о возмещении убытков и понуждении к исполнению обязательств по договору



РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Югорск               30 августа 2010 года                                                                                                         

         Югорский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Криницына С.М., с участием:

истицы-ответчицы <Истец-ответчик>,

представителя истицы-ответчицы А.А.С.,

при секретаре Ч.А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <Истец-ответчик> к <Ответчик-истец> о возмещении убытков и понуждении к исполнению обязательств в связи с нарушением условий договора и по встречному иску <Ответчик-истец> к <Истец-ответчик> о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности,

УСТАНОВИЛ:

<Истец-ответчик> обратилась в суд иском к <Ответчик-истец> (далее <Ответчик-истец>) о возмещении убытков в размере 338350 рублей и понуждении к исполнению обязательств в связи с нарушением условий договора, мотивируя тем, что между ней, ответчиком и <Банк> было заключено трехстороннее соглашение к кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого ответчик обязалась компенсировать истице за счет средств бюджета ХМАО - Югры часть процентной ставки. Однако с ДД.ММ.ГГГГ <Ответчик-истец> необоснованно прекратило исполнение обязательств. Кроме того, просила взыскать расходы по госпошлине в сумме 4983 рубля.

<Ответчик-истец> предъявила встречный иск о признании сделки недействительной, и применении последствий недействительности и взыскании 318097 рублей 81 копейки, указывая на то, что <Истец-ответчик> не относится к категориям граждан, установленным п.п. 1-5 ч. 3 ст. 17 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005г. № 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005 - 2015 годы», поскольку является работником органов внутренних дел, и денежное содержание получает из средств федерального бюджета. С момента заключения трехстороннего соглашения <Ответчик-истец> была выплачена компенсация части процентной ставки в размере 318097 рублей 81 копейки, которую она просит взыскать с <Истец-ответчик> Кроме того, просила взыскать расходы по оплате госпошлины в сумме 6780 рублей 98 копеек.

В судебном заседании истица-ответчица <Истец-ответчик> поддержала свой иск, встречный иск не признала и указала, что на обращение в <Ответчик-истец> по вопросу возможного участия в программе «Улучшение жилищных условий населения» ей предложили представить необходимый пакет документов. После того, как ею были поданы документы, <Ответчик-истец> было выдано уведомление как работнику бюджетной организации, то есть она подпадала под льготную категорию граждан. Впоследствии было заключено трехстороннее соглашение на законных основаниях. Считает, что Межрайонный отдел Вневедомственной охраны является бюджетной некоммерческой организацией и государственным учреждением, находящимся на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. А в законе не определено, какое именно должно быть учреждение, поэтому она имеет право быть участником вышеуказанной Программы. Однако <Ответчик-истец> в одностороннем порядке отказалось от исполнения соглашения, ссылаясь на ошибку, допущенную сотрудником при отнесении её к категории «бюджетного работника». В настоящее время она не может воспользоваться федеральными льготами.

Представитель истицы-ответчицы А.А.С. поддержал иск по тем же основаниям, встречный иск не признал, считает, что сделка заключена на основании закона, которую необходимо отнести к разряду оспоримых и в соответствии со ст. 181 ГК РФ применить срок исковой давности.

Представитель ответчика-истца К.И.И. в судебное заседание не явилась, будучи извещена, просила о рассмотрении дела в её отсутствие.

В судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ исковые требования <Истец-ответчик> не признала, встречный иск поддержала по тем же основаниям и пояснила, что для удобства работы с гражданами у администрации был запрошен список бюджетных организаций, в котором был указан ОВД по г. Югорску, поскольку истица работает в <данные изъяты>, то её ошибочно отнесли к «бюджетным работникам». При этом истице было известно о том, что организация, в которой она работает, финансируется из средств федерального бюджета. В ДД.ММ.ГГГГ после проведения ревизии было выявлено, что сделка не соответствует Закону, и истице было предложено отнести её к категории «иных граждан» или расторгнуть соглашение. Однако она отказалась.

Представитель третьего лица А.Л.В. в судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежащим образом.

