о создании либо выделении рабочих мест для инвалидов



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Югорск                                                                          03 августа 2011 года

     Югорский районный суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Василенко О.В., с участием:

представителя истца – помощника Югорского межрайонного прокурора Предита Б.В.,

представителя ответчика М.М.В.,

при секретаре П.О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц–инвалидов к <Ответчик> о создании либо выделении рабочих мест для приема инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц – инвалидов обратился в суд с иском к <Ответчик> (далее по тексту – <Ответчик>) о создании либо выделении рабочих мест для приема инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

В обоснование иска указал, что <Ответчик> <ЛПУ> (далее <ЛПУ>) имеет среднесписочную численность работников по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 667 человек. Согласно данным, предоставленным в ДД.ММ.ГГГГ., на предприятии трудоустроено 2 инвалида. При среднесписочной численности 667 человек квота для приема на работу инвалидов составляет 13 человек. В нарушение требований законодательства ответчиком не обеспечивается возможность трудоустройства инвалидов на предприятии: предоставляемые ежемесячно данные о вакансиях не соответствуют требованиям для трудоустройства инвалидов, поэтому направление инвалидов для трудоустройства на данное предприятие сотрудниками центра занятости невозможно. В ДД.ММ.ГГГГ и истекшем периоде ДД.ММ.ГГГГ на работу в <Ответчик> <ЛПУ> в пределах установленной квоты не трудоустроено ни одного безработного инвалида. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в <Центр занятости> состоят на учете 110 безработных граждан-инвалидов. Непринятие ответчиком действенных мер, направленных на обеспечение квоты для приема на работу инвалидов, не отвечает требованиям законодательства о социальной защите инвалидов, нарушает права инвалидов на повышение конкурентоспособности на рынке труда.

     Представитель истца Предит Б.В. исковые требования поддержал по тем же основаниям, дополнив, что в ДД.ММ.ГГГГ в <ЛПУ> не трудоустроено ни одного инвалида, поэтому работодателем не в полной мере исполняются обязанности по трудоустройству инвалидов. В <Центр занятости> ответчиком за ДД.ММ.ГГГГ направлены сведения не в полном объеме, направлено количество вакантных мест в счет квоты для трудоустройства инвалидов, но не направлен перечень вакансий, ввиду чего невозможно направить на предприятие инвалидов для трудоустройства. <ЛПУ> не обращалось в <Центр занятости> с запросом информации об инвалидах, состоящих в центре занятости для трудоустройства. Законодательство РФ не предусматривает возможность аренды рабочих мест в счет исполнения обязанности по трудоустройству инвалидов. Заключение договора об оказании услуг по предоставлению рабочих мест для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями не влечет исполнение обязанности работодателя по созданию и выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Согласно условиям такого договора между инвалидами и <ЛПУ> <Ответчик> не возникает трудовых отношений, более того, на самом предприятии не создается рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Заключение договора аренды рабочих мест также не повлечет выполнение работодателем обязанности по созданию и выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов, так как такой способ не предусмотрен федеральным законодательством.

     Представитель ответчика М.М.В. исковые требования не признала, указывая, что в <ЛПУ> квота для приема на работу инвалидов составляет 14 рабочих мест. Рабочие места для трудоустройства инвалидов должны соответствовать классу опасности 1, 2, в то время как количество рабочих мест у ответчика в <ЛПУ> с указанным классом опасности составляет 102 из 126 имеющихся, то есть менее 50%. В настоящее время в <ЛПУ> трудоустроенными являются 2 инвалида, а пять рабочих мест с классом условий труда 2 являются вакантными. Законодательство не устанавливает, какие именно Рабочие места для инвалидов в счет квоты должны быть созданы работодателем, это является компетенцией последнего. <Центр занятости> не предоставлял ответчику информацию о наличии трудоспособных инвалидов, обратившихся в орган занятости по вопросу трудоустройства, поэтому у ответчика отсутствуют сведения, какие работы не противопоказаны инвалидам, желающим трудоустроиться, какие ограничения труда необходимо соблюсти при создании рабочих мест. Порядок создания рабочих мест не установлен федеральным законодательством, равно как не установлены его ограничения. Для оставшихся 7 рабочих мест ДД.ММ.ГГГГ <ЛПУ> заключен договор с <УСК> об оказании услуг по предоставлению рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Руководителем Общества издано распоряжение «О выполнении квоты для трудоустройства инвалидов», в частности, для исполнения начальником <ЛПУ>. Обязанность по обеспечению занятости инвалидов Обществом исполнена полностью, полагала, что права инвалидов не нарушены.

