РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Югорск 14 апреля 2011 года
Югорский районный суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Василенко О.В., с участием:
представителя администрации г. Югорска С.Е.А.,
при секретаре П.О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <Заявитель> о признании незаконным постановления администрации г. Югорска от ДД.ММ.ГГГГ № об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и обязании устранить допущенное нарушение прав,
УСТАНОВИЛ:
<Заявитель> в лице представителя Л.О.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным (недействительным) постановления администрации г. Югорска от ДД.ММ.ГГГГ № об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и обязании устранить допущенное нарушение прав путем отмены государственной регистрации ограничения (обременения) прав на земельный участок.
В обоснование заявления указал, что вышеназванным постановлением принято решение о принудительном изъятии путем выкупа принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, для строительства автомобильной дороги. ДД.ММ.ГГГГ проведена государственная регистрация – прочие ограничения на земельный участок. В нарушение п. 4 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ документов территориального планирования и правил землепользования и застройки на изымаемый земельный участок не имеется. Изъятие земельных участков для муниципальных нужд с нарушением установленного законом порядка влечет нарушение прав собственника земельных участков. В деле отсутствует генеральный план г. Югорска, в котором была бы обозначена запланированная дорога, отсутствуют смета на строительство дороги и его финансирование. В нарушение п.п. 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ органом местного самоуправления не доказано отсутствие других вариантов возможного размещения дороги, с целью строительства которой изымается земельный участок. Обжалуемое постановление не содержит указания на невозможность размещения муниципального объекта в другом месте центральной части г. Югорска без изъятия его земельного участка, отсутствует градостроительное обоснование. Названное постановление нарушает его права на владение и распоряжение данным земельным участком, создает препятствия к осуществлению его прав и свобод, просил устранить допущенное нарушение, признать постановление недействительным и обязать устранить допущенное нарушение прав и свобод путем отмены государственной регистрации ограничения (обременения) на земельный участок.
Заявитель <Заявитель> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием представителя Л.О.В.
Представитель заявителя Л.О.В. в судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причине неявки не сообщила. Ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие или об отложении рассмотрения дела от представителя заявителя не поступало.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело по заявлению <Заявитель> в отсутствие заявителя и его представителя.
Представитель заинтересованного лица С.Е.А. полагала, что заявление удовлетворению не подлежит, поскольку оспариваемое постановление, принятое администрацией г. Югорска, вынесено в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с генеральным планом г. Югорска в границах улиц <адрес> предполагается размещение городского сквера, планируемые красные линии сделаны с учетом расширения ул. <адрес>. Земельный участок по <адрес> попадает как в территорию сквера, так и в земли общего пользования. Планируемая автомобильная дорога по <адрес> проходит через жилой дом по <адрес>, поэтому для реализации проекта и реконструкции дороги необходимо изъятие земельного участка и расположенного на нем жилого дома. Администрацией г. Югорска <Заявитель> был уведомлен о принятии решения об изъятии его земельного участка, это решение было зарегистрировано в Югорском отделе Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре. Ранее администрация г. Югорска предлагала заявителю несколько вариантов жилых помещений взамен квартиры на указанном участке, однако тот отказывался. Муниципальное образование городской округ г. Югорск, от имени которого действует Администрация г. Югорска, не проводила государственную регистрацию ограничения (обременения) прав на земельный участок, принадлежащий заявителю, поэтому не вправе отменить таковую.
Представитель заинтересованного лица Югорского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Суд, выслушав объяснения представителя заинтересованного лица С.Е.А., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
<Заявитель> является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства, общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЗК РФ условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.
Статьей 55 ЗК РФ установлено, что порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В силу ч. 2 ст. 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Постановлением администрации г. Югорска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд», на основании Плана реализации генерального плана муниципального образования городской округ г. Югорск, утвержденного постановлением главы г. Югорска от ДД.ММ.ГГГГ №, принято решение об изъятии в установленные законом сроки для муниципальных нужд спорного земельного участка у его собственника <Заявитель>, для строительства автомобильной дороги.
Во исполнение ч. 3 ст. 279 ГК РФ ДД.ММ.ГГГГ заявитель был уведомлен о предстоящем изъятии земельного участка путем его выкупа, что подтверждается письмом директора ДМСиГ администрации г. Югорска от ДД.ММ.ГГГГ №.