В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что с <Истец-ответчик> был заключен кредитный договор согласно Закону «Об ипотечном кредитовании». Учитывая, что истицей было предоставлено уведомление <Ответчик-истец> о компенсации по процентной ставке, ей был выдан кредит на приобретение жилья под 13% годовых, поскольку расчет платежеспособности рассчитывался исходя из компенсации процентной ставки. Однако через некоторое время от <Ответчик-истец> поступило уведомление о том, что компенсация по процентам выплачиваться не будет. Разрешение исков оставила на усмотрение суда.

Выслушав истицу-ответчицу, её представителя и представителя ответчика-истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска <Истец-ответчик> к <Ответчик-истец> о возмещении убытков и понуждении к исполнению обязательств в связи с нарушением условий договора и удовлетворении встречного иска <Ответчик-истец>» к <Истец-ответчик> о применении последствий недействительности трехстороннего соглашения по следующим основаниям.

Из заявления <Истец-ответчик> в <Ответчик-истец> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ответчица просила рассмотреть возможность предоставления компенсации части процентной ставки по кредиту на строительство и (или) приобретение жилого помещения в соответствии с Подпрограммой «Ипотечное жилищное кредитование» Программы ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2005-2015 годы», утвержденной Законом ХМАО - Югры от 11 ноября 2005г. № 103-оз.

Из уведомления <Ответчик-истец> от ДД.ММ.ГГГГ видно, что по заявлению <Истец-ответчик> было принято решение о предоставлении компенсации части процентной ставки по кредиту на приобретение жилого помещения в размере, определяемом как разность между процентной ставкой банка и ставкой в размере 5% годовых.

ДД.ММ.ГГГГ между <Банк> и <Истец-ответчик> заключен кредитный договор и предоставлен кредит в сумме 3000000 рублей на приобретение двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес>

Согласно трехстороннему соглашению о компенсации части процентной ставки к вышеуказанному кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ между <Ответчик-истец>, <Банк> и <Истец-ответчик> <Ответчик-истец> приняло на себя обязательство компенсировать истице-ответчице за счет средств бюджета ХМАО - Югры часть процентной ставки по кредиту на приобретение жилого помещения. Компенсация производится в размере, определяемом как разность между процентной ставкой, установленной кредитным договором, и ставкой в размере 5% годовых, что составляет 8% годовых.

Из претензии <Ответчик-истец> на имя истицы-ответчицы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с несоответствием трехстороннего соглашения Закону автономного округа от 11 ноября 2005г. № 103-оз <Истец-ответчик> предложено расторгнуть трехстороннее соглашение в течение 7 дней с момента получения данной претензии и вернуть выплаченную компенсацию в размере 224287 рублей 67 копеек.

Справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что <Истец-ответчик> проходит службу в органах внутренних дел РФ с ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ - в должности <данные изъяты>, который финансируется из федерального бюджета.

В соответствии с п. 12 ст. 18 Закона Ханты-Мансийского АО - Югры от 11 ноября 2005 г. N 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005 - 2015 годы» (в редакции на момент заключения трехстороннего соглашения) компенсация части процентной ставки производится в размере, определяемом как разность между процентной ставкой, определенной кредитным договором на приобретение и (или) строительство жилого помещения, заключенным между уполномоченным банком и категориями граждан, указанными в подпунктах 1-5 пункта 3 статьи 17 настоящего Закона, и устанавливаемой настоящей подпрограммой ставкой в размере 5 процентов годовых.

