О признании утративший право пользования жилым помещением



РЕШЕНИЕ

     Именем Российской Федерации

г. Югорск                                                    19 мая 2011 года

          Югорский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Колобаева В.Н., с участием:

истца Н.А.С.,

представителя ответчика Б.В.П.,

при секретаре Х.Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.А.С. к М.О.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней М.А.В., о признании утратившей права пользования жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

     Н.А.С. обратился в суд с иском к М.О.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней М.А.В., о признании утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу:       <адрес>. Исковые требования мотивировал тем, что в октябре 2010 года вступил в гражданский брак с ответчицей, которая поселилась в его доме вместе со своей дочерью М.А.В. и были там зарегистрированы с его согласия. При вселении ответчицы с дочерью между ними фактически был заключен договор безвозмездного пользования жилым помещением. В январе 2011г. отношения с ответчицей прекратились из-за невозможности совместного проживания, в связи с чем он письменно предложил М.О.В. найти другое жилье и сняться с регистрационного учета. ДД.ММ.ГГГГ ответчица с дочерью выехали из его дома, но добровольно сняться с регистрационного учета отказались. Полагал, что с момента выезда ответчицы из квартиры имел место односторонний отказ от исполнения договора, в связи с чем договор безвозмездного пользования считается расторгнутым. На основании ч. 2 ст. 453, ст. 304 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ просил признать М.О.В., действующую в своих интересах и интересах несовершеннолетней М.А.В., утратившими право пользования данным жилым помещением.

В судебном заседании истец Н.А.С. поддержал исковые требования по тем же основаниям, дополнив, что зарегистрировал в своем доме ответчицу с несовершеннолетней дочерью, т.к. планировал в дальнейшем создать с ней семью. Поскольку отношения между ним и ответчицей не сложились и М.О.В. вместе с дочерью добровольно выехали из принадлежащего ему дома, то полагал, что они утратили право пользования принадлежащим ему жилым помещением. Адрес, по которому в настоящее время проживают ответчица с дочерью, ему неизвестен. Просил взыскать с ответчицы понесенные судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 20000 рублей.

Представитель ответчика Б.В.П. полагал, что исковые требования Н.А.С. подлежат удовлетворению по тем же основаниям.

Ответчица М.О.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней М.А.В., в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещена, причину не явки суду не сообщила. Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчицы по имеющимся в материалах дела документам.

Выслушав истца Н.А.С., представителя истца Б.В.П., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Право собственности Н.А.С. на жилой дом, расположенный в           <адрес>, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес>, выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес>, Ханты-Мансийскому и <адрес>м.

           Из домовой книги, карточек регистрации выданных, ОУФМС по ХМАО-Югре и справки отдела по жилищной политике администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в спорном жилом помещении зарегистрированы Н.А.В., М.О.В. и ее несовершеннолетняя дочь М.А.В. 1998 года рождения.

В соответствии с п. 1, абз. 3 п. 2 ст. 288 ГК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора.

Часть 2 ст. 30 ЖК РФ предусматривает, что собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.

В судебном заседании было установлено и не оспаривалось сторонами, что вселение М.О.В. и М.А.В. в принадлежащий истцу жилой дом произошло на основании устной договоренности между истцом и ответчиком. Доказательств того, что при вселении стороны заключили письменное соглашение об условиях и сроках пользования данным жилым помещением суду не представлено. В связи с этим суд приходит к выводу, что фактически между сторонами был заключен устный договор безвозмездного пользования жилым помещением на неопределенный срок.

Безвозмездное пользование имуществом, в понятие которого входят и объекты жилищной недвижимости, регулируется нормами гражданского законодательства (гл. 36 ГК РФ).

По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные статьей 607, пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 610, пунктами 1 и 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621, пунктами 1 и3 статьи 623 настоящего Кодекса ( статья 689 ГК РФ).

Часть 1 ст. 699 ГК РФ предусматривает, что каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец направил М.О.В. предложение добровольно сняться с регистрационного учета и освободить принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, которое было получено ответчицей ДД.ММ.ГГГГ

Указанное обстоятельство подтверждает добровольный отказ Н.А.С. от договора безвозмездного пользования спорным жилым помещением.

С учетом изложенного требования Н.А.С. к М.О.В., действующей в интересах себя и несовершеннолетней М.А.В., являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку при рассмотрении указанного спора установлено, что ответчица с дочерью не являются и не являлись членами семьи истца. Вселение ответчицы с несовершеннолетней дочерью в принадлежащий истцу дом произошло на основании заключенного между сторонами устного договора безвозмездного пользования жилым помещением. Впоследствии одна из сторон сделки – собственник жилого помещения Н.А.С. отказался от договора безвозмездного пользования, известив об этом ответчицу. М.О.В. вместе с дочерью добровольно выехала из дома Н.А.С., намерений возвращаться не имеет. Кроме этого при вселении в жилой дом стороны не заключили между собой договор либо иное соглашение по пользованию жилым помещением, принадлежащим истцу, что также свидетельствует о не приобретении ответчиками права пользования спорным жилым помещением.

         Основания возникновения жилищных прав и обязанностей предусмотрены ст. 10 ЖК РФ и носят исчерпывающий перечень, ни одно из них не относится к рассматриваемому гражданскому делу.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об утрате М.О.В. и ее дочерью М.А.В. права пользования спорным домом. Регистрация ответчицы с дочерью по месту жительства сама по себе не порождает права пользования жилым помещением, поскольку носит лишь уведомительный характер.

В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчицы подлежат взысканию судебные расходы по оплате госпошлины.

Согласно ч.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как следует из материалов дела, Н.А.С. понес расходы по оплате услуг представителя Б.В.П. в размере 20000 рублей, что подтверждается договором об оказании платной правовой помощи от ДД.ММ.ГГГГ, квитанцией           от ДД.ММ.ГГГГ

    Учитывая требования разумности и справедливости, объема и качества оказанной помощи, сложности дела, отсутствие у Н.А.С. юридических познаний, суд полагает возможным взыскать с М.О.В. в пользу Н.А.С. расходы на оплату услуг представителя по представлению интересов в суде первой инстанции в сумме 10000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Н.А.С. удовлетворить.

Признать М.О.В., действующую в своих интересах и интересах несовершеннолетней М.А.В., утратившей права пользованием жилым помещением, расположенным по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес>.

Взыскать с М.О.В. в пользу Н.А.С. расходы по оплате госпошлины в размере 200 (двести) рублей и услуг представителя в сумме 10000 (десять тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Федеральный суд <адрес> – Югры через Югорский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

    Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Верно

Судья Югорского районного суда                                                     В.Н.Колобаев

Секретарь суда                                                                                   С.Н.А.