Частью 4 ст. 279 ГК РФ предусмотрено, что решение органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
ДД.ММ.ГГГГ Югорским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре была проведена государственная регистрация ограничения (обременения) права на принадлежащий заявителю земельный участок, о чем <Заявитель> был уведомлен ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представитель заинтересованного лица С.Е.А. пояснила, что в границах улиц <адрес> предполагается размещение городского сквера. Указанное обстоятельство также подтверждается Выкопировкой из генерального плана г. Югорска, утвержденного решением Думы г. Югорска от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого также следует, что земельный участок по <адрес> подпадает как в территорию сквера, так и в земли общего пользования.
Правилами землепользования и застройки г. Югорска, утвержденными решением Думы г. Югорска от ДД.ММ.ГГГГ №, установлены границы территориальных зон и градостроительные регламенты для каждой из зон.
Из представленной представителем заинтересованного лица С.Е.А. выкопировки из карты градостроительного зонирования видно, что земельный участок, принадлежащий <Заявитель>, подпадает в две зоны – зону Т1 (зону улично-дорожной сети и межквартальных пространств) и зону Р2 (рекреационную зону парков). В зоне Р2 не допускается размещение жилых домов.
Постановлением главы г. Югорска от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден план реализации генерального плана г. Югорска, утвержденного решением Думы г. Югорска от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно п. 3.3.5 которого предусмотрено строительство и реконструкция <адрес>, срок реализации данного мероприятия – 2007-2018 годы.
На разбивочном чертеже благоустройства в составе рабочего проекта видно, что планируемая автомобильная дорога по <адрес> проходит непосредственно через жилой дом по <адрес>. В связи с чем для реализации данного проекта и реконструкции дороги необходимо изъятие земельного участка и расположенного на нем жилого дома.
Ссылка заявителя на отсутствие в материалах дела документов территориального планирования, правил землепользования и застройки на изымаемый земельный участок, генерального плана г. Югорска, градостроительного обоснования, несостоятельна, опровергается исследованными в ходе судебного заседания вышеуказанными документами.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, в том числе автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В судебном заседании установлено, подтверждено документально, что автомобильная дорога по <адрес> в г. Югорске предусмотрена генеральным планом г. Югорска, не соответствует ему в части размеров, а также не имеет тротуаров по всей длине, что противоречит требованиям СниП 2.05.02.-85 «Автомобильные дороги».
Следовательно, решение об изъятии спорного земельного участка для муниципальных нужд (строительства автомобильной дороги местного значения) органом местного самоуправления принято в соответствии с действующим законодательством.
Довод заявителя об отсутствии в письме ДМСиГ администрации г. Югорска и обжалуемом постановлении указания на невозможность размещения муниципального объекта в другой части города без изъятия спорного земельного участка несостоятелен, поскольку не основан на законе. Законом не установлены требования к форме и содержанию решения об изъятии земельного участка, к тому же предметом обжалования является законность и обоснованность постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, а не иных решений органа местного самоуправления, предусматривающих реконструкцию <адрес> и расположение на ней автомобильной дороги.
Требование заявителя об устранении допущенного нарушения его прав и свобод путем отмены регистрации ограничения (обременения) прав на земельный участок фактически направлено на совершение регистрационных действий, а администрация г. Югорска такими полномочиями не обладает.
Заявителем и его представителем не представлены доказательства нарушения прав и свобод <Заявитель> обжалуемым постановлением, созданием препятствий к осуществлению его прав и свобод.
При данных обстоятельствах заявление <Заявитель> о признании незаконным (недействительным) постановления администрации г. Югорска от ДД.ММ.ГГГГ № об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и обязании устранить допущенное нарушение прав не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление <Заявитель> о признании незаконным постановления администрации г. Югорска от ДД.ММ.ГГГГ № об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и обязании устранить допущенное нарушение прав оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Федеральный суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры через Югорский районный суд ХМАО – Югры в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 18 апреля 2011 года.
Верно.
Судья Югорского районного суда О.В. Василенко
Секретарь суда Е.В. Рыбалка