обращалась, лишь приходила в жилотдел за консультацией. Согласно удостоверению <Ответчик-истец> проживала в <адрес> в зоне проживания с правом на отселение с ДД.ММ.ГГГГ. Статьями 17, 18, 20 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что для каждой из категории зон предусмотрены свои льготы. Ответчица имеет два Чернобыльских удостоверения, первое - от ДД.ММ.ГГГГ, которое предоставляет ей меры социальной поддержки, в числе которых нет права на внеочередное получение жилья. Второе выдано ДД.ММ.ГГГГ и предоставляет право на обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, жилой площадью. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после этой даты обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ.

    Ответчица - истица <Ответчик-истец> встречные исковые требования поддержала по тем же основаниям, предъявленные к ней исковые требования не признала, указав, что, узнав от знакомых о пустующей <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ самовольно вселилась в нее, до настоящего времени в ней не проживает. Оплату за жилье и коммунальные услуги не производит в связи с отсутствием денежных средств и договора с ОАО «Служба заказчика». В конце ДД.ММ.ГГГГ или начале ДД.ММ.ГГГГ обращалась в жилотдел администрации г. Югорска с устным заявлением о предоставлении жилого помещения, однако получила отказ в связи с отсутствием регистрации. Зарегистрировавшись в г. Югорске, повторно обратилась в администрацию с этим вопросом, но также получила отказ. В ДД.ММ.ГГГГ собрала документы, написала заявление, и была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как малоимущая. Считала, что имеет право на спорную квартиру, просила заключить с ней договор социального найма.

Представитель ответчицы-истицы Ч.Д.Ш. поддержал встречные исковые требования по тем же основаниям, исковые требования <Истец-ответчик> не признал. Указал, что администрация г. Югорска с ДД.ММ.ГГГГ незаконно отказывала в удовлетворении заявлений <Ответчик-истец> о предоставлении ей жилого помещения на основании Чернобыльского удостоверения. <Ответчик-истец> обращалась в администрацию г. Югорска устно, поскольку письменные заявления не принимались. Доказательства письменного обращения <Ответчик-истец> с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют. Из ответа администрации следует, что ответчица обращалась к ним с заявлениями о предоставлении жилья. На момент регистрации <Ответчик-истец> в г. Югорске в ДД.ММ.ГГГГ действовал ЖК РСФСР, который не требовал регистрации по месту жительства, а было необходимо лишь открытие лицевого счета. При этом не отрицал, что <Ответчик-истец> не имеет права проживать в спорной квартире.

    Выслушав объяснения представителя истца - ответчика Ч.Е.Н. ответчицы-истицы <Ответчик-истец> и ее представителя Ч.Д.Ш. заключение помощника прокурора Власова А.С., полагавшего, что исковые требования к <Ответчик-истец> подлежат удовлетворению, а встречный иск <Ответчик-истец> незаконен и удовлетворению не подлежит, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> является собственностью муниципального образования ХМАО-Югры городской округ город Югорск, о чем ДД.ММ.ГГГГ внесена запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данные сведения также подтверждены техническим паспортом.

В спорной квартире никто не зарегистрирован, что видно из справки участка ЖКХ ОАО «РСУ» от ДД.ММ.ГГГГ

Из рапорта участкового уполномоченного милиции ОВД по г. Югорску С.И.О. от ДД.ММ.ГГГГ и объяснения начальника ЖКХ ОАО «РСУ» М.М.М. следует, что при проверке соблюдения паспортного режима, в беседе с находившейся в <адрес> женщиной, предъявившей паспорт на имя <Ответчик-истец>, были получены сведения о том, что она занимает данную квартиру на основании договора аренды, заключенного с администрацией г. Югорска. Предъявить договор отказалась со ссылкой, что он находится в администрации.

Вместе с тем <Ответчик-истец> с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по <адрес>, что следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ, адресной справки ОУФМС РФ по ХМАО-Югре в г. Югорске от ДД.ММ.ГГГГ

По договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственник З.М.Н. предоставила <Ответчик-истец> для проживания дом по вышеуказанному адресу. Из объяснений ответчицы-истицы в судебном заседании известно, что этот договор был составлен и подписан в ДД.ММ.ГГГГ., в связи со сдачей документов в жилотдел.

