о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Югорск                                                     07 декабря 2011 года

     Югорский районный суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Василенко О.В., с участием:

истца <Истец>

при секретаре П.О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <Истец> к <Ответчик> о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, зачете в специальный трудовой стаж периода прохождения военной службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначении досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

     <Истец> обратился в суд с иском к <Ответчик> (далее по тексту – <Ответчик>) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, зачете в специальный трудовой стаж периода прохождения военной службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначении досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ

     В обоснование своих требований указал, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей на дату подачи заявления. В специальный стаж не был зачтен период прохождения военной службы в Вооруженных силах СССР (далее – ВС СССР) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 1 год 6 месяцев 8 дней. Считал решение незаконным, поскольку на момент прохождения службы в ВС СССР действующее правовое регулирование предусматривало возможность ее зачета в специальный стаж, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения. Полагал, что в данном случае ответчиком должно применяться действующее в период его службы утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». Период службы относится к периоду деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. С учетом периода службы его специальный стаж составит не менее 25 лет 9 месяцев, что является основанием назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости. Просил признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, зачесть в специальный трудовой стаж период прохождения военной службы в ВС СССР, обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения – с ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании <Истец> поддержал исковые требования по тем же основаниям, уточнил иск в части – просил назначить досрочную пенсию с момента подачи заявления ответчику – с ДД.ММ.ГГГГ Указал, что до призыва в армию уже осуществлял педагогическую деятельность в школе в должности учителя физики, после окончания ВУЗа. Перерыва в педагогической деятельности, кроме прохождения военной службы, не имел.

     Представитель ответчика в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен, начальник <Ответчик> К.Т.Л. в письменном заявлении просила рассмотреть дело в отсутствие ответчика и отказать <Истец> в удовлетворении иска полностью.

     Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в силу ст. 167 ГПК РФ.

     В письменном возражении на иск, представленном в суд, ответчик полагал, что иск удовлетворению не подлежит, поскольку период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01г. 06 мес. 09 дн.) прохождения службы в ВС СССР не может быть включен в специальный трудовой стаж истца. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 и Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», период военной службы в армии не подлежит включению в специальный стаж. Указанный период по действующему пенсионному законодательству включается в страховой стаж и общий календарный стаж. Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959г. «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», на которое ссылается истец, не применяется на территории РФ с ДД.ММ.ГГГГ, к тому же, на день его отмены истец полностью не выработал необходимый специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Следовательно, отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии по старости <Истец> правомерен. Отсутствуют законные основания обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию истцу с даты обращения (ДД.ММ.ГГГГ), поскольку не представлены необходимые доказательства, подтверждающие возникновение такого права.

Суд, выслушав объяснения истца <Истец>, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

     Из копии трудовой книжки известно, что ДД.ММ.ГГГГ <Истец> принят учителем физики в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в рядах Советской Армии, ДД.ММ.ГГГГ принят учителем <данные изъяты> в СШ <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ переведен учителем <данные изъяты> СШ <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию, ДД.ММ.ГГГГ принят учителем <данные изъяты> в МОУ <адрес> СОШ, уволен ДД.ММ.ГГГГ в связи с переводом к другому работодателю, ДД.ММ.ГГГГ принят в порядке перевода на должность учителя <данные изъяты> в МБОУ «СОШ » <адрес>, где и работает до настоящего времени.

Трудовая книжка работника в соответствии со ст.66 ТК РФ является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже.

     Указанные сведения подтверждены справками МОУ «СОШ » <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , МОУ «СОШ » <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , МОУ «Лицей » <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , МОУ <адрес> СОШ от ДД.ММ.ГГГГ , МБОУ «СОШ » <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Из копии военного билета следует, что <Истец> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в армии.

     ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

     Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан <Ответчик> от ДД.ММ.ГГГГ отказано <Истец> в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27.1.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ (требуемый стаж работы в связи с осуществлением педагогической деятельности для назначения трудовой пенсии по старости отсутствует).

Как установлено судом и не оспаривалось ответчиком, в специальный (педагогический) стаж <Истец> не был включен период прохождения военной службы в ВС СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина.

     В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

     Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.12.2008г. № 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Положения статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

     Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 29.01.2004г. № 2-П, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.

     Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими во время прохождения <Истец> службы в Вооруженных силах СССР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, являлись Закон СССР от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях» (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 26.01.1983г.) и утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

     Пунктом 1 названного Положения предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

     В силу п. 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

     Следовательно, на момент осуществления <Истец> службы в Советской Армии действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

     На момент обращения <Истец> в пенсионный орган им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, поэтому период службы в армии подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

     Таким образом, в целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ, как правовом и социальном государстве, спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

     При данных обстоятельствах суд находит решение <Ответчик> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе <Истец> в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в части не включения периодов службы в армии в специальный стаж незаконным.

     Возражение ответчика на иск суд находит несостоятельным, поскольку доводы, в нем изложенные, не основаны на законе.

     Статьей 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

     Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

     Из материалов дела усматривается, что с заявлением о назначении пенсии истец обратился в <Ответчик> ДД.ММ.ГГГГ, а, значит, с учетом включения оспариваемого периода в специальный стаж, у него в это время возникло право на указанную пенсию, поэтому пенсия подлежит назначению с момента обращения.

     При данных обстоятельствах суд считает исковые требования <Истец> подлежащими удовлетворению.

     На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взыскание понесенных истцом расходов по оплате государственной пошлины в сумме 400 рублей.

     На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

     Исковые требования <Истец> удовлетворить.

     Признать незаконным решение <Ответчик> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе <Истец> в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в части не включения периодов службы в армии в специальный стаж.

     Обязать <Ответчик> включить <Истец> в льготный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью период прохождения военной службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить указанную пенсию <Истец> с даты подачи заявления – с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с <Ответчик> в пользу <Истец> судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 400 (четыреста) рублей.

     Решение может быть обжаловано в Федеральный суд ХМАО – Югры через Югорский районный суд ХМАО – Югры в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

     Решение в окончательной форме принято судом 13 декабря 2011 года.

Верно.

Судья Югорского районного суда                          О.В. Василенко

Секретарь суда                                         Л.В. Лазарева