Представитель третьего лица – <Центр занятости> в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

     В отзыве на иск директор <Центр занятости> И.О.Г. (л.д.73) указала, что <Ответчик> в лице <ЛПУ> на протяжении ДД.ММ.ГГГГ не соблюдает в полном объеме законодательство в части квотирования рабочих мест для инвалидов. Это выражается в следующем: отсутствие созданных либо выделенных в пределах установленной квоты рабочих мест для приема на работу инвалидов; не представление в ЦЗ вакансий в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов, состоящих на учете в ЦЗ с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида. В <ЛПУ> нет ни одного трудоустроенного гражданина из числа инвалидов. Нарушение законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов влечет нарушение закрепленного Конституцией РФ права на труд неопределенного круга лиц из числа инвалидов.

Выслушав объяснения представителя истца Предита Б.В., представителя ответчика М.М.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

<ЛПУ> является филиалом <Ответчик>, которое является юридическим лицом по законодательству РФ. Начальник Управления принимает на работу по согласованию с администрацией Общества и увольняет с работы работников Управления в соответствии со штатным расписанием, что подтверждается Положением о <ЛПУ> <Ответчик>, утвержденным генеральным директором <Ответчик> ДД.ММ.ГГГГ

Среднесписочная численность работников <ЛПУ> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 677 человек, ЛПУ установило 14 квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов, и не установило специализированных рабочих мест для инвалидов. В <ЛПУ> работает 2 инвалида, имеется 12 свободных квотируемых мест. Причинами невыполнения квоты является отсутствие обращений со стороны инвалидов или центра занятости, что следует из информации начальника ОК и ТО Ф.Л.И. о ходе выполнения квоты для приема на работу инвалидов и причинах ее невыполнения на ДД.ММ.ГГГГ

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ количество занятых инвалидами рабочих мест и свободных квотируемых рабочих мест для инвалидов не изменилось, однако повысилась среднесписочная численность работников до 648,6 человек.

     По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в <ЛПУ> имеется 14 вакансий, что следует из сведений о наличии вакансий.

     Из письма директора <Центр занятости> И.О.Г. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <ЛПУ> в течение ДД.ММ.ГГГГ. предоставляло вакансии в счет квоты, но безработные инвалиды на них не направлялись, так как заявленные вакансии не соответствовали рекомендациям МСЭ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на учете в Центре занятости состоят 110 безработных граждан, имеющих инвалидность.

     По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в <ЛПУ> имеется 10 вакантных мест, на ДД.ММ.ГГГГ – 9 вакантных мест, что видно из отчетов начальника ОК и ТО <Ответчик> о наличии вакансий.

     Согласно ст. 2 ТК РФ защита от безработицы и содействие в трудоустройстве является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

     В соответствии со ст. 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995г. инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.

     В силу ст. 21 названного Закона организациям, численность которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

     Согласно ст. 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

     Постановлением Правительства Свердловской области от 31.03.2005г. № 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» организациям, расположенным на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников.

     Согласно п. 2 вышеназванного Постановления организациям, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более 50% признаны условно аттестованными, а условия труда – противопоказанными для трудоустройства инвалидов, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников.

     В соответствии с сертификатом соответствия работ по охране труда, действительному до ДД.ММ.ГГГГ и сводной ведомостью рабочих мест и результатов их аттестации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, количество рабочих мест в <ЛПУ> с классом условий труда 1,2 (для трудоустройства инвалидов) составляет 102 из 126 имеющихся, то есть менее 50%.

     В судебном заседании установлено, не оспаривалось сторонами, что количество квотируемых рабочих мест в рассматриваемом случае должно составлять 14.

Согласно п. 3 ст. 25 Федерального закона «О занятости населения в РФ» № 1032-1 от 19.04.1991г. работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Письмом заместителя генерального директора <Ответчик> Т.А.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ «О трудоустройстве инвалидов» руководителям филиалов Общества поручено ежемесячно, в установленные сроки, направлять в органы занятости информацию о ходе выполнения квоты для приема на работу инвалидов и причинах ее невыполнения.

Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика, Обществом ежемесячно направлялись сведения в Краснотурьинский центр занятости о ходе выполнения квоты для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов (14 человек), наличии вакансий. Представителем истца не представлено доказательств обратного.

Ссылка представителя истца на то, что работодатель должен запрашивать информацию в Центре занятости в рамках исполнения обязательства по трудоустройству инвалидов об инвалидах, находящихся в центре занятости для трудоустройства, в данном случае несостоятельна, так как противоречит закону.

     Согласно ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

     В <ЛПУ> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время работают 2 инвалида – Б.О.Е., <данные изъяты>; С.В.А., <данные изъяты>, что подтверждается справкой ведущего специалиста по кадрам <ЛПУ> от ДД.ММ.ГГГГ .