Дом <адрес> принадлежит по праву собственности З.М.Н., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании установлено, что <Ответчик-истец> жилые помещения администрацией г. Югорска не предоставлялись, о чем также свидетельствует справка начальника отдела по жилищной политике администрации г. Югорска от ДД.ММ.ГГГГ

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось ответчицей-истицей, <Ответчик-истец> не является ни нанимателем спорного жилого помещения по договору социального найма, ни собственником помещения, вселилась в спорное жилое помещение самовольно, не оплачивала жилищно-коммунальные услуги, однако продолжает пользоваться спорной квартирой до настоящего времени.

Согласно ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. В силу ст.ст. 301 и 304 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения и может требовать устранения всяких нарушений его права.

    Суд приходит к выводу, что законного основания для владения и пользования квартирой <адрес> у <Ответчик-истец> нет, право пользования жилым помещением у нее не возникало.

    Основания возникновения жилищных прав и обязанностей предусмотрены ст. 10 ЖК РФ и носят исчерпывающий перечень, ни одно из них не относится к рассматриваемому гражданскому делу.

В судебном заседании установлено, что <Ответчик-истец> вселилась в квартиру и проживает в ней незаконно, заняла спорное жилое помещение самовольно. Ответчицей - истицей доказательств обратного не представлено. При данных обстоятельствах, учитывая отсутствие законных оснований для владения и пользования спорной квартирой, ответчица-истица обязана освободить квартиру. В связи с нежеланием освобождать жилое помещение, <Ответчик-истец> подлежит выселению из него без предоставления другого. Следовательно, иск <Истец-ответчик>, к <Ответчик-истец> об истребовании имущества из чужого незаконного владения путем выселения подлежат удовлетворению.

Встречные исковые требования <Ответчик-истец> не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что <Ответчик-истец> обратилась к главе г. Югорска с заявлением о принятии ее на учет для получения жилой площади ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждают расписка в получении заявления и документов для принятия на учет в список от указанной даты, справка отдела по жилищной политике администрации г. Югорска от ДД.ММ.ГГГГ .

В заявлении ответчица-истица указала, что не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения.

В силу ч.ч. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

    Аналогичный порядок принятия граждан на учет и предоставление гражданам жилых помещений был регламентирован ст.ст. 28-33 ЖК РСФСР, Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными постановлениемСМ РСФСР от 31.07.1984г. № 335.

    С даты подачи заявления с предоставлением документов ДД.ММ.ГГГГ <Ответчик-истец> была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по основанию «Не являющаяся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения», о чем свидетельствует постановление главы г. Югорска от ДД.ММ.ГГГГ .

Ответчица-истица состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по г. Югорску в администрации г. Югорска с ДД.ММ.ГГГГ в «Списке граждан, вставших на очередь после ДД.ММ.ГГГГ и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма по г. Югорску, на 2010 год», порядковый номер , с составом человек 1 человек, что следует из справки главного специалиста отдела по жилищной политике администрации г. Югорска Л.Е.К.

О постановке на учет в ДД.ММ.ГГГГ <Ответчик-истец> было достоверно известно, однако она не обращалась с заявлением об обжаловании действий должностных лиц, когда, как она указывает, что считала себя вставшей на такой учет до ДД.ММ.ГГГГ

Рассматривая доводы ответчицы-истицы и ее представителя, указанные в обоснование встречного иска, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <данные изъяты> <Ответчик-истец>, как лицу, подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и проживающей в зоне проживания с правом на отселение в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, было выдано удостоверение серии <данные изъяты> .

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры <Ответчик-истец> было выдано повторное удостоверение, но в нем было указано, что она выехала добровольно из зоны проживания с правом на отселение из <адрес>, с периодом проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Удостоверения несут в себе неоднородную информацию и предусматривают различные меры социальной поддержки.

Согласно ст. 18 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1 (далее Закона) гражданам, указанным в п. 7 ч. 1 ст. 13 настоящего закона (граждане, постоянно проживающие на территории зоны проживания с правом на отселение), гарантируется ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и прочее. Указанной статьей не предусмотрено обеспечение лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, жилой площадью.

В соответствии со ст. 22 Закона гражданам, указанным в п. 11 ч. 1 ст. 13 настоящего закона (граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы) гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 настоящего Закона.

