о признании незаконными действий прокурора



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Югорск                                 07 апреля 2011 года

         Югорский районный суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Колобаева В.Н., с участием:

заместителя Югорского межрайонного прокурора Б.В.А.,

при секретаре Глазковой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ц.Ю.В. о признании незаконными действий заместителя Югорского межрайонного прокурора Б.В.А. и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

         Ц.Ю.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий заместителя Югорского межрайонного прокурора Б.В.А. и компенсации морального вреда. Требования мотивировал тем, что при обращении с ходатайством к Югорскому межрайонному прокурору по вопросу предъявления в суд искового заявления в его интересах к следователю Югорского межрайонного следственного отдела СК СУ при прокуратуре РФ по ХМАО-Югре Ж.К.Н. о взыскании компенсации морального вреда в связи с неознакомлением с постановлением о назначении экспертизы по уголовному делу до ее проведения, получил отказ заместителя прокурора Б.В.А. от ДД.ММ.ГГГГ . Полагал, что нахождение в местах лишения свободы в связи с отбыванием наказания, материальное положение, отсутствие доверенного лица, который мог бы представлять его интересы, являются основанием для подачи указанного иска прокурором в защиту его прав в соответствии со ст. 45 ГПК РФ. В ходе обращения к Югорскому межрайонному прокурору по вопросу предъявления в суд искового заявления о взыскании с филиала № 22 коллегии адвокатов ХМАО-Югры                г. Югорска компенсации морального вреда вследствие неоказания квалифицированной юридической помощи по уголовному делу ему также было отказано, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ . Считал, что указанные ответы заместителя Югорского межрайонного прокурора Б.В.А. не соответствуют требованиям пунктов 3,5 Инструкции о порядке рассмотрения и приема граждан в системе прокуратуры РФ и являются предметом рассмотрения в соответствии со ст. 254 ГПК РФ. Просил признать действия заместителя Югорского межрайонного прокурора Б.В.А. не соответствующими нормативно-правовым актам, подлежащими устранению. Кроме этого просил взыскать за счет казны РФ моральный вред в сумме 200000 рублей, причиненный ему незаконными действиями заместителя Югорского межрайонного прокурора.

Определением Югорского районного суда от 31.03.2011г. заявление Ц.Ю.В. части взыскания компенсации морального вреда было оставлено без движения.

         В судебное заседание Ц.Ю.В. не явился будучи извещен о месте и времени рассмотрения дела, в настоящее время отбывает наказание в местах лишения свободы. В заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

    Заместитель Югорского межрайонного прокурора Б.В.А. в судебном заседании полагала, что требования Ц.Ю.В. удовлетворению не подлежат. Пояснила, что на неоднократные обращения заявителя в прокуратуру ему были даны исчерпывающие ответы на все поставленные в письмах вопросы в установленные законом сроки. Полагала, что нахождение в местах свободы не лишает Ц.Ю.В. самостоятельно обратиться с исками к филиалу № 22 коллегии адвокатов г. Югорска и к следователю Ж.К.Н.

           Выслушав мнение заместителя Югорского межрайонного прокурора Б.В.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    Приговором Югорского районного суда ХМАО-Югры от 24.02.2009г., вступившим в законную силу 06.05.2009г., Ц.Ю.В. осужден по ч. 1                  ст. 105, ч. 5 ст. 74 УК РФ к 11 годам лишения свободы и отбывает наказание в исправительной колонии г. Красноярска.

21 июня 2010г. Ц.Ю.В. обратился с заявлением на имя Югорского межрайонного прокурора, в котором просил обратиться в его защиту с иском к филиалу № 22 коллегии адвокатов ХМАО-Югры о взыскании одного миллиона рублей в связи неоказанием квалифицированной юридической помощи в ходе защиты по указанному уголовному делу. Требования мотивировал тем, что отбывает наказание в местах лишения свободы, поэтому лишен возможности в полной мере участвовать в гражданском судопроизводстве. Указанное заявление было зарегистрировано в Югорской межрайонной прокуратуре 06.07.2010г.

В ответ на данное обращение заместителем Югорского межрайонного прокурора Б.В.А. дан ответ от 15.07.2010г., в котором отражено, что требование о возмещении морального вреда не входит в перечень оснований для подачи иска прокурором, предусмотренных ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

08 июля 2010г. Ц.Ю.В. обратился с письмом на имя Югорского межрайонного прокурора, в котором просил обратиться в его защиту с иском к следователю Югорского межрайонного следственного отдела СК СУ при прокуратуре РФ по ХМАО-Югре Ж.К.Н. о взыскании компенсации морального вреда в связи с нарушением его права на ознакомление с постановлением о назначении экспертизы при производстве предварительного следствия по уголовному делу, возбужденному в отношении него.

На данное обращение заместителем Югорского межрайонного прокурора Б.В.А. дан подробный ответ от 20.07.2010г., в котором указано, что отсутствуют основания для принятия мер прокурорского реагирования, поскольку доводы, изложенные заявителем, были предметом рассмотрения в суде первой и кассационной инстанций.

Часть 1 ст. 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Таким образом, прокурор в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК имеет право обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Нахождение заявителя в местах лишения свободы не является уважительной причиной для обращения прокурора с заявлением в защиту его прав, свобод и законных интересов. В связи с этим заместителем Югорского межрайонного прокурора Б.В.А. было обоснованно отказано в удовлетворении заявлений Ц.Ю.В. об обращении в его защиту с иском в суд к следователю Югорского межрайонного следственного отдела СК СУ при прокуратуре РФ по ХМАО-Югре Ж.К.Н. и филиалу № 22 коллегии адвокатов ХМАО-Югры.

Кроме этого, тот факт, что Ц.Ю.В. активно использует свое право на обращение в суд и прокуратуру подтверждают постановления, вынесенные Югорским районным судом по жалобам заявителя на действия должностных лиц от 01.06.2010г., 27.12.2010г., 07.02.2011г.

Не нашли своего подтверждения доводы заявителя и в той части, что ответы заместителя прокурора не соответствуют Инструкции о порядке рассмотрения и приема граждан в системе прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 200.

В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации").

Указанная Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации (пункт 1).

Пункт 5.1 Инструкции предусматривает, что обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.

Согласно п. 6.5 Инструкции при отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован и понятен. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован.

Ответы заместителя Югорского межрайонного прокурора на обращения Ц.Ю.В. мотивированы и понятны, в них дана оценка всем доводам обращения, заявления рассмотрены в сроки, установленные Инструкцией.

При данных обстоятельствах в удовлетворении заявления Ц.Ю.В. должно быть отказано, поскольку действиями заместителя Югорского межрайонного прокурора Б.В.А., содержащимися в ответах на обращения Ц.Ю.В. от 15.07.2010г, 20.07.2010г., не нарушены права и свободы заявителя, последний имеет возможность самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

      В удовлетворении заявления Ц.Ю.В. о признании незаконными действий заместителя Югорского межрайонного прокурора Б.В.А., отказать.

     Решение может быть обжаловано в Федеральный суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры через Югорский районный суд ХМАО – Югры в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

    Решение принято в окончательной форме 12 апреля 2011 года.

Верно.

Судья Югорского районного суда                            В.Н. Колобаев

Секретарь суда                                        Е.В. Рыбалка