     ДД.ММ.ГГГГ между <Биржа труда> и <Ответчик> заключен договор об оказании услуг по предоставлению рабочих мест для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями (инвалидов).

     Из информации директора <Центр занятости> от ДД.ММ.ГГГГ известно, что граждане из числа инвалидов, ранее состоящих на учете в службе занятости, в <ЛПУ> не направлялись в связи с отсутствием вакансий, отвечающих требованиям для трудоустройства инвалидов.

     Распоряжением ВрИО генерального директора <Ответчик> Ю.В.М. от ДД.ММ.ГГГГ начальнику <ЛПУ> Л.А.В. поручено зарезервировать в составе имеющихся в филиале вакансий рабочие месте, пригодные для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) в счет установленной квоты; ежемесячно представлять в центр занятости МО <адрес>, на территории которой расположен филиал, сведения о зарезервированных вакантных местах для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты, с описанием требований к профессии (должности).

     Руководством , утвержденным главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ, установлены классы условий труда, в том числе 3 и 4, характеризующиеся наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы. Рабочие места для трудоустройства инвалидов должны соответствовать классу опасности 1, 2.

     Согласно информации о наличии вакансий на ДД.ММ.ГГГГ в <ЛПУ> имеются 5 вакантных рабочих мест, зарезервированных для трудоустройства инвалидов и соответствующих 2 классу опасности. В картах аттестации рабочего места по условиям труда по профессиям плотник, машинист двигателей внутреннего сгорания, электромонтер станционного радиооборудования, контролер контрольно-пропускного пункта указан класс условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса не более 2.

     ДД.ММ.ГГГГ между <УСК> и <Ответчик> в лице <ЛПУ> заключен договор об оказании услуг по предоставлению рабочих мест для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями (инвалидов), по условиям которого <Ответчик> в целях исполнения своей обязанности по трудоустройству инвалидов в счет установленной квоты, определенной в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 31.03.2005г. № 246-ПП, поручает <УСК> организовать рабочие места и трудоустроить лиц с ограниченными возможностями (инвалидов), направленных органами службы занятости населения либо самостоятельно обратившихся в <Ответчик>, а <УСК> обязуется в течение 1 месяца со дня письменного обращения <Ответчик> создать рабочие места для лиц с ограниченными возможностями (инвалидов), заключить с ними трудовые договоры и оплачивать их труд.

     Довод представителя истца о том, что заключение <ЛПУ> договора об оказании услуг по предоставлению рабочих мест для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями не влечет исполнение обязанности работодателя по созданию и выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов, поскольку согласно его условиям между инвалидами и <ЛПУ> <Ответчик> не возникает трудовых отношений, более того, на самом предприятии не создается рабочих мест для трудоустройства инвалидов, несостоятелен, поскольку указанная обязанность не предусмотрена законодательством РФ. ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» не устанавливает обязательность возникновения между предприятием и инвалидом трудовых отношений, в обязанности работодателя входит создание или выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

     Указание представителя истца на то, что аренда рабочих мест для исполнения обязанности по трудоустройству инвалидов не предусмотрена законодательством РФ, не может быть принято во внимание, поскольку не основано на законе.

     В судебном заседании установлено, что ответчиком приняты все возможные меры к соблюдению федерального законодательства по трудоустройству инвалидов. Суд приходит к выводу, что требования прокурора <адрес> выполнены ответчиком в полном объеме. <ЛПУ> трудоустроено 2 инвалида, приняты меры по созданию оставшихся 12 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленных квот – на предприятии имеется 5 вакантных рабочих мест, пригодных для трудоустройства инвалидов по классу условий труда по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса, и зарезервированных для трудоустройства инвалидов, в отношении оставшихся 7 рабочих мест <ЛПУ> заключен договор с <УСК> об оказании услуг по предоставлению рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

     Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений.

     Представителем истца не представлены доказательства, подтверждающие неисполнение ответчиком требований ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в части создания и выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты.

     Истцом в рассматриваемом случае не представлено доказательств нарушения либо угрозы нарушения ответчиком прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – инвалидов. Судом не усматривается в действиях ответчика нарушений конституционных прав граждан с ограниченными возможностями (инвалидов).

    Учитывая, что ответчиком в настоящее время исполнены требования закона о создании и выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес> не подлежат удовлетворению.

         В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика не подлежит взысканию государственная пошлина.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

     Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц–инвалидов к <Ответчик> о создании либо выделении рабочих мест для приема инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов оставить без удовлетворения.

     Решение может быть обжаловано в Федеральный суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры через Югорский районный суд ХМАО – Югры в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

     Решение в окончательной форме принято судом 09 августа 2011 года.

Верно.

Судья Югорского районного суда                                   О.В. Василенко

Секретарь суда                                         Е.В. Етеревскова