Согласно подп. 1-5 п. 3 ст. 17 вышеуказанного Закона участниками подпрограммы 4 являются следующие категории граждан Российской Федерации, проживающих на территории автономного округа: 1) участники подпрограмм 1, 3; 2) молодые семьи, в которых возраст одного из супругов не превышает 30 лет, в том числе неполные семьи, в которых возраст матери или отца не превышает 30 лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий; 3) молодые специалисты, возраст которых не превышает 30 лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, работающие в бюджетных учреждениях или организациях агропромышленного комплекса на территории автономного округа. В рамках данной подпрограммы молодым специалистом считается выпускник учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования после получения диплома (иного документа), не состоящий в браке, впервые вступивший в трудовые отношения и заключивший трудовой договор, а в случае призыва на срочную военную службу в армию - после службы в армии. Работа в бюджетных учреждениях или организациях агропромышленного комплекса должна быть основной; 4) государственные гражданские служащие автономного округа, работники, осуществляющие иную деятельность в органах государственной власти автономного округа, работники иных органов, денежное содержание которых полностью осуществляется из средств бюджета автономного округа и (или) бюджетов муниципальных образований автономного округа, работники государственных бюджетных учреждений автономного округа, муниципальные служащие автономного округа, работники муниципальных бюджетных учреждений автономного округа, нуждающиеся в улучшении жилищных условий; 5) граждане - участники федеральных целевых программ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, и граждане, получающие меры государственной поддержки из федерального бюджета на улучшение жилищных условий.

Наосновании ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В силу ч. 1 ст. 166 ГК РФсделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что <Истец-ответчик> не относится к гражданам, имеющим право на компенсацию части процентной ставки до 5% годовых в соответствии с п. 12 ст. 18 вышеназванного Закона, поскольку является государственным служащим органов внутренних дел РФ и отдел, где она проходит службу, финансируется из федерального бюджета, следовательно, вышеуказанное трехстороннее соглашение не соответствует требованиям закона и является ничтожной сделкой. Ничтожная сделка недействительна независимо от признания её таковой, поэтому судебного решения о признании трехстороннего соглашения недействительным не требуется. Суд, установив факт совершения ничтожной сделки, констатирует ее недействительность.

В соответствии с ч. 2 ст. 167 ГК РФпри недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке… …если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Согласно справке <Истец-ответчик> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ перечислена компенсация в размере 318097 рублей 81 копейки во исполнение недействительного трехстороннего соглашения о компенсации части процентной ставки к кредитному договору, что истицей не оспаривается.

В данном случае требование о применении последствий недействительности сделки подлежит удовлетворению, и с <Истец-ответчик> должны быть взыскана в пользу <Ответчик-истец> указанная сумма выплаченной компенсации.

В удовлетворении иска <Истец-ответчик> о возмещении убытков и понуждении к исполнению обязательств в связи с нарушением условий соглашения должно быть отказано.

Согласно п. 1 ст. 181 ГК РФсрок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Компенсация части банковской процентной ставки в размере 9835 рублей 62 копейки была перечислена на ссудный счет <Истец-ответчик> в <Банк> платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ по реестру , то есть исполнение трехстороннего соглашения по погашению части процентной ставки началось с этой даты, а исковые требования о применении последствий недействительности сделки были заявлены ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, срок исковой давности <Ответчик-истец> не пропущен.

Доводы стороны истицы о том, что она подпадает под категорию работников, включенных в п. 4 ст. 17 Закона № 103-оз, так как государственное учреждение, в котором она работает, находится на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, не могут быть признаны состоятельными, так как не основаны на положениях названного закона.

Заявления истицы и её представителя об отказе в иске <Ответчик-истец> в связи с пропуском последним срока исковой давности несостоятельны, так как иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки - трехстороннего соглашения, заявлен в пределах трехгодичного срока с момента начала его исполнения <Ответчик-истец>

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, следовательно, в пользу ответчика-истца должны быть взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 6580 рублей 98 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь, ст. ст. 194, 195, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:        

В удовлетворении иска <Истец-ответчик> к <Ответчик-истец> о возмещении убытков в сумме 338350 рублей и обязании ответчика исполнять обязательства по договору - перечислению компенсации части процентной ставки на расчетный счет банка получателя отказать.

Встречное исковое заявление <Ответчик-истец> к <Истец-ответчик> удовлетворить в части - применить последствия недействительности сделки - трехстороннего соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о компенсации части процентной ставки к кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с <Истец-ответчик> в пользу <Ответчик-истец> 318097 (триста восемнадцать тысяч девяносто семь) рублей 81 копейку и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6580 (шесть тысяч пятьсот восемьдесят) рублей 98 копеек.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Федеральный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Югорский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 01 сентября 2010 года.

Верно

Судья                                                                             С.М. Криницын

Секретарь суда            А.А. Тюрина