Пункт 7 статьи 17 Закона предусматривает обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005г., обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Кроме того, п. 12 Правил обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии
на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 866 предусмотрено, что формирование списков граждан - получателей субсидий осуществляется органами местного самоуправления, в которых эти граждане встали до 1 января 2005г. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Список формируется из числа граждан, состоящих на учете и письменно изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии.

Из вышеизложенного следует, что такая мера социальной поддержки, как обеспечение жильем, сохраняется лишь в отношении тех из граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения принимается специальным субъектом (органом местного самоуправления), а не судом.

Учитывая, что <Ответчик-истец> в соответствии с предусмотренным законом порядком поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, после ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, она подлежит обеспечению жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Довод ответчицы-истицы о том, что в ДД.ММ.ГГГГ она обращалась в администрацию г. Югорска с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, не может быть принят во внимание. <Ответчик-истец> не представлено доказательств письменного обращения с подобным заявлением, к тому же сама она в судебном заседании пояснила, что обращалась в администрацию только с устными подобными заявлениями.

Ссылка представителя ответчицы-истицы на то, что в администрации уничтожены документы, могущие подтвердить данный факт, не рассматривается судом, поскольку она противоречит объяснениям самой <Ответчик-истец> Более того, ответчице-истице администрацией г. Югорска дан ответ, что отсутствуют данные по обращению в ДД.ММ.ГГГГ. на личный прием к главе города.

    Свидетель Б.В.С. показала, что в ДД.ММ.ГГГГ. <Ответчик-истец> пришла в жилотдел на консультацию по получению жилья, постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, представила удостоверение, которое не предоставляло льготы на получение жилья. В связи с отсутствием льгот и регистрации в г. Югорске она отказала <Ответчик-истец> в постановке на учет. В ДД.ММ.ГГГГ <Ответчик-истец> вновь пришла к ней на консультацией, она ей предложила встать на учет, однако по непонятной причине та с письменным заявлением обратилась в администрацию г. Югорска лишь в ДД.ММ.ГГГГ и была поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, поскольку имеет постоянную регистрацию на территории г. Югорска, ею были представлены необходимые документы.

Свидетель П.Г.Н. показала, что <Ответчик-истец> приехала в г. Югорск в начале ДД.ММ.ГГГГ сразу обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении жилого помещения, однако ей было отказано по причине отсутствия регистрации в г. Югорске.

Показания свидетеля П.Г.Н. подтвердила свидетель К.В.В.

    Часть 3 статьи 40 Конституции РФ устанавливает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

    Согласно статье 49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; другим категориям граждан жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда.

    Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, равно как и их право на внеочередное или первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, в соответствии с ЖК РФ приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.

    Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

    Учитывая, что <Ответчик-истец> ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по г. Югорску, жилое помещение ей будет предоставлено в порядке очередности. Следовательно, основания для признания права социального найма на спорное жилое помещение и обязании заключить договор социального найма на спорное жилое помещение отсутствуют.

Кроме того, постановлением главы г. Югорска от ДД.ММ.ГГГГ квартира спорная квартира предоставлена по договору социального найма Ф.М.Ф. на основании решения Югорского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ

    Следовательно, у ответчицы - истицы в установленном законом порядке не возникло право пользования спорной квартирой по договору социального найма. Фактическое проживание в квартире не может являться основанием возникновения права пользования квартирой на условиях договора социального найма.

Ссылки <Ответчик-истец> о наличии у нее права пользования квартирой по договору социального найма незаконны.

     В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с <Ответчик-истец> подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей в доход муниципального образования городской округ город Югорск.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 103, 194-198 ГПК РФ, суд

               

РЕШИЛ:

    Выселить <Ответчик-истец> из квартиры <адрес> без предоставления другого жилого помещения.

    Взыскать с <Ответчик-истец> в доход муниципального образования городской округ город Югорск государственную пошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.

    Отказать в удовлетворении встречных исковых требований <Ответчик-истец> к <адрес>, о признании вставшим на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по г. Югорску в администрации г. Югорска до ДД.ММ.ГГГГ, признании права социального найма на жилое помещение и обязании заключить договор социального найма.

    Решение может быть обжаловано в Федеральный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры через Югорский районный суд ХМАО - Югры в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Решение в окончательной форме составлено 15 декабря 2010 года.

Верно.

Судья Югорского районного суда              О.В. Василенко

Секретарь суда                     А.А. Тюрина